[1868-- 1931] -- историк всеобщей лит-ры. Р. в семье земского фельдшера. Впервые выступил в печати в 1893 ("Северный вестник", перевод с испанского плутовского романа XVI в. "Лазарильо из Тормес"). Участвовал в журнале "Известия Киевского университета" [1902--1903], "Педагогическая мысль" [1904], "Кр. архив" [1922--1924], "Красная новь" [1924], "Октябрь" [1925], "Печать и революция" [1926]. До революции Г. читал лекции по всеобщей лит-ре в Киевском университете, в настоящее время состоит профессором этнолого-лингвистического факультета I МГУ. Гливенко напечатал свыше 30 трудов, среди к-рых теоретический характер носят две работы: "Этюды по теории поэзии", "Поэтическое изображение и реальная действительность". Поэзию как искусство Г. делит на два вида: поэзия изобразительная (эпические и драматические произведения) и поэзия выразительная (произведения лирические); этот двоякий характер словесного искусства определяется различными воздействиями, производимыми поэтическими произведениями на читателя или слушателя [ср. учение об искусствах образных и лирических у Д. Н. Овсянико-Куликовского(см.)]. Изобразительная поэзия пользуется тремя основными видами лит-ого изображения: индивидуальное, типическое и идеальное изображение. В зависимости от преобладания в произведениях писателя какого-либо вида изображения писатель относится к тому или другому лит-ому направлению. "Лит-ые изображения создают поэты, лит-ые направления создают читатели", т. е. отдельные группы читателей, "вкусы" к-рых удовлетворяют произведения данного направления. "Вкусы" же эти удовлетворяют "произведения, признанные правдоподобными прежде всего". Так. обр. не только в области классификации искусств (зависящей у Г. от характера читательского восприятия), но и в вопросе о лит-ых направлениях Г. по существу остается на точке зрения психологической школы в литературоведении, ибо критерий "правдоподобия" является критерием субъективным (см. "Психологический метод"). Из его историко-литературных работ наиболее значительны: обстоятельная монография о В. Альфьери, знакомящая русского читателя с одним из крупнейших европейских писателей XVIII в., и "Чтения по истории всеобщей лит-ры" (написана в духе историко-культурного метода).
Библиография:
I.
Руководство для изучения итальянского яз., Киев, 1899 (2-е изд., СПБ., 1912, 3-е изд. Гиз, М., 1922);
Типы героев в литературе в их отношении к действительности. Историко-литературная гипотеза, "Унив. изв.", 1904, N 5 и отд. Киев, 1904;
Витторио Альфьери. Жизнь и произведения, т. I, "Зап. ист.-фил. ф-та СПБ. университета", ч. CV, СПБ., 1912;
Чтения по истории всеобщей литературы, Киев, 1912 (2-е изд., Гиз, М., 1922);
Хрестоматия по всеобщей литературе, Киев, 1914 и др.
Этюды по теории поэзии, I. О лит-ом произведении и лит-ом изображении, Харьков, 1920; II. Поэтическое изображение и реальная действительность, М., 1929.
II.
Коган П., "Печать и революция", кн. I, 1921;
Сакулин П., "Художественное слово", кн. II, 1921 (отзывы об "Этюдах").
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 2. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929. -- Стб. 556--557.