Гливенко Иван Иванович
Витторио Альфьери

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья из Литературной энциклопедии (1929).


   И. Гливенко

Альфьери Витторио, граф ди Кортемилья

   [Vittorio Alfieri, conte di Cortemiglia, 1749-1803] -- величайший итальянский трагический писатель. Р. в г. Асти, в Пьемонте. Воспитывался в Туринской академии. Много путешествовал. Писать начал с 1774. Чтобы сделаться итальянским писателем, ему нужно было преодолеть колоссальные трудности для овладения яз., т. к. он не знал тосканской речи, говоря все время или по-французски, или на пьемонтском диалекте. Великую французскую революцию он вначале приветствовал, но скоро глубоко разочаровался, испуганный террором, возненавидел и Францию и ее деятелей, против к-рых направлен сб. его эпиграмм "Ненавистник французов" (Misogallo). Свою жизнь А. описал в мемуарах (1802, русск. пер., 1914).
   В мировоззрении А. наиболее важен его догматический рационализм; его идеал -- свободная человеческая личность, управляемая прежде всего разумом, логикой и волей, руководимая чувством долга; с этими идеями тесно связаны политические взгляды А., лучшей иллюстрацией к-рых служат трагедии и предисловия к ним. Он говорит о "свободе народа", на каждом шагу подчеркивает свою ненависть к тиранам, свой республиканизм, но это -- республиканизм аристократа, резко разграничивающего "изначально свободных" от "рожденных рабами" ("Misogallo", XIX). Герой, наиболее близкий ему, -- Брут младший, борец за право аристократической верхушки против "тирана", ставленника народа, Цезаря. "Свобода" А. для тех избранных, что сумели воспитать себя свободными. Он приветствует американскую революцию 1776 в трагедии "Брут I", посвященной Вашингтону, но в то же время посвящает трагедию "Агис" (Agide) памяти казненного Карла I английского, павшего жертвой "несправедливого" парламента. К состоянию Италии XVIII в. А. относится всецело отрицательно, предпослав "Бруту II" ("Брут младший") ироническое и едкое посвящение "Будущему итальянскому народу". В его воззрениях ясно выражена психология представителя верхов дворянства, сохранявших еще перед завоеванием Италии французами политическую гегемонию во многих местах (Венеция, Пьемонт -- родина А. и др.). А. представлял наиболее здоровую часть своего класса, осознавшую, что спасение раздробленной Италии -- в национальном объединении. Те преобразования, к-рые принесли с собой французские завоеватели, представители ненавистной А. буржуазии, -- эти преобразования А. не принял и не хотел принять. Впоследствии А. изменил свое отношение к "третьему сословию". Все художественное наследие А. теснейшим образом связано как с изложенными общественно-философскими воззрениями, так и с идеями его о значении лит-ры, к-рые чрезвычайно четко выражены в его трактате "Del principe e delle lettere" (О государе и лит-ре), основная мысль к-рого сводится к тому, что истинная лит-ра может процветать только у истинно свободного народа. Она должна учить добродетели и проповедывать свободу (догматизм А.). Но из всех видов лит-ры наилучшим образом достигает этой цели поэзия, потому что она наставляет путем наслаждения, научает человека познавать разумом свои права и способности, неосознание к-рых порождает рабство всякого народа.
   В трагедиях А. отражается его рационализм. Основной организующий принцип его драматургии -- логическое построение пьес. Оно проявляется, с одной стороны, в композиционной стороне трагедий: все сосредоточено вокруг основного стержня действия, число персонажей весьма ограничено, причем центральные персонажи всегда оттесняют на задний план всех прочих. Трагедии А. построены на резких контрастах, без полутеней; их логическая схема -- противопоставление идеального человека, борющегося за свободу и отечество, отрицательному типу (тирану). Таковы: Дон-Карлос и Филипп ("Filippo"), Брут и Цезарь ("Bruto II"); даже там, где любовная интрига должна играть центральную роль ("Maria Stuarda", "Mirra" -- трагедия кровосмесительницы), А. сосредоточивает внимание всегда на моральной проблеме, являющейся основой всех его трагических конфликтов, -- именно на преодолении страсти и личных чувств во имя долга и разума. Слабые личности гибнут (Изабелла в "Filippo", изменяющая мужу), сильные -- побеждают, как Брут Старший, приговаривающий к смерти детей, или Брут Младший, к-рого А. нарочито сделал сыном Цезаря, основываясь на легендарных словах умирающего Цезаря "И ты, дитя". Действие трагедии начинается in medias res (в разгаре) и стремительно идет к развязке; нет отвлекающих эпизодов. Яз. А. -- прежде всего ораторский яз. Логические обоснования, апелляция к разуму встречаются даже в любовных излияниях, не говоря уже о политических монологах, где диалектическое искусство А. развертывается в полной силе. Повторения, перекличка отрывочными, лаконичными вопросами и ответами, лозунги, выкрикиваемые оратором и вслед за ним народом, -- таковы признаки ораторского стиля А. Рядом с этим стих его изобилует ударениями, односложными словами, часто прерывается, вводятся намеренные уклонения от плавного, напевного ритма, к-рому, по мнению А., не место в трагедии, воспевающей человеческие страсти, служащей "школой нравственности, добродетели и великодушия". Трагедии А. чрезвычайно сценичны; к этому стремился А. в своем лаконизме и сосредоточенности действия. Единство времени, места и действия соблюдается у А. Он делает довольно удачные попытки восстановить хоры греческой трагедии ("Alceste"). Особняком стоит его цикл из 4 комедий ("L'uno" -- "Единый", "I pochi" -- "Немногие", "I troppi" -- "Излишние", "L'antidoto" -- "Противоядие"), где А. проводит свою идею о несовершенстве монархии, демократии, олигархии как форм правления; идеальное государство, по А., может создаться лишь в результате соединения этих трех "ядов". Также особо стоит его "Abel", названный А. "трамелогедией" (сочетание мелодрамы и трагедии), уже отражающий новые веяния в итальянской лит-ре (сентиментализм), проявлявшиеся в творчестве Уго Фосколо (см.) и др.
   Чрезвычайно выдаются своей злобной иронией, разнообразными ритмами, богатством рифм и мастерством каламбуров эпиграммы А. Лирические стихотворения А. носят большей частью характер иронический и сатирический. Главные их темы -- политические (Misogallo, см. выше). А. -- один из лучших мастеров сатиры и сонета; в его "Misogallo" встречаются весьма оригинальные по ритму стихотворения (напр. сатирическая ода "Teleutodia" в форме греческой оды). Яз. прозы А. -- яз. политических трактатов-памфлетов. В известной степени ученик классика Ш. Маффеи (см.) [ум. 1755], А. -- один из виднейших представителей националистической тенденции в итальянской поэзии, к-рая, начиная с Филикайя в XVII в., развилась в творчестве Парини (см.), Пиндемонте (см.) и затем у В. Монти (см.), С. Пеллико (см.) и Уго Фосколо. Драматическое творчество трех последних уже проходит всецело под влиянием А., но и на романтическую трагедию [Никколини (см.), Косса (см.), Мандзони (см.)] А. оказал сильнейшее влияние: его националистический пафос нашел себе достойных продолжателей именно среди романтиков; последний крупный классик в итальянской лит-ре, А. уже стоит на грани романтизма. Сам Леопарди (см.) в своей политической лирике часто вдохновлялся А.-поэтом. Его общественное значение огромно; несмотря на свою враждебность к французской революции, он ярко отразил в своем творчестве пафос революционной эпохи.

Библиография:

   I. Трагедии А., кроме перечисленных: "Saul", "Timoleone", "La congiura dei Pazzi", "Virginia", "Oreste", "Merope", "Ottavia", "Solonisba", "Don Garcia", "Antigone", "Agamemnone". На руск. яз. перев. (в 60-х гг.) "Филлип", "Брут", "Агамемнон" и "Мирра". Монолог Изабеллы из трагедии "Филипп II" переведен на русский яз. А. С. Пушкиным.
  
   II.
   На русском яз.:
   Гливенко И. И., проф., Жизнь и сочинения В. А., СПБ., 1912;
   Фриче В. М., Лит-ра эпохи объединения Италии, М., 1916;
   Из старых работ наиболее известна ст. Вильмена в его "Tableau de la littérature du XVIII-e siècle", 1834;
   Bertana E., V. A., Torino, 1904;
   Bustico, Bibliografia di V. A., 1908-1911;
   Spavento A., 1923; Gabetti A., La filosofia di A., 1923;
   Calosso U., L'anarchia di A., 1924.
  
   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 1. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 107--110.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le1/le1-1071.htm.
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru