* Печатается по рукописи: ГАТО. Ф. 103. Оп. 1. Ед. хр. 1020. Л. 38 об. -- 39 об.
Бог есть одна цель для человека -- и чтоб человеку достичь в этой жизни до мира и блаженства, то Бог должен быть его единственною целью. Страсть -- имеет тоже свою цель, и эта цель есть сама тварь... Вот единственная причина всех бурей и несчастий, которые нападают на наши сердца, когда мы допускаем страсти овладеть ими. Здесь-то и есть отключение от нравственного порядка, которое непременно должно быть наказано, потому что если человек найдет все свое блаженство в своей страсти, тогда Бог становится для него уже не нужным... Страсть наполняет в глубине наших сердец эту величайшую пустоту, которую Бог оставляет для того, чтоб мы почувствовали, что мы без Него несовершенны, и что по этой-то самой причине Бог делает тщетными все наши усилия наполнить эту пустоту другим предметом кроме Его самого.
Однако как не преступна бывает страсть, но она менее пагубна для человека, чем порок.
Она истощает и опустошает душу его овладевшую, но порок унижает и бесчестит... Страстная душа еще может обратить к Богу <нрзб.> ее увлекший, но душа порочная должна совершенно возродиться прежде, нежели дерзнуть поднесть Богу жертву благоговейную и достойную Его.
Просвети меня, Господи, научи меня оправданиям твоим и открой мои очи увидеть свет Твой.