* Печатается по рукописи: ГАТО. Ф. 103. Оп. 1. Ед. хр. 1020. Л. 50-52 об. (Беседа 1-я), Л. 35-36 об. (Беседа 2-я).
Беседа 1-я
Послушайте, православные, что мне хочется вам протолковать, это не сказка, чтоб забавлять ребятишек, нет, а святая истина, то, без чего нельзя обойтиться, жить на этом свете, угодить Богу, быть честным человеком и спасти свою душу: это-то и есть всего важнее для всех нас. Я постараюсь вам рассказать так просто, чтоб вы сами смекнули дело и сами увидели, что здесь говорится для вашего добра. Вот я и начну с того, что вам всем известно и что вы видите перед глазами. У всякого из вас есть изба, потому что был лес, из чего ее срубить, не так ли? Было место, на чем ее построить, и топор, чтоб ее обделать... Это вы все сделали сами, потому что вы люди смышленые, знаете свое дело, что с топором без куска хлеба не будешь, а себе все добудешь. Когда состроите избу, женитесь, заведете хозяйство, будете обработывать землю, чтоб она вас кормила, она ведь родит и хлеба, и овощи. Как русскому мужичку жить без капусты и картофеля. Вот так-то со всем, что ты устроишь, ты и заживешь припеваючи с своей хозяюшкой и детками, если Господь наделил тебя ими. Тебе будет хорошо, не правда ли? Ты все делал, чтоб тебе было довольно, пока ты жив. Но ведь так жить, чтоб только кормиться, человеку не пригодно. Так живут твои лошадки, коровы и овцы, а у тебя ум в голове, и душа в теле, да еще душа крещеная. Когда ты подумаешь немного, то и придешь к тому, что спросишь, да кто ж мне это все дал?.. Да и все, которые из вас поумнее, разумеется, скажете: Бог дал. Но ведь этого знать мало, надобно узнать, что Бог для нас, когда нас еще и не было, сделал, чего хочет от нас за все свои милости, и как жить христианину, на котором надет крест и который должен отвечать за свою душу и спасти ее для будущей жизни. Если Бог поможет мне вам рассказывать так, чтобы вы меня понимали, то я помаленьку и буду продолжать о делах Божиих, о Его к нам милосердии... А чем ближе узнаем Его, Отца небесного, тем больше будем любить его и будем счастливы здесь, на земле, и там, в Его небесном царстве. Слушайте ж это начало.
Давно, очень давно, может, около семи тысяч лет, как Бог сотворил этот мир. Ничего тогда не было, кроме Бога, а кругом тьма, и все смешано вместе: и вода, и земля, и воздух. Сначала Бог и сотворил свет, небо и землю. И так каждый день Господь творил все, что ты видишь теперь, в чем живешь и чем живешь. Солнце, которое небо освещает, растит деревья и травы и греет; месяц такой светлый, что и в самую темную ночь все увидишь. Звезды ясные, что ваши хрустали дорогие; землю с ее угодьями, лесами, травами, цветами. Что уж вам расписывать про Землю, она вас кормит и всех нас, воды разные с рыбами... В воздухе летают птицы, а в лесах водятся звери. В шесть дней Господь сотворил все это. Увидел, что все хорошо, и создал после всего в шестой же день и человека, вдохнул в него свой дух, вот что мы называем душою. Так человек стал жить, понимать, говорить. Господь поселил его в Рай, в свой сад небесный, чтоб он жил, радовался и молился Ему... После всех этих шестидневных трудов и дел Бог захотел отдохнуть в седьмой день.
Я теперь остановлюсь на этом месте, чтоб тебе растолковать, как и Господь велел нам по своему примеру делать.
Шесть дней трудись, исправляй свое дело в семье, а все-таки не забывай хоть в <нрзб.> стоять перед образами, перекрестится, и произнести молитву -- какую ты знаешь, а уж непременно Отче наш и Богородицу. Заставляй даже ребятишек повторять за тобою, чтоб они знали еще с малых лет, что надо молиться Богу. После того и принимайся за свою работу. Когда ж пройдет твой рабочая неделя, в седьмой день, т.е. в воскресенье, иди в церковь, к обедне. Там слушай все, что читают и поют: читаются в церкви и поются святые слова, которые должны входить в твою душу. Бог невидим для нас, а видит своих рабов и дает им что нужно. Великое дело -- храм Божий и обедня. Если же по каким-либо причинам домашним нельзя идти в церковь, то все-таки начинай день молитвой. Если у вас в деревне есть грамотный, попроси, чтоб прочел тебе что-нибудь на пользу души твоей из божественных книг... а после пожалуй к себе и примись за что-нибудь домашнее, в доме всегда найдется какая ни на есть работа, это не грех. Оставаться же, сложив руки, не годится. Того и гляди найдут худые мысли, потянет на худое, если близко и как захочется, что, дескать, делать нечего, а праздник. Вот это-то и есть самое скверное. В кабаке пропьешь деньги, придешь домой шальным, в доме-то будет убыль, а в душе уж больно не ладно. Бог-то приказал в седьмой день -- молиться, а не грешить...
Беседа 2-я
Вы знаете теперь, что Бог сотворил мир в шесть дней и человека; в седьмой отдыхал. Я вам говорила, как следует проводить день отдыха. Пойду далее.
Бог сотворил человека из земли по своему подобию, назвав его Адам, и, чтоб он не оставался одним, сотворил ему жену и помощницу Еву, и когда привел ее к нему, то сказал им: населяйте землю, она ваша со всем, что в ней есть. Повелевайте зверями, птицами в воздухе и рыбами в воде -- все ваше. Чего ж недоставало им, кажется! Жили в Раю хорошо, не грешили и не знали, что такое грех, потому что и болезни и смерти тогда не было, все звери им повиновались. Плодов всяких множество. Да и может ли быть дурно в Раю, особливо когда <нрзб.> Бога... Когда же Господь теперь все им устроил, в гибельном саду, то он сделал только одно запрещение. Посредине сада росло дерево огромное с плодами. Это плоды хоть и вкусны, может, были, но Господь не приказал вкушать их, сказав им: умрете, если захотите вкусить. Может быть, они бы и не сделали этого, но злодей рода человеческого диавол искусил их. Ему завидно стало, что Бог их любит и что им хорошо было.
Тогда ничего не было, кроме тьмы, все смешано. Вот Бог вначале и сотворил небо и землю, и каждый день творит все, что ты теперь видишь, в чем живешь и чем живешь. Солнце, которое тебя и всех греет, месяц, что тебе светит ночью, землю со всеми угодьями, лесами, и годную <растить> твою рожь, овес и прочее, чтоб ты кормился, зверей, птиц, рыб. В шесть дней Господь своей силой сотворил все это и, наконец, в шестой день человека, вдохнул в него свой дух -- и он стал жить, дал ему душу, чтоб он мог понимать, говорить, молиться и радоваться в Раю, в его небесном саду... Вот как было сначала. Когда же Бог увидел, как все хорошо, то в седьмой день отдохнул от своих трудов. Я остановлюсь на этом, ты узнал уж довольно, чтоб понять, что не все же могло само собой сделаться, и изба твоя стоит, потому что ты ее срубил и отделал... За все доброе, что Господь сделал, должен ли ты благодарить Его? Кажется, что так. Благодарить крепко за сделанное и вместе просить, чтоб Он и впредь тебя сохранил. А как же Он будет тебя хранить-то, если ты Его не знаешь, Ему не молишься и ничего Ему угодного не делаешь? Со временем я скажу, как лучше и угодить Ему, а теперь пока ты заметь вот что и помни, это очень важно для тебя: <Бог> после трудов своих, в седьмой день отдохнул. Поэтому самому Господь и нам приказывает в 4-й заповеди. Я после скажу, что значит заповеди. А теперь, по слову, и нам всем приказано: шесть дней трудиться, исправлять свое дело, в семье своей, а в седьмой непременно идти в церковь к обедне. Если ж тебе нельзя, по каким-нибудь крайним надобностям, молись дома, проси Отца небесного, как умеешь, как твое сердце тебе скажет, хоть одно Господи помилуй повтори несколько раз с земли поклонением. Он и то услышит. А после примись за что-нибудь домашнее, все лучше, нежели ничего не делать, или пойти слушать глупые речи, или браниться, или, чего Боже сохрани в кабак.