Гюисманс Жорис Карл
Гюисманс: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


 []

   ГЮИСМÁНС (Huysmans), Жорис Карл (его имя на франц. яз. -- Жорж Шарль Мари; 5.II.1848, Париж, -- 12.V.1907, там же) -- франц. писатель. Голландец по происхождению. 30 лет служил в Мин-ве внутр. дел, участвовал во франко-прусской войне 1870--71. В нач. 70-х гг. выступил как очеркист и худож. критик; в 1874 опубл. сб. эпигонски романтич. новелл "Ваза с пряностями" ("Le drageoir aux épices"), в 1876 -- свой первый роман "Марта. История проститутки" ("Marthe, histoire d'une fille", рус. пер. -- "Марта. История погибшей", 1880), в к-ром следовал принципам натурализма, провозглашенным Э. Золя, как и в последующих романах "Сестры Ватар" ("Les sœurs Vatard", 1879), "Семейный очаг" ("En ménage", 1881), "По течению" ("A vau-l'eau", 1882); рассказах "С мешком за плечами" ("Sac au dos", опубл. в сб. "Меданские вечера", 1880), "Парижские наброски" ("Croquis parisiens", 1880). Подробное описание среды сочеталось у Г. со столь же тщательным анализом ощущений его безвольных, неврастенич. героев, ведущих будничное, бесцветное существование. Антибурж. направленность в творчестве Г. постепенно подменялась антигуманистич. изображением человеч. бытия вообще как уродливого, бесцельного прозябания. В романе "Наоборот" ("À rebours", 1884, рус. пер. 1906) натурализм перерастает в декадентство. Герой этого романа аристократ Дез Эссент, ставший идеалом декадентов, бежит от прозы жизни в мир изощренной и извращенной чувственности. Декадентские тенденции усилились в романе "Там, внизу" ("Là-bas", 1891, рус. пер. 1907), герой к-рого в поисках необычных ощущений посещает оргии секты сатанистов. В предисл. к этому роману Г. заявил, что перед совр. лит-рой стоит задача создания "спиритуалистического натурализма", свободного от "грубой реальности", обращенного к таинственному и потустороннему. В нач. 90-х гг. Г. увлекся католицизмом. Восхвалению, религии как единств. спасения от уродства жизни и страстей посвящены романы: "В пути" ("En route", 1895), "Собор" ("La cathédrale", 1898), "Святая Лидвина..." ("Sainte Lydwine de Schiedam", 1901) и др. Как худож. критик Г. выступал с поддержкой импрессионистов ("Современное искусство", 1883), позднее противопоставлял всем видам реализма субъективную и мистич. интерпретацию реальности, провозглашая худож. нормой ср.-век. религ. иск-во. Произв. Г. переводились на рус. яз. в 1906--14.
   Соч.: Œuvres complètes, v. 1--18, P., 1928--34; Lettres inédites à E. Zola, Gen. -- Lille, 1953; в рус. пер. -- Собр. соч., т. 1--3, М., 1911--12; Полн. собр. соч., т. 1--3, М., 1912; У пристани, П., 1923; Марта, П., 1923.
   Лит.: История франц. лит-ры, т. 3, М., 1959; Martino P., Le naturalisme français, P., 1923; Thérive A., J. K. Huysmans, P., 1924; Deffoux L., J. K. Huysmans sous divers aspects, P., 1927 (имеется библ.); Gallott H. M., Explication de J. K. Huysmans, P., 1954; Chastel G., J. K. Huysmans et ses amis. Documents inédits, P., [1957].

О. И. Ильинская.

  
   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 2: Гаврилюк -- Зюльфигар Ширвани. -- 1964. -- Стб. 477--478.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke2/ke2-4771.htm.
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru