Гиппиус Зинаида Николаевна
Продолжение прений по докладам З.Н. Гиппиус и А.А. Мейера

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   
   Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде): История в материалах и документах: 1907-1917: В 3 т. / Московско-Петербургский Философский Клуб; Федеральное архивное агентство; Российский государственный архив литературы и искусства. Т. 2: 1909-1914.
   М: Русский путь, 2009.
   

ЗАСЕДАНИЕ 26 НОЯБРЯ 1914 г.

Продолжение прений по докладам З.Н. Гиппиус и А.А. Мейера

Тезисы*

* Помещенные здесь тезисы по докладам З.Н. Гиппиус и А.А. Мейера были напечатаны к собранию 26 ноября и раздавались членам при входе на собрание.

А.А. Мейер

Религиозный смысл мессианизма

   1. Вселенский идеал христианства, не мирясь с национализмом, как с самоутверждением нации, не может, однако, быть враждебным принципу национальности, потому что национальное им преодолевается, не отрицается.
   2. Нация служит вселенскому делу, выполняя свою миссию.
   3. Осознание выпавшей на долю нации миссии может вырождаться в утверждение совершенно исключительного посланничества нации, призванной якобы спасти все человечество чрез искупительную жертву своих страданий (мессианизм, в противоположность миссио-низму).
   4. С мессианистическими устремлениями необходимо связывается усиленное подчеркивание единства нации, устраняющего всякую борьбу внутри нации.
   5. Разделение нации на два лагеря есть внешнее выражение той борьбы, какая ведется между двумя тенденциями в душе всякого существа, стремящегося ко вселенскому идеалу, а следовательно -- ив душе нации.
   6. Движение нации к преодолению языческого самоутверждения и выполнение ее истинной миссии возможно только при наличии очищающей ее самое борьбы с собою, внешне выражающейся в разделении ее на лагери.
   7. Мессианизм, устраняющий эту борьбу и делающий из национальной души не искупленную, а искупающую других душу, еще менее приемлем для христианства, чем его антипод -- национализм самоутверждения, ибо он склонен подменить веру в Единого Христа -- верою в нового Христа -- нацию.
   

З.Н. Гиппиус

История в христианстве

   1. Для решения вопроса о национализме и нынешней войне надо определить роль истории в христианстве, имея в виду притом, что понятие христианства берется во всей его подлинной широте.
   2. Замена прежних ценностей новыми на пути развития есть не отрицание прежних, а лишь утверждение новых ценностей, потому что в существе своем христианство ничего не отрицает.
   3. Выбор между старыми и новыми ценностями свободен, всецело зависит от воли человеческой и от ее единства с волей Божественной.
   4. Включение истории в христианство вовсе не ограничивает истории, не суживает ее, ибо великий поток истории течет "в ту же сторону", что и христианство.
   5. Изжитое лишь частично передовыми элементами человечества весьма часто ошибочно принимается за изжитое до конца всеми. Однако есть высокие ценности, подлежащие не отмене, а лишь преображению.
   6. Война является одним из следствий деления человечества на коллективы условные (государства) или природные (племена).
   7. Факт войны показывает, что общеизвестный взгляд о ее изжитости еще не вошел в плоть и кровь человечества.
   8. Вследствие неполной изжитости идеи войны приходится теперь "снизиться" до нее.
   9. Это "снижение", происходящее в народной массе инстинктивно и почти мгновенно, очень трудно для тех, кто уже приблизился к новым ценностям.
   10. Было три решения проблемы об отношении к войне: 1) -- открыто и бесплодно отвергнуть факт, 2) -- отойти и созерцать со стороны и 3) -- отречься от прежних достижений, принимаемых до войны за правду.
   11. Этот трудный путь, однако, путь верный. На нем не надо искать оправданий войны, но поняв, что она -- поворот назад, помнить, что в ней все виноваты, что она дело и наших рук.
   12. Война не наказание нам, а указание. Должно желать, чтобы ее огонь был и огнем очищающим.
   13. Идея "нации", "национальности" должна изменить свой облик, чтобы упразднилась война.
   14. В прежнем своем облике нация не вмещает личности, и в момент самого яркого утверждения прав нации всецело уничтожаются права личности.
   15. На Великом пути истории происходит борьба между "Сегодня" и "Вчера", но в ней побеждает "Завтра".
   16. И в нашей настоящей, сегодняшней борьбе за права личности победит всечеловеческое "Завтра", новый, неразложимый коллектив.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru