Гиппиус Владимир Васильевич
Гиппиус В. В.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ГИППИУС Владимир (Вольдемар) Васильевич [псевд. Вл. Бестужев, Вл. Нелединский; 15(27).7.1876, Химки, близ Москвы -- 5.11.1941, Ленинград], поэт, прозаик, критик, педагог. Брат Вас. В. Гиппиуса. Происходил из старинного рода выходцев из Германии, к к-рому принадлежала и З. Н. Гиппиус. Отец, Вас. Ив. Гиппиус (1853--1918),-- д. стат. сов., пом. управляющего земским отд. Мин-ва внутр. дел. В 1895 Г. окончил 6-ю петерб. г-зию, где подружился с А. М. Добролюбовым; вместе с ним пришел к обоснованию декадентства как миросозерцания, к апологии крайнего эстетизма и психол. эмансипации. Впоследствии Г. признавал: "В религии я стал атеист, эстетика побеждала религиозность. Политическое безразличие было полное. Мораль отрицалась вся вполне, без уступок" (ИРЛИ, ф. 377). Печатать стихи начал в гимназич. годы (первая публ.-- "Север", 1892, No 42, 18 окт.). В сер. 1890-х гг. входит в круг ж. "Сев. вест." (где стихи его, однако, не были приняты), знакомится с В. Я. Брюсовым, Ф. Сологубом, Н. Минским, Д. С. Мережковским, Гиппиус. С 1895--на ист.-филол. ф-те Петерб. ун-та. В стихах и прозаич. опытах этого времени ("Песни", СПб., 1897), свидетельствующих о воздействии поэзии А. А. Фета, утверждает приоритет муз. начала, "настроения", "бессознательного", варьирует мотивы декадент, эгоцентризма и отчаяния. Неудовлетворенность книгой (см. письмо Брюсову от 12 янв. 1897 -- ГБЛ, ф. 386, к. 82, д. 32) повлекла за собой в кон. 1890-х гг. постепенный отход Г. от прежних идеалов -- отчасти под влиянием Гиппиус и Мережковского, выступавших против крайностей декадентства (Сологуб писал Г. 25 июля 1897: "Вы... в последнее время начали отметать декадентство. Это -- влияние Мережковских?" -- ИРЛИ, ф. 77, д. 224). Г. сближается с кругом ж. "Мир иск-ва", исповедовавшего более умеренные взгляды, где в 1900 (т. 3, отд. II) появилась его рец., направленная против декадент, невнятицы в сб. "Книга раздумий" (стихи К. Д. Бальмонта, М. А. Дурнова, И. Коневского и Брюсова), от участия в к-ром Г. отказался. После опубликования в альм. "Сев. цветы на 1901 г." (М., 1901; подпись Владимир Г...ъ) цикла из пяти стих., в к-ром уже отчетливо сказывалось стремление к поиску религ. идеала, Г. надолго отходит от худож. творчества, ощущает себя "кающимся декадентом".
   В ун-те изучает лит.-критич. наследие А. С. Пушкина: иссл. "Пушкин и журн. полемика его времени" (в кн.: Памяти А. С. Пушкина. Сб. статей, СПб., 1900; отд. изд.-- СПб., 1900), ценное конкретными ист.-лит. разысканиями и выводами. По окончании ун-та (в 1901, с дипломом 1-й степени) Г. работал в 1902--03 пом. столоначальника в деп. духовных дел иностр. исповеданий Мин-ва внутр. дел; с 1904 штатный препод. петерб. жен. г-зии M. H. Стоюниной, в 1906 становится также штатным препод, в Тенишевском уч-ще (в мае 1917 назначен дир. уч-ща, после Окт. революции до июля 1920 пред. школьного совета). Гимназич. преподавание, ставшее для Г. своеобразным опытом преодоления декадентства, он рассматривал как вклад в дело обновления России (ст. "Памяти В. Я. Стоюнина", "Рус. школа", 1914, No 2; см. также "Зап. по истории рус. лит-ры", П., [б. г.], литографиров. изд.-- в б-ке ИРЛИ). С. А. Венгеров писал о Г.: "Он -- один из самых выдающихся петерб. преподавателей рус. словесности, один из тех незабываемых учениками учителей, к-рых можно назвать Грановскими средней школы" (Лит-ра 20 в., кн. 3, с. 270--71; ср.: Мандельштам О., Шум времени, Л., 1925, с. 76--84; Набоков В., Другие берега, Н.-Й., 1954, с. 170, 208). Г. выступал против чрезмерной рационализации и интеллектуализации гимназич. образования, за "развитие индивидуальной силы, зиждущейся в развитии воображения и чувства" (ст. "Болезнь совр. школы", "Моск. еженед.", 1910, No 20, 21).
   С кон. 1900-х гг. Г. возвращается к лит. деятельности: цикл стихов (впервые под псевд. Вл. Бестужев) "Из книги "На семи путях"" (РМ, 1909, No 4); вновь сближается с Мережковским и Гиппиус, к-рые поощряют его в этом устремлении (см. письмо Гиппиус к Г. от 12 марта 1913 -- ГПБ, ф. 481, д. 39). Г. публикует стихи в ж. "Рус. мысль" (1911, No 10), "Новая жизнь" (1912, No 12), "Гиперборей" (1912, No 2; см. также: ЛН, т. 92, кн. 3, с. 553--54), "Отечество" (1914, No 7), "Голос жизни" (1915, No 4) и др. В 1912 издает (под псевд. Вл. Бестужев) сб-к стихов 1896--1906 "Возвращение" (СПб.), отмеченный влиянием Ф. И. Тютчева и свидетельствовавший о переходе Г. от пессимизма к принятию мира в его трагич. противоречиях. Однако "чуткая глубокая душа поэта-философа" (НЖдВ, 1912, No 11, стб. 124) не всегда адекватно интерпретировалась критикой, к-рая по-прежнему относила Г. к раннему символизму (Н. Гумилёв -- "Аполлон", 1912, No 9, с. 54), видела в нем "настоящего поэта-индивидуалиста, одинокого до отвлеченности, до отчаянья" (Антон Крайний <З. Гиппиус> -- "Нов. жизнь", 1913, No 2, стб. 170).
   В 1913 Г. становится пост. сотрудником петерб. газ. "Речь", публикует там ист.-лит. статьи, в к-рых руководствуется идеей единства и преемственности рус. культуры: о А. И. Полежаеве (7 февр.), В. М. Гаршине (24 марта), В. Г. Короленко (15 июля), Н.В.Станкевиче (27 сент.), Н. Г. Помяловском (5 окт.), Н. П. Огарёве (24 нояб.) и др.; выступает с очерками о совр. писателях -- И. Северянине (24 июня), В. Ропшине (12 авг.), Брюсове (11 нояб.). Обращаясь к лит. исканиям 1910-х гг., Г. обличал в них отсутствие пафоса, "охлаждение любви и вялость сердец" (3 марта), ограниченность задачами "словесного ремесла" (1 апр.), выступал против "новой волны эстетизма" (усмотренной им в деятельности ж. "Аполлон", в акмеизме) во имя творчества, насыщенного высоким обществ, и духовным пафосом: "... разрушение эстетизма есть общественная обязанность тех, для кого дороже всего "святое беспокойство", двигающее всю жизнь людскую, порождающее и искусство" (15 мая; см. также 7 апр.; ср. позицию Мережковского, к-рого Г. особо ценил за сочетание обществ, и религ.-филос. идеалов: ст. Г. "Лит.-обществ. смена", "Голос жизни", 1915, No 9). Кн. Г. "Пушкин и христианство" (П., 1915) рассматривает творч. индивидуальность Пушкина как бессознательное проявление подлинно христианского бытия -- "бытия, становящегося пламенной духовностью", под видимой гармонией к-рого "всегда жили хаос и боренье" (с. 36); вскрывает "основную антиномию пушкинского существа" -- "противоположение плоти цветущей и тлеющей: жизни -- смерти" (с. 26--27). В отзывах отмечались содержательность, системность и одновременно спорность положений, выдвинутых Г. (Б. Грифцов -- РМ, 1916, No 1; Ю. Никольский -- "Речь", 1916, 25 янв.; отрицат. рец.: П. П. Перцов -- НВ, илл. прил., 1916, 16 янв.; отзыв Б. В. Томашевского -- в его кн.: Пушкин, Л., 1925, с. 93); А. А. Блок в письме к Г. выразил свое несогласие с замыслом и терминологией книги, но признал "многие конкретные наблюдения" "нужными и близкими" (VIII, 448).
   В предрев. годы Г. опубл. первую часть кн. стихов "Ночь в звездах" (П., 1915; 2-е изд. под псевд. Вл. Нелединский -- П., 1917; корректура 2-й части, запрещенной воен. цензурой,-- ИРЛИ, ф. 77, д. 12), поэму "Влюбленность" ("Альманах муз", П., 1916), сб-к "вольных сонетов" "Томление духа" (П., 1916; сдержанный отзыв: В. Брюсов -- PBед, 1916, 9 нояб.). Характерная особенность зрелой поэзии Г.-- сочетание гипертрофиров. индивидуализма с ярко выраженным религ.-филос. пафосом. Стихам Г. присуще единство лирико-медитативной темы; раскрывая исповедь самопознающей души, они, при всей подлинности поэтич. чувства и филос. углубленности, отмечены чрезмерной отвлеченностью, однотонностью худож. красок, повторениями.
   Свое творчество Г. стремился подчинить целостной мифо-поэтич. концепции, отражающей разл. стадии его духовной эволюции и формы мировосприятия в их взаимосоотнесенности. По замыслу Г., его поэтич. сб-ки должны были войти составными частями в единую "композицию -- трилогию под назв. "Завет": "Скиталец по земле" (ч. 1 -- "Отречение. 1893--1896", ч. 2 --"Возвращение. 1896--1906"); "На семи путях" (ч. 1 -- "Ночь в звездах. 1907--1912", ч. 2 -- "Затмение звезд. 1912--1913", ч. 3 -- "Звезды днем. 1913--1914", ч. 4 -- "Радуга в ночи. 1912--1918"); "Инок. (Вольные сонеты)" (ч. 1 -- "Томление духа. 1912--1916", ч. 2 -- "Всенощное бдение. 1917--1920") (ИРЛИ, ф. 77, д. 199). Лишь "Возвращение" и "Томление духа" вышли в свет в полном объеме; "Отречение" частично совпадает с кн. "Песни" (1897).
   После Окт. революции занимался пед. деятельностью, работал в театр, отд. Наркомпроса. Опубл. поэму "Лик человеческий" (П.-- Б., 1922, песни 1--8; песни 9--20 -- в рукоп.) -- опыт духовной автобиографии (рец.: А. Б.-- "Дни", Б., 1922, 12 нояб.; К. Мочульский -- "Звено", Париж, 1923, 5 февр.).
   Лит.: Иванов-Разумник, Три богатыря.-- "Летопись Дома литераторов", 1922, No 7; Брюсов В. Я., Дневники, М., 1927 (ук.); Иван Коневской. Письма к Вл. В. Гиппиусу. Публ. И. Г. Ямпольского.-- В кн.: Ежегодник РО ПД. 1977, Л., 1979; Пять писем Брюсова к Вл. Гиппиусу. Подготовка текста и прим. Э. Литвин.-- В кн.: В. Брюсов и лит-ра кон. XIX -- XX в., Ставрополь, 1979; Field A., VN, the life and art of V. Nabokov, N. Y., 1986, p. 44--45. + КЛЭ; Владиславлев; Альм. и сб-ки (1); Масанов (не указан псевд. Вл. Белкин).
   Архив: ИРЛИ, ф. 77 (в т. ч. два романа, автобиогр. и мемуарные произв.).

А. В. Лавров.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru