Василий Васильевич Гиппиус широко известен в нашей стране и за ее рубежом как один из видных представителей старшего поколения деятелей литературной науки. Вдумчивый тонкий исследователь творчества Пушкина, Гоголя, Тютчева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина В. В. Гиппиус был также блестящим поэтом-переводчиком, которому читатель обязан превосходными переводами комедий Мольера, стихотворений Шиллера и Гейне.
В. В. Гиппиус родился в Петербурге 26 августа 1890 года. Отец будущего ученого В. И. Гиппиус (1853--1918), чиновник Земского отдела и член совета Министерства внутренних дел, по словам сына, "тяготел к литературе" (Институт русской литературы (Пушкинский Дом) АН. Рукописный отдел. Автобиография В. В. Гиппиуса), в молодости сотрудничал в журналах, позже переводил Данте, Петрарку и других поэтов. Сохранилась его переписка с академиком А.Н. Веселовским. Старшие братья В. В. Гиппиуса Владимир (1876--1941) и Александр (ум. в 1942) были тесно связаны с литературным движением русского символизма. Оба они под различными псевдонимами печатали стихи в символистских журналах и сборниках, а Вл. В. Гиппиус, педагог по своей основной профессии, выступал в печати также как критик и литературовед. Ему адресовано послание Блока "Владимиру Бестужеву" (один из псевдонимов Вл. В. Гиппиуса) (см.: А. Блок, Собр. соч., М.-Л., 1960. Т. 3. С. 140 и 548--549). Со вторым братом В. В. Гиппиуса Александром Блок учился вместе в Петербургском университете. Они были связаны в молодые годы тесной дружбой. Литературно-художественные занятия отца и братьев, а также знакомство с Блоком, часто бывавшим в доме Гиппиусов (см. об этом воспоминания В. В. Гиппиуса "Встречи с Блоком"), оказали значительное влияние на будущего ученого, рано пробудив у него литературные склонности и интересы.
После окончания в 1907 году Петербургской 6-й гимназии В. В. Гиппиус поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Здесь он учился на двух отделениях -- романо-германском (окончил в 1912 г.) и славяно-русском (окончил в 1914 г.). Известное влияние на формирование научных интересов В. В. Гиппиуса оказали его первый научный руководитель -- германист проф. Ф. А. Браун, а позднее -- занятия в пушкинском семинарии проф. С. А. Венгерова, определившие его дальнейший путь. Еще до окончания университетского курса (с 1908 г.) начинается интенсивная работа В. В. Гиппиуса в качестве поэта (под собственным именем и под псевдонимом "Вас. Галахов"), критика и переводчика. В 1908--1911 гг. он чаще всего печатался в журналах "Новая жизнь" и "Новый журнал для всех". Как начинающий поэт В. В. Гиппиус в предвоенные годы был участником ряда поэтических объединений, в частности возникшего в 1911 г. петербургского "Цеха поэтов", близкого к акмеистам (см. иронический отзыв В. В. Гиппиуса о тогдашних стихах молодых поэтов этого объединения в его воспоминаниях о Блоке). Ряд стихотворений В. В. Гиппиуса был помещен в 1912--1913 гг. в сборниках "Гиперборей", издававшихся другом В. В. Гиппиуса поэтом М. Л. Лозинским (впоследствии -- крупнейшим переводчиком и теоретиком перевода). Здесь (N 4, 1913 г.) был опубликован наиболее крупный по объему поэтический опыт В. В. Гиппиуса -- поэма "Волшебница", тогда же вышедшая отдельным изданием. Из опубликованного в NN 1--5 "Гиперборея" за 1913 г. объявления о книгах, готовившихся "Цехом поэтов" к печати, видно, что В. В. Гиппиус предполагал в это время объединить свои стихотворения в поэтическом сборнике "Роса", но впоследствии отказался от этого плана. Осуществлению его могла помешать вспыхнувшая вскоре первая мировая война. Но еще более вероятно, что у автора к этому времени, под влиянием неуспеха "Волшебницы", возникло и убеждение в недостаточном размере своего поэтического таланта (см. отрицательный отзыв Блока о "Волшебнице". -- А. Блок. Собр. соч.. 1963. Т. 7. С. 493), что привело к желанию отныне посвятить свои силы филологической науке. Известную роль в отказе от поэтической деятельности мог сыграть также отчетливо обнаружившийся к этому времени кризис символизма (с символизмом были связаны ранние стихотворные опыты В. В. Гиппиуса) и в то же время отсутствие взаимопонимания с Н. С. Гумилевым и другими акмеистами. Впрочем, писать стихи "для души" В. В. Гиппиус продолжал и в последующие годы, выступая в печати лишь в качестве поэта-переводчика. В 1914 г. -- с началом войны -- В. В. Гиппиус был мобилизован и направлен на Юго-Западный фронт санитаром Красного Креста. В 1916 г. он был переведен в Киев, в управление Красного Креста Юго-Западного фронта. Живя в Киеве, он усиленно занимался наукой, принимая участие в работе историко-литературного общества при Киевском университете. В это время им была начата работа над книгой о жизни и творчестве Гоголя, изданной в 1924 г. Из историко-литературных работ В. В. Гиппиуса, опубликованных до революции в периодической печати, наиболее значительной была написанная еще во многом под влиянием идей символизма статья "Узкий путь. Кн. В. Ф. Одоевский и романтизм" ("Русская мысль", 1914, N 12). Другой крупной работой его начала 1910-х годов был перевод на русский язык комедии немецкого романтика Л. Тика "Кот в сапогах" ("Любовь к трем апельсинам", 1916, N 1). Перевод этот вызвал большой интерес Блока, с которым В. В. Гиппиус, как мы знаем из его воспоминаний и из записей в дневнике поэта, не раз встречался в предвоенные годы и на один из сборников которого ("Ночные часы") напечатал рецензию ("Новая жизнь", 1911, N 12; см. также рецензию В. Гиппиуса на драму "Роза и крест" -- "Русская мысль", 1914, N 5).
В 1922 г. В. В. Гиппиус получил приглашение занять кафедру новой русской литературы в Пермском университете.
Здесь он работал профессором до осени 1930 г., читая ряд литературоведческих и лингвистических курсов -- общих и специальных, а также руководя семинарскими занятиями по Гоголю и Салтыкову-Щедрину. В 1924 г. в ленинградском издательстве "Мысль" вышла книга В. В. Гиппиуса о Гоголе. В различных изданиях Пермского университета на протяжении 1920-х годов появились и другие его крупные исследования -- о литературном общении Пушкина с Гоголем, о Щедрине и т. д. Из Пермского университета В. В. Гиппиус в 1930 г. перешел в Иркутский, где в 1930--1932 гг. читал курсы истории русской литературы и фольклора.
С 1932 г. начинается последний, наиболее зрелый и плодотворный период деятельности В. В. Гиппиуса. По приглашению Академии наук СССР он переезжает в Ленинград и становится научным сотрудником Института русской литературы (Пушкинский Дом) Академии наук. С 1933 г. он работает также профессором филологического факультета Ленинградского университета (в то время -- Ленинградский институт истории, философии, литературы и лингвистики), а в 1937--1938 гг. преподает и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Особенно большую роль в подготовке будущих специалистов сыграли специальные семинары по Гоголю, которые В. В. Гиппиус на протяжении многих лет вел в университете. В 1934 г. В. В. Гиппиус вступил в члены Союза советских писателей; в 1935 г. ему была присуждена ученая степень доктора литературоведения.
В качестве сотрудника Института русской литературы (Пушкинского Дома) В. В. Гиппиус вел обширную научно-исследовательскую и текстологическую работу. Он был одним из основных участников текстологической подготовки осуществленного в 1930-е годы Гослитиздатом полного собрания сочинений М. Е. Салтыкова-Щедрина, академических полных собраний сочинений Пушкина и Гоголя. Особенно велика была роль В. В. Гиппиуса в подготовке академического издания сочинений Н. В. Гоголя, инициатором и душой которого он являлся. В течение многих лет В. В. Гиппиус руководил в Пушкинском Доме работой по изучению творчества Гоголя, а в 1940--1942 гг. был председателем Пушкинской комиссии Академии наук СССР.
Умер В. В. Гиппиус 7 февраля 1942 г. в осажденном Ленинграде. До последних дней жизни он стойко переносил лишения и трудности, вызванные блокадой, продолжая с большим подъемом работать над задуманной им новой, итоговой монографией о Гоголе, которую ему не удалось завершить (Законченные В. В. Гиппиусом главы этой монографии (о литературной истории "Вечеров на хуторе близ Диканьки") опубликованы посмертно в кн.: Труды отдела новой русской литературы. Изд. АН СССР, М.-Л., 1948. С. 9--38).