Гиль Рене
Рене Гиль: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   Гиль (René Ghil) -- современный французский поэт из школы декадентов (см.), р. в 1862 г. Дебютировал в 1884 г. сборн. стихотв.: "Legendes d'âmes et de sangs". Основной принцип его поэзии -- уподобление отдельных звуков языка инструментам оркестра, из которых создается симфония. Г. присваивает себе название создателя инструментально-эволютивной поэзии и насчитывает до 26 поэтов-последователей его учения. Ни он сам, ни его последователи не обладают истинным поэтическим талантом, представляя собой исключительно интерес литературного курьеза. Самая характерная поэма Г. -- "Geste ingénu", вышедшая с предисловием Малларме, а его теоретические взгляды изложены в "Traité du Verbe" (1886 и 1888).

З. В.

Дополнение

   Гиль (Рене Ghil, род. в 1862 г.) -- французский поэт. Впервые обратил на себя внимание публики в 1886 г. небольшой книжкой "Le traîté du Verbe", где излагается теория музыкальности слога. Подобно поэту Рэмбо, утверждавшему, что каждый гласный звук в стихотворении представляется ему имеющим известный цвет (напр. а -- черный, е -- белый, о -- голубой, и т. п.), Г. пытался доказать, что и согласные имеют, каждая, свой особый колорит или скрытое значение, что, напр., соединение звуков r и u заставляет думать о трубах, флейтах, кларнетах, с другой стороны, вызывает представление о нежности, любви и т. п. Несмотря на явную парадоксальность, книжка Г. имела успех и вызвала длинный ряд критических оценок. Он стал принимать участие в различных парижских органах, вокруг которых группировались представители новых течений в области словесности. В 1889 г. он выпустил первые части задуманного им грандиозного цикла: "L'oeuvre", который, по его плану, должен распадаться на три больших отдела: "Dire du Mieux", "Dire des Sangs", "Dire de la Loi". Первый отдел состоял из пяти книг, выходивших ежегодно. В 1898 г. Г. принялся за второй отдел, первая книга которого была озаглавлена "Le pas humain". Поэзия Г. представляет собой оригинальное соединение философии с поэтическим творчеством, попытку создать чисто научную поэзию, предложить вниманию читателей "биологический, исторический и философский синтез судьбы человечества с древнейшей эпохи". Являясь убежденным сторонником "трансформизма", вводя в свои произведения реалистические картины современной жизни, часто употребляя специальные, технические термины, излагая в иных случаях целые научные теории, Г. придает всем этим своему творчеству рассудочный, искусственный и холодный характер -- что не мешает его произведениям быть очень интересными и содержательными. Весьма своеобразно в творчестве Г. соединение упорного стремлении к "научности" и всему точному с чисто субъективным взглядом на музыкальность стиха и скрытый смысл звуков.
   Ср. Ad. Van-Bever et Paul Léautand, "Poètes d'aujourd'hui" (1900; стр. 50--59); Rémy de Grourmont, "Le II-ème livre des Masques" (1898); G. Conturat, "M. René G. et la poésie scientifique", в "Revue Indépendante" (1892).

Ю. В.

   Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, том VIIIa (1893): Германия -- Го, с. 673; доп. том Ia (1905): Гаагская конференция -- Кочубей, с. 567--568.

II.

   ГИЛЬ, Рене (René Ghil--литературный псевдоним Рене Гильбера; род. 1862), франц. поэт, основоположник теории т./н. научной поэзии. Поэзия, по мнению Г., должна выводы науки завершать синтетическими обобщениями, основанными на творческой интуиции. Современному типу поэта-лирика Г. противопоставляет тип поэта-философа, разрабатывающего философские и научные проблемы. Зачатки этой теории имеются уже в ранних книгах Г. (например, в сб. "Légendes d'âmeset de sang" -Легенды душ и крови, 1885). В "Traité du verbe" (Tpaктат о слове, 1886) Г. развил свое учение о "словесной инструментовке" (термин, им созданный), которое требует строгого соответствия звука слова с его смысловым значением. Попытку популяризации своих идей Г. сделал в книге "De la poésie scientifique" (О научной поэзии, 1909). В своих стихотворных опытах, особенно в огромном (неоконченном) произведении "L'œuvre" (Творение), темой которого является жизнь земли от изначальных космическ. процессов до важнейших социальных конфликтов современности, Г. пытается дать образцы "научной поэзии".
   У нас сторонником идей Г. был В./Я./Брюсов (перевел три стихотворения Г. и отрывок из его яванской поэмы "Le Pantoun des Pantoun", см. т. XXI Сочинений Брюсова). Гиль сотрудничал и в русских журналах: "Весы", за 1904--09, "Аполлон", за 1910, и "Русская мысль" за 1911--13.
   Лит.: Статьи Брюсова В. в "Весах", No 12, 1904, и в "Русской мысли", No 6, 1909; Saunier Сh., René Ghil, Paris, 1894.
   
   Источник текста: Большая советская энциклопедия (1-е издание), т. XVI (1929): Германия -- ГИМН, стлб. 811--812.

III.

   ГИЛЬ [Ghil; псевд.; наст. фамилия -- Гильбер (Ghilbert)], Рене [27.IX.1862, Туркуэн (деп. Нор), -- 15.IX.1925, Ниор (деп. Дё-Севр)] -- франц. поэт. Первая кн. Г. "Легенда душ и крови" ("Légende d'âmes et de sang", 1885) снабжена большим предисловием, к-рое явилось манифестом т. н. "научной поэзии"; в этом предисл. Г. начал свои исследоват. опыты по стихосложению, развитые в "Трактате о слове" ("Traité du verbe", 1886, с предисл. С. Малларме). Позднее, в 1909, Г. выпустил кн. "Научная поэзия" ("De la poésie scientifique"), в к-рой в духе позитивизма пытался стереть грань, отделяющую науч. мышление от художественного. Хотя Г. полемизировал с символистской школой, придававшей преувелич. значение звуку и символу, он сам впадал в др. рода формализм, уподобляя отд. звуки языка инструментам симфонич. оркестра. В обширной эпопее "Творение" ("Œuvre"), написанной как образец "научной поэзии", Г. хотел охватить эволюцию нашей планеты, начиная с первых космич. процессов до событий обществ. жизни совр. ему Франции. "Творение" состоит из трех разделов: "Сказание о лучшем" ("Dire du mieux", t. 1--5, 1887--1897), "Сказание о крови" ("Dire des sangs", t. 1--4, 1898--1926), "Сказание о законе" ("Dire de la loi", не оконч. и не опубл.).
   Идея "словесной инструментовки" в поэзии получила широкое распространение, но ее последоват. применение у Г. приводило к деформации синтаксич. и ритмич. структуры франц. стиха, нагромождению инверсий (см., напр., описание ж.-д. моста в кн. "Le vœu de vivre", t. 1, P., 1906, p. 170). Теория Г., родственная натюризму, оказала нек-рое влияние на Ж. Ромена и др. представителей унанимизма; но то приближение поэзии к совр. социальным и технич. вопросам, о к-ром мечтал Г., разрабатывая свой "эволютивно-инструментный метод рациональной поэзии" (в кн.: "Dire du mieux", 1889), было во Франции осуществлено ок. 1910 на др. путях Г. Аполлинером и Б. Сандраром. Г. переводил (совм. с А. де Гольштейн) сказки А. С. Пушкина (Pouchkine A., "Contes populaires russes", P., 1920), стихи К. Д. Бальмонта (Париж, 1916), рус. сказки. Критич. статьи Г. печатались в рус. журн. "Весы" (1904--09) и "Русская мысль" (1910--13). Влияние Г. испытали рус. символисты, особенно В. Я. Брюсов в своем раннем творчестве и отчасти Ф. Сологуб (оба они переводили стихи Г.).

Сочинения:

   Œuvres complètes, t. 1--3, P., 1938;
   в рус. пер. -- в книгах:
   Франц. лирики XIX в., СПБ, 1909;
   Брюсов В., Полн. собр. соч. и переводов, т. 21, СПБ, 1913;
   Франц. поэты, СПБ, 1914.

Литература:

   Брюсов В., Рене Гиль. Критико-биографич. очерк, "Весы", 1904, No 12;
   его же, Научная поэзия, в его кн.: Избр. соч. в двух томах, т. 2, М., 1955;
   Saunier Ch., R. Ghil, P., 1894;
   Verlaine P., Les hommes d'aujourd'hui, P., 1898;
   Gourmont R. de, Le 2-me livre des masques, P., 1898 (рус. пер.: Гурмон Р. де, Книга масок, под ред. М. Волошина, СПБ, 1913);
   Duhamel G., Les poètes et la poésie, P., 1914;
   Royère J., René Ghil, "Mercure de France", 1925, No 657;
   Bever A., Léautaud P., Poètes d'aujourd'hui, v. 1--3, P., 1947.

Л. Т. Белугина.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 2: Гаврилюк -- Зюльфигар Ширвани. -- 1964. -- Стб. 177.
   Исходный текст здесь: https://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke2/ke2-1771.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru