Изъ пережитаго. Авто-біографическія воспоминанія Н. Гилярова-Платонова. Въ двухъ частяхъ. Изд. Товарищества М. Г. Кувшинова. Москва, 1886--1887 гг. Цѣна 3 р., съ перес. 3 р. 50 к. Авторъ начинаетъ свою книгу разсказами о давно минувшемъ житьѣ-бытьѣ провинціальнаго духовенства, городскаго и сельскаго. Его отецъ и дѣдъ были въ началѣ нынѣшняго столѣтія священниками въ Коломнѣ, при церкви Никиты мученика. Оба прадѣда, т.-е. отецъ дѣда и отецъ бабки, священствовали въ селѣ Черкизовѣ: первый -- при "барской", ружной церкви князей Черкасскихъ, второй -- при сельской, приходской церкви, въ которой баринъ не захотѣлъ молиться вмѣстѣ съ своими "рабами", что и послужило причиною для постройки "придворной" княжеской церкви. Эти разсказы относятся уже, разумѣется, бъ прошедшему столѣтію, и даже не къ концу его. Но въ передачѣ автора они выходятъ настолько живыми и яркими, что ихъ нельзя отличить отъ личныхъ его воспоминаній, отъ видѣннаго и пережитаго имъ самимъ. Помимо большаго таланта разскащика, это объясняется, до нѣкоторой степени, еще и тѣмъ обстоятельствомъ, что за періодъ отъ времени священствованія прадѣдовъ до поступленія Н. П. ГиляроваПлатонова въ Московскую семинарію, складъ жизни духовенства вообще измѣнился очень мало, а въ семьѣ его отца почти и совсѣмъ не измѣнился. "Одинъ изъ умнѣйшихъ людей Россіи (П. В. Киреевскій) говаривалъ, что Россія живетъ въ многоярусномъ бытѣ,-- пишетъ г. Гиляровъ-Платоновъ.-- Часть не дошла еще до XVIII столѣтія... а въ глухихъ углахъ живо, пожалуй, XIII столѣтіе. Подобныя же границы столѣтій пролегаютъ и въ одной мѣстности, но въ разныхъ слояхъ населенія. Въ той же Москвѣ большинство живетъ исходомъ XIX столѣтія, а, безспорно, для другихъ это столѣтіе еще не начиналось. Понятія и бытъ -- другъ другу незнакомые, хотя рядомъ живущіе и даже сносящіеся между собою отчасти. Духовенство же есть вообще особенный міръ; а семья, среди которой я выросъ, была и среди особенныхъ особенная: она жила въ XVII вѣкѣ, по крайней мѣрѣ, на переходѣ къ XVIII. Консерватизмъ моего родителя былъ чрезвычайный: онъ жилъ вполнѣ какъ его отецъ и съ очень малымъ отличіемъ отъ того, какъ жили дѣдъ и прадѣдъ". И, на самомъ дѣлѣ, отъ разсказовъ про эту жизни вѣетъ чѣмъ-то давно прошедшимъ, хотя, по времени, насъ отдѣляетъ отъ нея всего полстолѣтіе и даже менѣе того; а во многомъ мы, идя. вѣрнѣе, очень многіе, съ нами "рядомъ живущіе и сносящіеся" постоянно, нисколько не отошли отъ того времени, его обычаевъ и вѣрованій. И теперь еще въ той же Коломнѣ можно слышать передаваемыя авторомъ преданія о томъ, какъ въ такой-то башнѣ содержалась Марина Мнишекъ,-- "это историческій фактъ",-- говоритъ г. Гиляровъ-Платоновъ,-- и что въ той же башнѣ кроются несмѣтныя богатства,-- "это легенда",-- прибавляетъ авторъ и передаетъ рядъ легендъ, которымъ народъ и вѣрить, и не вѣритъ, по существу, но хранитъ ихъ, ибо "для него это поэзія, которою онъ наслаждается и поучается, не останавливаясь на вопросѣ объ исторической вѣрности..." И, въ отступленіи отъ своего повѣствованія, авторъ говорятъ въ защиту легендъ, запрещаемыхъ у насъ въ печати, какъ то случилось съ извѣстнымъ сборникомъ Аѳанасьева, который "запретили, опасаясь соблазна". "Но я спросилъ бы сберегателей народной вѣры: а кѣмъ и чѣмъ воспитывается народъ, хотя бы и въ вѣрѣ? Нужно удивляться, какъ еще сохранились въ немъ, хотя въ полумиѳической оболочкѣ, какія-нибудь ея искры. Священникъ, котораго видитъ народъ только при отправленіи требъ и какъ отправителя требъ, менѣе другихъ повиненъ въ учительствѣ. Въ книгѣ г. Гилярова-Платонова очень много подобныхъ отступленій, въ которыхъ по поводу различныхъ частныхъ случаевъ онъ увлекается общими разсужденіями, иногда весьма вѣскими и вѣрными. Такъ, онъ не разъ возвращается къ вопросу объ учительствѣ священниковъ съ церковной каѳедры, не разъ затрогиваетъ существенные вопросы, относящіеся до преподаванія въ духовныхъ семинаріяхъ и подготовленія молодыхъ людей къ пастырской дѣятельности. Мы не раздѣляемъ нѣкоторыхъ взглядовъ автора, не всегда согласны съ его выводами, по отдаемъ должную дань уваженія его искренности и считаемъ его "воспоминанія" однимъ изъ очень замѣтныхъ и талантливыхъ произведеній нашей теперешней литературы. Оно заканчивается послѣднимъ годомъ пребыванія И. П. Гилярова-Платонова въ Московской духовной академіи. Въ заключеніе авторъ говоритъ: "Дальнѣйшія событія моей жизни если заслуживаютъ вниманія, то не сами по себѣ, а потому, что дали видѣть и знать людей, прямо или косвенно двигавшихъ судьбами и просвѣщеніемъ Россіи; интересъ историческій. Но то предметъ для особаго труда, въ видѣ монографій, не нуждающагося въ хронологической связи и не обязаннаго къ ней..." Отъ всей души желаемъ, чтобъ уважаемый авторъ, не откладывая вдаль, принялся за этотъ новый трудъ, который, несомнѣнно, представитъ собою весьма цѣнный матеріалъ для исторіи просвѣщенія и движенія идей въ Россіи за послѣднія пятьдесятъ лѣтъ.