Михайловский В.
История упадка и разрушения римской империи Эдуарда Гиббона. Перевод г. Неведомского

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Исторія упадка и разрушенія римской имперіи Эдуарда Гиббона. Переводъ г. Неведомскаго, изданіе г. Солдатенкова. Москва, 1884 г. Оканчивая свой великій трудъ, знаменитый англійскій историкъ писалъ въ 1788 году: "Я скоро снова увижу берега Женевскаго озера, съ которыми я познакомился въ ранней молодости и которые всегда такъ любилъ. Живя въ досугѣ и въ независимости подъ мягкой системой управленія, среди прелестной природы и вѣжливаго и образованнаго народа, я пользовался и, надѣюсь, впредь буду пользоваться разнообразными наслажденіями уединенія и общественной жизни. Но я всегда буду дорожить названіемъ и достоинствомъ англичанина: я горжусь тѣмъ, что родился въ свободной и образованной средѣ, и одобреніе моихъ соотечественниковъ было бы самой лучшей и самой почетной наградой за мой трудъ". Прошло сто лѣтъ, и Исторія упадка и разрушенія римской имперіи могла, наконецъ, съ весьма небольшими измѣненіями или пропусками, появиться на русскомъ языкѣ. Это сочиненіе до сихъ поръ не потеряло большаго интереса и значенія, въ особенности для тѣхъ многочисленныхъ русскихъ читателей, которые не знакомы съ иностранными языками. Печать привѣтствовала поэтому весьма радушно появленіе первыхъ частей изданія г. Солдатенкова и также радушно желаетъ широкаго круга читателей для теперь вышедшей четвертой части. Она заключаетъ въ себѣ разсказъ о событіяхъ міровой исторіи съ половины V до конца VI вѣковъ. Великій историкъ живо описываетъ упадокъ и гибель западной римской имперіи, глубокую испорченность византійскаго двора и общества, бѣдственное положеніе народа. Много поучительныхъ страницъ посвящено Гиббономъ происхожденію, развитію и послѣдствіямъ монашеской жизни. Сильное распространеніе монашескаго аскетизма и злоупотребленія монаховъ встрѣчаютъ въ Гиббонѣ строгаго судью. "Если бы,-- говоритъ онъ,-- мы могли измѣрить разстояніе между философскими произведеніями Цицерона и священной легендой Ѳеодорета, между характеромъ Катона и характеромъ Симеона (Столиника), мы получили бы вѣрное понятіе о достопамятномъ переворотѣ, совершившемся въ римской имперіи въ пятисотлѣтній періодъ времени" (стр. 137--138).
   Повторять уже много разъ высказанныя мнѣнія о великихъ достоинствахъ сочиненія англійскаго историка было бы безполезно, а передать его богатѣйшее фактами содержаніе невозможно даже въ большой статьѣ, не только въ библіографической замѣткѣ. Цѣль этой послѣдней заключается лишь въ томъ, чтобы рекомендовать сочиненіе, весьма поучительное и, несмотря-на изумительную начитанность автора, общедоступно и увлекательно написанное.

Викторъ Михайловскій

"Русская Мысль", No 12, 1884

   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru