Проф. В. И. Герье -- Тимофей Николаевичъ Грановскій. Въ память столѣтняго юбилея его рожденія. М. 1914 г. Стр. 74. Ц. 40 коп.
Эта небольшая работа московскаго историка, проф. В. И. Герье. первоначально была напечатана въ "Отчетѣ Императорскаго Московскаго Университета" за прошлый годъ и поэтому является какъ-бы офиціальнымъ откликомъ Московскаго университета на столѣтній юбилей со дня рожденія одного изъ славныхъ. своихъ профессоровъ, T. Н. Грановскаго, вся научно-педагогическая дѣятельность-котораго прошла въ стѣнахъ Московской Alma mater.
Какъ откликъ, книжечка проф. В. И. Герье въ нѣкоторомъ родѣ весьма характерна. Та тенденціозность, которая сквозитъ со страницъ, вполнѣ соотвѣтствуетъ тому курсу и направленію, которые взялъ Московскій университетъ.
... Грустно, по отношенію. Грановскаго вдвойнѣ, потому что офиціальная наука еще при жизни, въ періодъ расцвѣта его научно-педагогической дѣятельности, высоко его оцѣнивала, но набрасывала на него тѣни;и теперь, спустя болѣе полвѣка со дня его смерти повторилось почти тоже самое.
Особенно ярко это сказалось въ заключительныхъ строкахъ работы проф. Герье. "Испытавши на себѣ, какъ общественный дѣятель, тяжесть стараго порядка (курс. проф. Герье), онъ не утратилъ чутья русской дѣйствительности; увлекаясь въ юности примѣромъ испанскихъ кортесовъ, онъ не усумнился въ значеніи для русскаго государства монархіи (курсъ его), и, разбитый преждевременной болѣзнью, онъ скорбѣлъ о томъ, что не могъ поступить въ ряды ополченцевъ, шедшихъ на защиту Севастополѣ".
Изъ переписки Грановскаго видно, что его желаніе итти на войну были ничѣмъ инымъ, какъ желаніемъ умереть, пострадать за Россію, какъ родину (изъ письма къ сестръ). Это стремленіе было -- жаждой подвига.
Несмотря на тенденціозность, работа проф. В. И. Герье о Грановскимъ не лишена интереса и нѣкотораго значенія послѣ всего того, что о немъ написано. Такъ, напримѣръ, авторъ вполнѣ правильно опровергаетъ точку зрѣнія г. Вѣтринскаго и Гершензона относительно вліянія жены Грановскаго на развитіе въ немъ въ послѣдніе годы жизни религіозности, а также и о пассивности его натуры.