Герценштейн Татьяна Николаевна
Бласко Ибаньес

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Критико-биографический очерк.


Татьяна Герценштейн.
Бласко Ибаньес

Критико-биографический очерк

0x01 graphic

   Бласко Ибаньес --наиболее популярный из современных писателей в Испании. Будучи борцом от природы и придерживаясь с ранней молодости республиканских воззрений, он много раз участвовал в восстаниях, подвергался аресту и тюремному заключению. Но претерпеваемые им невзгоды завоевывали ему популярность, и он был выбран депутатом в Кортесы. Будучи депутатом от Валенсии, он основал без средств газету El Pueblo для пропаганды своих идей. Благодаря энергичной деятельности Ибаньесу удалось сделать из своей газеты влиятельный орган, который приобретает постепенно все больше и больше значения.
   Ибаньес отличается неиссякаемою энергию и постоянною потребностью работать, действовать и бороться. Этот дух борьбы он вкладывает и в действующих лиц своих романов и рассказов. Его можно смело назвать портретистом энергии, создателем мужественных типов. Его герои борются со стихиями, с окружающей средой, с традицией, с клерикализмом, с темным невежеством, с несправедливым социальным строем, с природою. На ряду с ними в творчестве Ибаньеса встречаются и слабые люди, и бездельники. Но реализм не позволяет автору рисовать исключительно односторонних людей. У самых сильных из его героев бывают периоды упадка духа, отчаяния, слабости; у самых же слабых -- периоды твердости и подъема духа. Вообще широкий ум Ибаньеса не допускает никакой узости в творчестве. Он рисует самых разнообразных людей, стоящих на разных ступенях умственного и нравственного развития, пассивных и деятельных. Но самыми многочисленными и выдающимися являются сильные личности.
   Всеми ими руководит какая-нибудь одна определенная идея, которой они отдаются целиком. Они не разбрасываются, не теряют времени на пустяки, не отвлекаются от раз намеченного пути, а идут напролом. Если на их пути встречается препятствие, они либо преодолевают его, либо падают, по не отступают и не трусят.
   Психология этих людей кроме героев двух последних романов крайне несложна. Они увлекаются каким-нибудь одним чувством или идеей: любовью к земле, тщеславием, стремлением к истине, справедливости, социальному прогрессу, приверженностью к традициям. Ради этого страстного увлечения герои Ибаньеса вступают с окружающею средою в борьбу, в которой сосредоточиваются все их силы,
   Судя по развязкам романов можно было бы сказать, что Ибаньес настроен довольно мрачно по отношению к будущему. Достаточно привести для этого 2--3 примера.
   Дядя Батист (La Ваггаса -- в русском переводе "Проклятое поле") борется с ненавистью соседей, поклявшихся из чувства мести не допускать ни единой живой души к обработке одного участка земли. Батист принимается за дело с железной волей и успешно обрабатывает участок. Дети его страдают, он сам страдает и терпит от слепой злобы и ненависти соседей, но продолжает бороться и до тех пор, пока хижина не сгорает на его глазах от поджога.
   El Retor -- "Ректор" (в Flor de Mayo -- Майский цветок) -- отважный мореход. Он подвергается опасностям и как моряк, и как контрабандист. Опьяненный материальным успехом и любовью к жене, он считает себя чуть ли не самым счастливым человеком в мире. Но злой язык сообщает ему о неверности жены, и этот сильный человек, не отступавший ни перед каким, препятствием, гибнет в море, предпочитая смерть разбитой жизни.
   Сальватиерра (La Bodega -- Винный склад) терпит материальные лишения, тюремное заключение и ссылку ради высшей идеи социальной справедливости. Но он чувствует себя разбитым и обессиленным при виде поражения рабочих и их покорности судьбе -- следствия губительного пристрастия к вину.
   Знаменитый тореро (Sangre y Arena -- Кровь и Песок), отважный и опытный, гибнет на рогах разъяренного быка.
   Вся литературная деятельность Ибаньеса пестрит подобными примерами. Но автор не отчаивается. Современные идеи проникают во все более широкие слои публики, народное образование развивается, традиции и суеверие замирают, клерикализм подвергается все большим и большим нападкам со стороны даже мало образованных и интеллигентных людей. Прогресс, конечно, не отличается быстротою и требует многих жертв, но новые поколения, сознательно относящиеся к своим правам и силам, будут продолжать войну и вносить в жизнь больше справедливости. Для этого необходимо бороться, не взирая ни на какие невзгоды и поражения.
   Эту идею Ибаньес пропагандирует в том или ином виде во всей своей литературной и политической деятельности. Но в последнем его романе Los muertos mandan -- Мертвые правят (Январь 1909 г.) она вылилась в наиболее определенную форму. Герой романа дон Хайме, единственный потомок древнего рода Фебреров, настоящих царей на острове Майорка, оказывается окончательно разоренным. Считая, что мертвые правят миром, т. е. дали людям идею, учреждения, религию, традиции, и люди бессильны внести в жизнь что-либо существенно новое и обречены на обман, состоящий в видимом движении вперед, которое является на самом деле только вращением вокруг собственной оси, Хайме находит бесполезным бороться против судьбы и собирается решить вопрос самым традиционным образом: отказом от всяких идеалов и женитьбою на богатой девушке. Совет друга удерживает его от решительного шага; он уезжает на дикий остров Ибису, где видит только природу и простых, неиспорченных цивилизацией людей. Обстановка меняет его и вливает в него жизненные силы и энергию. В лихорадочном состоянии после приобретенной в борьбе за любимую девушку раны ему чудится огромное колесо, на котором вращаются люди. Они кричат, волнуются, страдают, воображают, что работают и мчатся вперед. Хайме смеется над их самообманом. Но внезапно он замечает, что у колеса есть не только вращательное, но и поступательное движение, как у земли. Мир идет вперед, он не обречен на неизменность положения. Но сомнения просыпаются еще раз. Конечно, колесо движется, как земля вокруг солнца, но, ведь; само солнце неподвижно. И эти сомнения исчезают немедленно. Солнце не неподвижно и мчится вперед, неизвестно куда и с какою целью. Ничто не неизменно. Все движется куда-то. Люди свободны, они не подчинены мертвым и могут устраивать свою жизнь по желанию. Бездействие и вялость достойны только слабых людей. Хайме приходит в сознание. Он переродился и начинает новую жизнь на благо мира и человечества. Что ему удастся, неизвестно. Этот вопрос остается открытым, но уверенность Хайме в прогрессе непоколебима.
   Психология Хайме и действующих лиц предыдущего романа Ибаньеса La maja desnuda -- Нагая наложница -- гораздо сложнее, чем психология всех остальных героев Ибаньеса. Является-ли это развитие и усложнение психологического анализа началом нового периода литературной деятельности Ибаньеса или лишь временным отклонением от более или менее установившейся у него формы художественного творчества, пока трудно определить. Этот вопрос будет разрешен последующими произведениями автора.
   
   Источник текста: Бласко Ибаньес. Рассказы. В переводе Татьяны Герценштейн. -- С.-Петербург, 1909 (Тип. Т-ва "Екатерингофское Печатное Дело". Екатеринг. пр., 10). -- (Испанские сборники. Кн.No 1). -- С. 3--6.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru