Герценштейн Михаил Яковлевич
Сберегательные кассы

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Сберегательные кассы -- особый вид кредитных учреждений, имеющих целью дать небогатым людям возможность составить небольшой капитал посредством сбережения маленьких сумм от обычных расходов. От кредитных учреждений обычного типа они отличаются тем, что не преследуют спекулятивных или промышленных целей и имеют в виду исключительно интересы вкладчиков, принимая от них для приращения процентами суммы, которые легко могли бы быть ими израсходованы и ни в каком случае не приносили бы им дохода. От благотворительных учреждений С. кассы отличаются тем, что выдают вкладчикам лишь собственные их суммы. Первые С. кассы, основанные в конце XVIII-го века и отчасти в начале XIX-го, обязаны, однако, своим возникновением преимущественно идеям благотворительного характера. Отсюда целый ряд ограничений относительно участников касс и забота о том, чтобы кассами пользовались только бедные классы, особенно ясно проведенная в уставах старых касс. Отсюда и тесная связь касс, в историческом прошлом, с одной стороны -- с благотворительными обществами, с другой -- с общинным управлением. Самые большие из существующих в Германии, Австрии и нек. др. странах С. касс возникли по почину городов; они являются городскими учреждениями или пользуются гарантией городов. С течением времени кассы стали терять свой первоначальный характер. Прежде всего, многие из них (особенно общинные кассы в Германии) стали преследовать и другие цели, кроме интересов вкладчиков: они стали стремиться к извлечению прибылей, которые хотя и поступали на благотворительные и общеполезнные нужды, но получались от капиталов вкладчиков, интересы которых прежде стояли на первом плане. Во-вторых, по составу участников кассы стали изменяться в том смысле, что в них стали принимать участие своими сбережениями не только низшие, беднейшие классы, но и классы со средним достатком. В третих, по характеру своих операций кассы во многих странах стали настолько приближаться к банкам, что в Германии немало С. касс фигурируют в рубрике кредитных. Изменение в этом отношении произошло в двух направлениях: кассы не только дают своим капиталам разнообразное назначение и извлекают прибыль, помещая вклады в различные операщи, но стараются организовать для вкладчиков целый ряд удобств, с успехом заменяя для них банки (покупают для них бумаги, переводят и выплачивают за них деньги, принимают платежи на их счет и т. п.). Наконец, первоначальный характер С. касс изменился с течением времени и в том смысле, что С. дело стало разветвляться, специализироваться; наряду с обыкновенными С. кассами стали возникать кассы школьные, фабричные; иногда кассы стали принимать на себя страхование жизни и т. д. Со времени введения почтовых С. касс (см. ниже, Почтовые кассы) С. кассы, наряду с кассами, возникшими по самостоятельной инициативе местных деятелей или органов самоуправления и пользующимися большой самостоятельностью в управлении, а во многих случаях -- и в распоряжении капиталами, стали появляться кассы, организованные государственной властью по однообразному порядку, подчиненные общим одинаковым правилам и лишенные всякой самостоятельности в управлении. С централизацией касс вопрос о помещении их капиталов получил совершенно другое значение. В распоряжение правительства стали поступать из С. касс с каждым годом все большие и большие суммы. С. кассы заняли видное место среди первоклассных финансовых учреждений. Пока кассы носили местный характер и были связаны с органами самоуправления, финансовое их значение было невелико; с появлением почтовых С. касс, тенденция к концентрации капиталов С. касс в руках государства стала усиливаться. Определение, которое дано было сберегательным кассам экономистами и полицеистами, стало, поэтому, терять свое значение. Точно так же и вопросы, которым прежде уделялось всего больше внимания -- а именно вопросы технические и внутренней организации -- стали терять свое преобладающее значение. Наряду с ними выдвинулся на первый план вопрос о том назначении, которое должно быть дано капиталам С. касс. Этот последний вопрос всего больше привлекает к себе внимание в Германии, где С. кассам удалось сохранить самостоятельный характер и попытки к введению почтовых С. касс не увенчались успехом. Несмотря на все преимущества, почтовых касс (удобство для перевода денег, концентрация больших капиталов, гарантия в случае усиленного требования вкладов и проч.), С. кассы в Германии все же стремятся сохранить свою самостоятельность. Такой образ действий мотивируется огромным значением местных касс для органов самоуправления и важным значением помещения капиталов в предприятия, связанные с местными экономическими интересами и нуждами. Появление почтово-С. касс равносильно появлению весьма сильного конкурента, имеющего все шансы отвлечь от частных и общинных касс часть капиталов для передачи их в распоряжение правительства, предназначающего их исключительно на покупку госуд. бумаг и на поддержание госуд. кредита, а не торговли и промышленности страны. Вопросы о том, какое назначение должно быть дано миллиардам, скопляющимся в кассах, каким нуждам и потребностям они должны служить, какие классы и в какой форме должны пользоваться капиталами касс, другими словами, как должны функционировать кассы в качестве общеполезных кредитных учреждений, привлекают теперь всеобщее внимание. Если прежде на первом плане находились вкладчики касс, принадлежащие в большинстве к беднейшим классам, то теперь наряду с этим стала расти тенденция прийти на помощь той же части населения рациональным употреблением капиталов касс в форме удобного и дешевого кредита, содействия в постройке рабочих жилищ и проч. По способу употребления капиталов, С. кассы представляют полное разнообразие. В Англии и Франции все капиталы сберегательных касс поступают в распоряжение правительства и предназначаются на покупку госуд. или правит. гарантир. процентных бумаг. Частные и общинные кассы пользуются значительной самостоятельностью в управлении, но не в распоряжении капиталами касс. Все капиталы С. касс поступают в Англии -- в комиссию погашения госуд. долгов, во Франции -- в государств. кассу вкладов и ассигновок. В Германии С. кассы самостоятельны как в управлении, так и в употреблении капиталов. Такой же свободой пользуются С. кассы в Австро-Венгрии, в Италии, в Швейцарии; но в этих странах (кроме Швейцарии), наряду с частными и общинными С. кассами, существуют и почтовые кассы. В Бельгии наряду с частными кассами существует государственная касса, но последняя ввела нкоторые операции, входящие в других странах в круг операций частных касс. В Австро-Венгрии, несмотря на госуд. характер почтовых касс, в них также введены некоторые банковые операции, благодаря которым эти кассы приближаются, по своей деятельности, к кредитным учреждениям (см. ниже).
   Германия. Политический строй Германии, допускающий разнообразие во многих учреждениях, отразился весьма благотворно на С. кассах. Объединение Германии не внесло до сих пор никаких изменений в организацию С. касс; каждое государство продолжает пользоваться в этом отношении полной свободой. Забота о поддержании государственного кредита не входит в число обязанностей С. касс; госуд. бумаги являются для них лишь одним из способов помещения капиталов, далеко не имеющим такого значения, как другие. Первое место занимают ипотечные операции, ссуды под залог городской и сельской собственности; С. кассы Германии носят в значительной степени характер земельных банков. Правда, этот способ помещения вызывал всегда, вызывает и теперь немало возражений. По основному положению касс, вкладчики во всякое время или с предуведомлением могут требовать обратно свои вклады; между тем, землевладельцы и домовладельцы, получающие под залог имуществ ссуды из С. кассы, не могут при первом требовании или в короткий срок возвратить свои ссуды, хотя формально они, может быть, и обязаны это сделать. Отсюда возможность осложнений и даже несостоятельности касс. Однако, продолжительная практика показала, что подобные опасения в значительной степени носят теоретический характер; в действительности, даже в самые тяжелые (напр., военные) годы не было случаев, которые ставили бы С. кассы в затруднительное положение. Здесь наблюдается то же явление, которое имеет место в учреждениях для мелкого, особенно сельского кредита, в так называемых кассах Райффейзеновского типа. Располагая деньгами от краткосрочных вкладов и текущих счетов, эти банки помещают часть своего актива в ссудах, которые по самому характеру своему не могут быть краткосрочными. Отсюда кажущееся противоречие, давшее противникам этих банков материал для критики. Правительственное исследование, произведенное в Пруссии при участии такого беспристрастного экономиста, как Эрвин Нассе, убедило, однако, в полной безопасности такого распоряжения капиталами. К тому же убеждению приводит и опыт шотландских банков. Если же исключить вопрос об опасности такого помещения капиталов С. касс, то с точки зрения народного хозяйства оно заслуживает безусловного предпочтения перед покупкой госуд. бумаг и передачей народных сбережений в распоряжение государственных кредитных учреждений. Далее, С. кассы в Германии помещают часть своих средств в ссуды общинам, корпорациям, мелиоративным союзам, вообще юридическим лицам и товариществам; они открывают и личный кредит, покупают бумаги, не только государственные, но и частные. Словом, С. кассы носят во многих отношениях характер местных банков. Съезды представителей отдельных касс, союзы касс, выяснение вопросов, касающихся С. дела в периодической печати, издание брошюр, специальных органов -- все это придает кассам характер общественных учреждений и привлекает к ним живое участие местных деятелей. Благодаря этому, кассы на местах связаны с благотворительными и общеполезными учреждениями; в некоторых городах они открывают кредит для постройки рабочих жилищ, чистый доход от операций касс поступает в распоряжение общин на общеполезные нужды и пр. Все это служит объяснением тому с первого взгляда странному факту, что Германия до сих пор не имеет почтовых С. касс. В общей сложности, германские С. кассы располагают капиталами свыше 7 миллиардов марок. О характере С. касс в Пруссии можно получить ясное представление по нижеследующим данным за 1895--96 г.
   Число касс

1540

   Число мест для приема вкладов

4191

   Число мест для продажи С. марок

2986

   Общая сумма вкладов

4968 млн. марок

   Резервный фонд

350,5 млн. марок

   Собств. капитал

3,7 млн. марок

   Ипотечные ссуды городские

1568,5 млн. марок

   Ипотечные ссуды сельские

1324,5 млн. марок

   Бумаги на предъявителя

1533,7 млн. марок

   Ссуды под расписки без поручительства

9,95 млн. марок

   Ссуды под расписки с поручительством

154,9 млн. марок

   Векселя

77 млн. марок

   Ручные залоги

70 млн. марок

   Кредитные учреждения и корпорации

458,7 млн. марок

   Кассовая наличность

81,0 млн. марок

   Госуд. бумаги из общей суммы бумаг на предъявителя за 1894--95 г. имперские

117,5 млн. марок

   Прусские

422,1 млн. марок

   Число участков, числившихся за кассами за 1894--95 г.

624

   Число С. книжек

7643840

   В Баварии из 216,3 млн. мар., собранных кассами в 1893 г., 125,3 млн., или 57%, составляют ипотечные ссуды, 35,8 млн., или 15,4%, ссуды юрид. лицам, 42,4 млн., или 18,1%, займы различных учреждений и только 15,8 млн., или 6,8%, помещены в баварских госуд. займах. Из чистой прибыли в 2294070 марок 63% поступили в пользу общин и округов и 37% в резервный фонд. В Саксонии сумма вкладов в 1893 г. составляла 658,6 млн. мар., при наличности 233 касс и 1783390 вкладчиков, что составляет на книжку 369,2 мар. и на каждого жителя, в среднем, 181 мар. Со времени существования касс на общеполезные и благотворительные цели было отчислено 46,6 млн. марок. В Вюртемберге кроме основанной в Штутгарте еще в 1818 г. С. кассы преимущественно для беднейших классов, имеются окружные корпоративные кассы. В качестве С. касс функционируют также 104 народных и ремесленных банка, с неограниченной ответственностью участников, и 574 сельскохоз. кредитных общества. В Бадене существовали в 1893 г. 118 касс с гарантией общин и 18 частных, без гарантии; сумма вкладов составляла 309,5 млн. В больших немецких городах издавна имеются собственные кассы. Так, в Бремене в 5 С. кассах в 1893 г. находилось 76,3 млн. мар. вкладов по 133433 книжкам. Из этой суммы 49,7 млн., или 61,34%, помещено в ипотеках, 12,9 млн., или 15,93%, в ссудах под ручные залоги, 16,8 млн., или 20,8%, в госуд. бумагах. В Гамбурге учреждена в 1778 г. С. касса по почину "общества для содействия искусствам и полезным ремеслам". В 1894 г. она располагала 79,4 млн. мар. вкладов по 102483 книжкам. В 1864 г. учреждена новая С. касса, имеющая 43 млн. мар. вкладов. Берлинская городская С. касса располагала в 1897 -- 8 г. вкладами на 210,25 млн. мар., внесенных по 608888 книжкам.
   В Австрии в 1896 г. функционировали 502 частные С. кассы, в том числе 407 общинных, 66 касс, основанных союзами, и 29 окружных. Число выданных кассами книжек составляло в 1893 г. 2687805, общая сумма вкладов -- 1461630191 гульд. Из них в ипотечных ссудах помещено было 970157146 гульд., или 59,84%, в векселях 51597784 гульд., или 3,18%, в ссудах под бумаги и залоги 50940043, или 3,14%, в ценных бумагах 416302111 гульд., или 25,68%, в недвижимости 31467958 гульд., или 1,94%, в ссудах без обеспечения 0,06% всего актива. Остальная сумма была употреблена на ссуды общинам без ипотечного обеспечения, на вклады в банках, кредитных учреждениях, других С. кассах, союзах, мелких промышленных товариществах. Из прибылей касс употреблено в 1893 г. на общеполезные цели 4806165 гульд. Преобладание ипотечных операций в австрийских кассах отчасти объясняется слабым развитием правильно организованного долгосрочного кредита в ипотечных банках. С. кассы имеют особые ипотечные отделения и иногда выпускают собственные закладные листы. В конце 1898 г. сумма вкладов достигла 1660 млн. гульд. Почтовая С. касса получила в Австрии большое развитие (с 1883 г.) благодаря системе выдачи чековых книжек и расчетной операции, что придает кассе характер банка. Почтовая касса -- учреждение государственное; почтовые конторы и отделения выполняют разнообразные банковые операции -- прием и платеж денег по переводам, векселям и другим обязательствам, оплату процентов по государственным бумагам, покупку и продажу бумаг и т. п.. принимается также платеж госуд. налогов. Благодаря чековой системе публика отдает свободные деньги кассе на таких же началах, на каких они отдаются в банки; кассой пользуются и для расчетов, как это в Германии и в Англии практикуется при посредстве банков. Так как размер первоначального вклада для пользования кассой для расчетной операции определен в 100 гульд., то кассой могут пользоваться, за самую небольшую плату, небогатые классы. В 1894 г. операции почтово-С. кассы производились в 5257 почтовых учреждениях; принято в 1894 г. 32,6 млн., выдано 27,8 млн., к концу года оставалось 38,4 млн. гульд., к концу 1897 г. общая сумма вкладов равнялась 54,5 млн. гульд.; средний размер вклада на книжку 43,9 гульд., средний размер взноса 18,75 гульд., выдачи 46 гульд., число вкладных книжек 1241567. Чековая операция получает с каждым годом все большее и большее распространение; ею пользуются лица либеральных профессий, торговцы, ремесленники, мелкие промышленники, газеты, страховые общества и проч. В 1897 г. число всякого рода сделок и записей по счетам составляло 16493127, что составляет в среднем 45187 за день. Общий оборот достиг в 1897 г. 3770490441 гульд.; на каждый счет приходилось, в среднем, 464 операции, на 106175 гульд.; нз них 62%, на 1172204490 гульд., сделано посредством переводов по счетам. Чек почтово-С. кассы получает все большее значение, заменяя в обороте наличные деньги. Расчетная операция привлекла в 1897 г. 25636 участников -- три четверти владельцев чековых книжек. Обороты по этой операции составляли в 1897 г. 1318835012 гульд. Общая сумма вкладов почтово-С. касс по сберегательной и чековой операциям составляла к концу 1897 г. 143694644 гульд.; прибыли получено по С. операции 652000 гульд. и по чековой 1162433 гульд.
   В Венгрии почтово-С. касса организована наподобие австрийской, с чековой системой. Гораздо более крупные обороты, чем в Австрии, имеют общинные С. кассы. В 1894 г. 595 общинных С. касс., располагая собственным капиталом в 1019652000 гульд., получили прибыли 134696000 гульд. (13,2%) и имели вкладов на 5240617000 гульд., внесенных по 715064 книжкам. В Венгрии существуют также кассы, организованные на акционерных началах.
   В Италии первая по времени касса учреждена в Милане в 1823 г.; к концу 1893 г. существовало 395 частных касс, с суммой вкладов в 1306919000 лир. Наряду с частными кассами существуют С. кассы при народных банках и кредитных обществах. В 762 таких учреждениях в 1893 г. собрано вкладов на 318933000 лир. По способу помещения капиталов, частные С. кассы приближаются к германским.
   В Швейцарии первая С. касса учреждена в 1787 г. в Берне; это -- ипотечная касса бернского кантона. Кассы представляют полное разнообразие. Наряду с кассами, пользующимися правит. гарантией (4% всех касс), имеются кассы с гарантией общин (8%), акционерные С. кассы без государ. или общинной гарантии (27%), кассы союзов без гарантии (5%), частные кассы без гарантии (11%). Более половины вкладов (56,5%) помещено в ипотечные ссуды, 23% -- в ссуды с поручительством или с залогом, 5% -- в железнодор., госуд. и другие бумаги.
   В Соединенных Штатах к концу 1891 г. в 10117 С. кассах сумма вкладов составляла 1810157023 доллара, резервные фонды -- 147762594 долл., чистая прибыль -- 26347305 долл. Помещены вклады главным образом в ипотечные ссуды и ценные бумаги (первых было на 792,5 млн., вторых на 700 млн.); в банках помещено 82 млн. долл.
   Бельгия. Характерная особенность бельгийской государственной генеральной С. кассы выразилась в целом ряде мероприятий, направленных к тому, чтобы дать небогатому люду возможность воспользоваться капиталами касс. С целью предотвращения увеличения размера вкладов в 1894 г. понижен процент для вкладов свыше 3000 фр. до 2%, что привело к увеличению числа записей на ренту. По закону 9 августа 1889 г. генеральной кассе разрешено открывать кредит для постройки рабочих жилищ; по закону 25 марта 1891 г., кредит этот открывается через посредство строительных или кредитных обществ. Кредитом С. кассы могут пользоваться лишь те общества, которые не преследуют спекулятивных целей и ограничивают свой дивиденд 3%. Первоначально касса открывала кредит из 3%, потом, в некоторых случаях из 2,5%. Чтобы воспользоваться удешевленным кредитом, в уставы обществ должны быть включены постановления, по которым общества подчиняются контролю кассы, переход акций до полной оплаты допускается лишь с согласия кассы, ей же представляются отчеты о деятельности, а в домах, построенных обществами, воспрещается устройство питейных заведений; свободные суммы помещаются на текущий счет С. кассы из того же процента, который взимается по ссудам под залог домов, а в случае ликвидации общества касса получает пятую часть уплаченных ей за все время существования общества процентов. Кроме посредничества обществ, допускается еще посредничество пользующихся доверием кассы лиц, причем гарантией открытого кредита служит построенный на ссуду дом и обязательство, подписанное владельцем и посредником. Чтобы иметь более точные сведения о характере обществ, о их кредитоспособности, о прочности построек, о личности должников и пр. при кассе учрежден особый Comité de patronage. Ссуды выдаются не иначе, как по представлении удостоверения патроната, что жилище удовлетворяет всем требованиям закона. Ссуды выдаются на срок от 10 до 26 лет; взносы делаются ежемесячно или два раза в месяц, иногда еженедельно: они приспособлены ко времени получения заработка. Платежи по ссудам назначены в 4%, кроме погашения; из них С. касса получает 2,5 или 3%, остальное поступает на расходы по администрации. Высший размер ссуды определен в 5000 фр. В Брюсселе построены при посредстве кассы домики с двумя комнатами в нижнем этаже и двумя в верхнем, с погребом, мансардой и сараем, за 3800 фр.; в Люттихе, Монсе, Алосте и Вилльбрене имеются домики стоимостью от 1300 до 3000 фр. Чтобы не оставлять семью на произвол судьбы в случае смерти главы дома, т. е. прекращения заработка и источника платежей по ссуде, сберегательная касса ввела страхование суммы, необходимой для погашения остатка долга в случае смерти владельца: тогда семья получает свободный от долгов домик. Премия для рабочего 21-летнего возраста при ссуде в 1800 фр. составляет, вместе с платежjм по ссуде на 15 лет, еженедельно 3 фр. 42 сант., при ссуде на 20 лет -- 2 фр. 87 сант., при ссуде на 25 лет -- 2 фр. 54 сант. С. касса понижает процент по ссудам до 2,5% только тем обществам, в которых не менее половины ссуд на сумму, превышающую половину оборотов, связаны со страхованием жизни. К 1 августа 1895 г. кредитом С. кассы воспользовалось 57 кредитных обществ, 8 взаимных обществ и 20 строительных обществ; к концу года 62 из них воспользовались кредитом на сумму в 10 млн. фр. Страховые операции к концу 1893 г. выразились в сумме 3823033 фр. застрахованного капитала. В 1884 г. в Бельгии введены школьные кассы. Из общего числа 7943 школ в 1892 г. кассы существовали при 5144 школах. Из 952409 детей, посещавших школы, 180748 имело сберегательные книжки, 39108 делало сбережения, но еще не имело С. книжек, не делало сбережений 732553, школ без С. касс было 2799, сумма сбережений в школьных кассах 4581673 фр. Кроме госуд. генеральной кассы существуют 4 общинные, с вкладами на 7173456 франк., и 5 частных касс, с 26878000 фр.
   Финляндия. С. кассы существуют с 1820 г.; в 1895 году введены правила, по которым они подчинены надзору правительственного инспектора; в 1886 г. устроена почтовая С. касса. В 1896 г. числилось 129 сельских и 32 городские кассы, с 92553 книжками к началу года и 101464 книжек к концу года. Сумма вкладов составляла к 1 января 1896 г. 47256248 финл. марок; внесено в течение года 11647229 мар., выдано 8947362 мар., остаток к концу года 51922597 мар. Собственный капитал касс -- 7372609 мар. Сельские кассы, с вкладами на 11893355 мар., не играют такой роли, как городские; последние, располагая вкладами в 40 млн., носят преимущественно характер банков, выполняющих операции кредита. Средний размер вклада в городских составлял 538 мар., в сельских -- 439 мар. Активы касс помещены главным образом в ипотеках и в долговых росписках. Сумма ипотечных ссуд составляла к концу 1896 г. 28799238 мар. из общей суммы ссуд в 46662751 мар. В городах выдана 34,5 млн., в селах 12,1 млн. мар.; средний размер ссуды в городах 4517 мар., в селах 614 марок, во всей стране 1707 марок. Размер процентов, выплачиваемых кассами, составляет в 57 кассах 4%, в 24 кассах от 4,5 до 4,75, в 47 кассах 5%. Сравнительно высокий размер процентов не обременителен для касс, так как они помещают почти всю сумму вкладов в ссудах под залог недвижимости и в ссудах под долговые росписки, а не в процентных бумагах, приносящих небольшой процент. Кассы взимают по ссудам от 4,5 до 7%, в среднем 5,72%; разница между процентами по ссудам и процентами по вкладам обыкновенно несколько превышает 1%, очень редко падает ниже 1%, а в 29 кассах составляет 2%. Чистой прибыли за 1896 г. получено 523486 мар., или 7,5% на собственный капитал касс, причем на городские кассы падает 395020 мар., или 6,7% на капитал, на сельские 128466 мар., или 11,7% на капитал. Из прибылей отчислено на общеполезные и благотворительные цели в городских кассах 95840 мар., в сельских 14437 мар.; остальная сумма причислена к основному капиталу. Почтово-С. касса, при 345 отделениях, располагала к концу 1894 г. 981480 мар., внесенными по 20483 книжкам. Капиталы, которыми располагали С. кассы в Финляндии в 1893 г., получили следующее назначение:
   

Городские
С. кассы

Сельские

Всего

%-ное
отношение

   Ссуды под ручные залоги

340683

47270

387953

0,8

   Ссуды под ипотеки

25456686

3070996

28527682

60,4

   Ссуды под долг. документы

5991416

5451732

11443148

24,2

   Прочие ссуды

671502

179419

850921

1,8

   Облигации

1278785

70007

1348792

2,9

   Наличные деньги

4314209

352573

4666782

9,9

   Всего

38053281

9171997

47225278

100

   В Англии С. кассы носят характер частных учреждений, подчиненных контролю в порядке управления, но еще больше в способе помещения капиталов; все вклады помещаются в государственные бумаги по распоряжению комиссаров погашения государстаенного долга. Кассы учреждались в прежнее время благожелательными лицами из торгового класса и духовенства (Trustees). В 1816 году существовало 50 С. касс, носивших название Saving banks. В 1819 г. издан первый закон, регламентирующий кассы и предписывающий им покупать государственные бумаги. Уставы С. банков подлежали утверждению мировых судей. С 1880 г. вкладчикам уплачивалось 2,75%, а кассы получали 3% с 1891 г. проценты были понижены для вкладчиков до 2,5%, для касс до 2,75%. С 1863 г. для учреждения новых касс требуется согласие комиссаров погашения госуд. долга, усилен контроль за их управлением, установлена более строгая ответственность trustees, воспрещена выдача книжек на предъявителя, введен максимум вклада в 150 фунтов, прекращено начисление процентов для вкладов, достигших этим путем суммы в 200 фунтов, воспрещен взнос вкладов в несколько касс. В 1880 г. установлены правила для покупки бумаг на счет вкладчиков; в 1891 т. снова усилен контроль за управлением С. банками. В общем, частные С. кассы, несмотря на продолжительное существование, не пользуются в Англии большим успехом. Некоторая свобода в порядке учреждении и управлении совершенно парализуется основным требованием, по которому все вклады касс поступают в распоряжение управления госуд. долгом, для приобретения госуд. бумаг. В этом отношении английская система приближается к французской. Гораздо более важное значение имеют почтово-С. кассы. В 1896 г. сумма вкладов в частных кассах составляла 46,7 млн. фн., в почтово-С. кассах -- 108,1 млн. фун. Число вкладных книжек в частных кассах составляло в 1895 г. в Соед. Королевстве 1516229 (в 1860 г. их насчитывалось 585778), в том числе на благотворит. кассы пенни-банки падало 29030 книжек; сумма вкладов в 1895 г. составляла 45,3 млн. фн., тогда как в 1885 г. она составляла 3,3 млн. Это показывает, что частные кассы с течением времени не только не расширяют своих оборотов, но даже сокращают их. Помимо частных и почтовых С. касс, в Англии имеется значительное число благотворительных и других обществ, принимающих сбережения и носящие отчасти характер С. касс.
   Франция. Нигде так полно и последовательно не проведен принцип государственного воздействия на С. кассы, как во Франции. Первые кассы возникли в Париже в 1818 г. В 1835 г. установлены для них основные начала, отчасти сохраняющие силу до настоящего времени. Кассам предоставлено было право отдавать свои капиталы на текущий счет государственного казначейству, с начетом 4% годовых. С 1837 г. капиталы обязательно должны были передаваться в распоряжение государственной кассы вкладов и ассигновок (Caisse de dépóts et consignations), для покупки на них госуд. ренты. С этих пор кассы окончательно теряют самостоятельное значение и приобретают характер посредников между государством и его кредиторами, владельцами выпускаемой им ренты. Предполагалось допустить помещение части капиталов в ссуды органам самоуправления и публичным учреждениям, но предположение это было оставлено. Размер процентов подвергался колебаниям; после 4% кассам выплачивали 5%, 0,5, потом опять 4%, 3,75% и 3,5%; с января 1896 г. проценты доведены до 3,25%; вкладчики получают на 0,25 -- 0,5% меньше, чем получают С. кассы от кассы вкладов. Максимальный размер вклада по одной книжке понижен с 1 января 1896 г. до 1500 фр., место прежних 2000 фр. Главнейшие данные о состоянии частных С. касс в 1896 г.:
   Число отделений

1119

   Число касс

545

   Число книжек

6497557

   Вновь выдано

482175

   Переведено

24085

   Уничтожено

370370

   Остается к 31 дек.

6633417

   Капитал вкладов составлял 3395983413 франков.
   В последнее время в организацию франц. С. касс внесены некоторые изменения. Основные черты закона 20 июля 1895 г. сводятся к следующему: частные кассы передают все свои вклады в Caisse de dépóts, которая помещает их в госуд. или гарантир. правительством бумаги, в облигации департаментов, общин и торговых камер, сполна оплаченные и допущенные к обращению на бирже, в закладные листы и коммунальные облигации акционерного общества поземельного кредита (Crédit foncier de France). Суммы, не помещенные в бумагах, не должны превышать 10% вкладов; они помещаются на процентном текущем счету госуд. казначейства, но на сумму не свыше 100 млн. фр., а частью передаются во французский банк. Вкладчик, имеющий сумму, достаточную для покупки ренты в 10 фр. (для чего требуется, в зависимости от курса, 320 -- 340 фр.), может через посредство кассы купить ренту; при продаже через посредство кассы он несет расходы по продаже. Кассы могут выплачивать суммы тотчас по предъявлении, но вкладчики не могуть требовать уплаты раньше 14 дней. При чрезвычайных обстоятельствах с утверждения госуд. совета может быть издан декрет, ограничивающий возврат вкладов 50 фр. на каждые 14 дней. Высшая сумма вклада не может превышать 1500 фр.; вклады, превышающие этот размер, должны быть сокращены до него в течение пяти лет. Для обществ и учреждений общественной пользы высший размер вклада определен в 15000 фр. Касса вкладов определяет проценты С. кассам в зависимости от доходности своего портфеля и текущих счетов; она устраивает, для прочности касс, особый фонд гарантий и резервов в 10% суммы вкладов. Частные кассы получают из кассы вкладов авансом суммы на наем помещения и расходы по управлению в размере не свыше 0,25 -- 0,50% общей суммы вкладов. Вкладчикам, у которых в течение года сумма взносов и выдач не превышала, в общем, 500 фр., могут быть даны некоторые преимущества. Вклады обществ и общественных учреждений также пользуются преимуществами. Кассы могут выпускать С. марки достоинством ниже 1 фр., если по уставу допущены взносы ниже этой суммы. Каждая С. касса устраивает собственный резервный фонд. Собственные капиталы касс могут быть употреблены, кроме бумаг, обязательных для кассы вкладов, еще на покупку или постройку собственных помещений; одна пятая часть капитала может быть употреблена на покупку бумаг, выпускаемых учреждениями департамента, в котором находится касса, на покупку облигаций благотворительных учреждений и друг. учреждений обществ. пользы, на ссуды кооперативным кредитным обществам, на ипотечные ссуды обществам для постройки народных жилищ или кредитным обществам, которые либо сами занимаются постройкой таких жилищ, либо облегчают их покупку небогатым классам. Этот закон, несмотря на ограниченные размеры отчислений на подобные нужды, служит доказательством, что и во Франции помещение всех капиталов С. касс в государственных бумагах не считается наиболее выгодным. Ср. Seidel, "Das deutsche "Sparkassenwesen" (Берлин, 1896); журналы "Die Sparkasse" (изд. Гейденом в Эссене) "Die Sparkasse" (Ганновер, орган герман. союза С. касс), ст. Lehr'a в "Handwörterb. d. Staatswiss." Конрада; Bodio, "Statistique internat. des caisses d'épargne".
   Сберегательные кассы в России. Общие замечания. Еще весьма недавно сберегательные кассы были у нас мало извстны, мало распространены и не привлекали почти никаких вкладов. Первоначально они были учреждены при приказах общественного призрения и сохранных казнах; потом их учреждение было возложено на городское общественное управление; наконец, с 1864 г. они перешли в ведение государственного банка. В то время, как в других странах С. кассы разрастались с поразительной быстротой и привлекали сотни миллионов, а в некоторых странах даже миллиарды сбережений, получая все большее экономическое и финансовое значение, наши сберегательные кассы еще в 80-х годах не играли важной роли в деле сбережения. С 1884 г. принят был целый ряд мероприятий, имевших своим последствием распространение С. касс и увеличение числа учреждений, принимающих вклады. По закону 1884 г. кассы могли быть открываемы в губернских и уездных городах при казначействах; по закову 1889 г. стали возникать кассы при почтово-телеграфных учреждениях; в 1893 г. издан закон о кассах при пограничных таможнях. В 1895 г. издан закон, определяющий организацию касс. К числу новейших мероприятай относится распространение с 1900 г. С. касс на район только что открывшейся от Челябинска до Иркутска Западно- и Среднесибирской железной дор. На главных станциях дороги открыто 36 касс, в Омске и Красноярске -- особые кассы при железнодорожных мастерских, в Томске -- центральная касса при главном железнодорожном управлении. Для развития операций в наиболее распространенных -- почтово-телеграфных -- кассах с 1 сентября 1899 г. введена выдача денежных вкладов, по востребованию, до 25 руб., между тем как раньше выдача производилась лишь по сношению с центральной кассой, что препятствовало пользованию кассами для небогатых слоев населения. Благодаря различным мероприятиям, содействовавшим увеличению числа С. касс и облегчавшим пользование ими, а также сравнительно высокому размеру процента, выплачиваемого по вкладам (первоначально 4%, с 1894 г. З,6%), суммы, стекающиеся в кассы, стали быстро возрастать и сберегательные кассы мало-помалу превратились учреждение, располагающее сотнями миллионов руб. и занимающее первоклассное место среди крупных финансовых учреждений страны.
   Статистика. Наши сберегательные кассы не имеют за собой исторического прошлого, как большинство касс европейских государств. Они не являются продуктом общественной жизни и не имеют значения самостоятельных учреждений. Остаток вкладов к концу 1880 года составлял не больше 9054648 руб., увеличение за год -- только 984052 руб.; через 5 лет, к концу 1884 г., сумма вкладов не превышала 18,3 млн., увеличение за год составляло 3,8 млн. Заметный прирост начинается с 1887 г., когда увеличение за год составляло уже около 25 млн. и общая сумма вкладов достигла 68,7 млн. В течение четырехлетия от 1887 по 1890 г. ежегодный прирост составлял от 24 до 29 млн. С тех пор кассы начинают уже увеличиваться значительно быстрее; количество вкладов возрастает весьма сильно, а общая сумма вкладов, составлявшая к концу 1891 г. 200 млн. руб., возросла к концу 1898 г. до 537,2 млн. Увеличение числа касс и книжек за пятилетие с 1894 по 1898 г. усматривается из нижеследующей таблицы:

Годы

Число
касс

Увели-
чение

Число
книжек

Увели-
чение

(в тысячах)

1894

3592

705

1664

255

1895

3876

284

1907

243

1896

4200

324

2160

253

1897

4354

154

2448

288

1898

4530

106

2785

337

   Увеличение суммы вкладов за тот же период (в миллионах рублей):

Годы

Денежные
вклады

% бумаги
вкладчиков

Всего

Годовой прирост

В млн.
руб.

В % отно-
шении

1894

330,3

16,9

347,2

49,1

16,47

1895

367,9

22,8

390,7

43,5

12,53

1896

409,4

33,2

442,6

51,9

13,28

1897

465,7

44,9

510,6

68,0

15,36

1893

537,2

55,8

593,0

82,4

16,14

   Увеличение числа книжек и движение вкладов с 1880 г. видно из помещенных ниже таблиц.
   Число книжек в С. кассах:

Годы:

Число книжек.

Остаток к
31 декабря.

Увеличение
за год.

1880

104072

7478

1881

110719

6647

1882

125210

14491

1883

145729

20519

1884

171212

25483

1885

218890

47678

1886

306118

87228

1887

416724

110606

1888

523736

107012

1889

638460

114724

1890

798401

159941

1891

999211

200810

1892

1193566

194355

1893

1408954

215388

1894

1664215

255261

1895

1886453

222238

1896

2119888

233435

1897

2401477

281589

1898

2784668

383191

   Движение вкладов за 15-летие с 1880 по 1894 г.

Годы

Сумма
вкладов

Сумма
востребований

Остаток к
31 декабря

Увеличение
за год

1880

4444517

3691055

9054648

984052

1881

4661599

4016091

9995222

940574

1882

6100595

4596263

11896562

1901340

1883

7861097

5748091

14467770

2551208

1884

10702448

7418859

18312022

3844252

1885

17302606

9783301

26619440

8307418

1886

31778328

15710054

48901570

17282130

1887

51338993

28497088

68751484

24849914

1888

66268478

44923358

92970660

24219176

1889

73216345

51858348

118091748

25121088

1890

84305964

60013719

147042901

28951153

1891

128108071

81327006

199994463

52951562

1892

141402057

99063713

250520815

50526352

1893

157595635

119960707

298059444

47538629

1894

197910930

148737786

347232588

49173144

   Число С. касс в 1880 г. равнялось 75; с 1885 г., с возникновением касс при губернских и уездных казначействах, число их увеличилось до 161; в 1890 г. существовало уже 536 касс при казначействах, а общее число касс достигло 841. С тех пор число их стало возрастать еще быстрее, так как с 1890 г. стали открываться кассы при почтово-телеграфных учреждениях. В 1894 г. существовало уже 2412 почтово-телеграфных касс; число их ежегодно возрастает, хотя и медленно, сравнительно с другими странами, вслед за распространением сети почтово-телеграфных учреждений. В 1894 г. открыты С. кассы при таможнях; позже стали возникать кассы при фабриках и заводах.
   Вклады малолетних из общей суммы вкладов по отчету за 1897 г., по занятиям или сословиям родителей:

Род занятий

Число
книжек

Сумма в
тыс. руб.

Сред. размер
вкладов, в руб.

   Землевладение

3954

767,0

193

   Земледелие и сельские промыслы

69397

8080,4

116

   Городские промыслы

15506

1958,0

126

   Работа на фабр., завод. и рудниках

3282

431,9

131

   Услужение

7448

609,1

81

   Торговля

30385

5422,0

178

   Духовное звание

19946

5726,4

287

   Служба
военная
   офицер. чины

5907

1185,8

200

   нижние чины

3477

480,9

138

   Служба гражданская

23761

3633,1

152

   Служба частная

15603

2389,7

153

   Прочие занятия

78423

10331,8

131

   

277089

41016,1

148

   Распределение вкладов до районам.

Районы

На кассу приходится

Касс на
число кв.
верст

На сколько жит.
приходится
один вкладчик

%-ное отнош.
вкладч.
к жителям

Вкладов на (в рубл.)

Жите-
лей

Вклад-
чиков

Жите-
ля

Вклад-
чика

   Северный

15,6

314

918,3

50

2,0

3,46

171,71

   С.-Петербургский

23,0

1246

953,7

18

5,4

8,51

157,57

   Центрально-промышленный

22,2

902

619,7

25

4,1

7,31

180,06

   Центрально-земледельческий

33,6

514

742,6

65

1,5

3,45

225,25

   Северо-Восточный

47,8

560

2645,7

85

1,2

2,30

196,81

   Юго-Восточный

39,3

412

4051,4

95

1,0

2,05

195,46

   Южный

26,3

475

856,4

55

1,8

3,16

175,07

   Малороссийский

34,6

433

606,9

79

1,3

2,58

203,77

   Юго-Западный

34,5

432

511,9

80

1,3

2,11

168,65

   Северо-Западный

21,4

298

558,3

72

1,4

2,40

171,98

   Прибалтийский

21,3

881

735,3

24

4,1

5,86

141,57

   Привислянский

22,3

323

263,2

69

1,4

1,92

132,40

   Западная Сибирь

55,1

480

57923,7

115

0,9

1,95

224,65

   Восточная Сибирь

16,9

245

61512,2

70

1,5

3,21

221,12

   Закавказский

33,7

351

1303,6

96

1,0

1,96

188,90

   Среднеазиатский

65,9

254

29164,4

259

0,4

0,66

170,64

   

29,5

523

4429,2

56

1,8

3,21

1180,91

   Из этой таблицы видно, что одна С. касса приходится на 29,5 тыс. жит.; среднее число участников в каждой кассе 523 чел.; вкладчики составляют не более 1,8% населения, один вкладчик приходится на 56 чел. населения; на каждого жителя приходится 3 р. 21 к., на каждого вкладчика, в среднем, 180 p. Слабое, в сравнении с другими странами развитие касс отчет объясняет малой доступностью их для подавляющего большинства населения. СПб. и Цент.-пром. районы, благодаря столицам, занимают первое место; в первом вкладчик приходится на 18 жителей, на каждого жителя приходится в среднем 8 р. 51 к. вкладов; во втором вкладчик приходися на 25 жит., на каждого жителя 7р. 31к. К этим благоприятным по сбережению районам приближается Прибалтийский. Весьма слабо развита деятельность касс в Привислянском районе, что объяснается главн. образом распространением ссудных касс промышленников и гминных ссудо-сберегательных касс, производящих кредитные операции на доступных условиях и пользующихся расположением населения. Относительно распределения вкладов по полу и возрасту, по размеру вкладов, по роду занятий отчет за 1897 г. дает следующие сведения: число всех вкладчиков к 1 янв. 1898 г. достигло 2449270; из них единоличные вкладчики составляют 2277694 (93%), а 171576 (7%) -- юридические лица; первым принадлежат 88,4% общей суммы вкладов, вторым -- 11,6%. Средний размер вклада на одну книжку у юридич. лиц составляет 315 р., значительно превышая средний размер вклада у единичных вкладчиков, составляющий только 180 руб.
   Распределение вкладчиков по полу и роду занятий усматривается из следующей таблицы.

Род занятий

Мужчин

Женщин

Всего

Сумма
вкладов, в
тысячах

Средн.
размер,
в рублях

Число.

В %.

Число.

В %.

Число.

В %.

   Землевладение

15229

58,7

10732

41,3

25961

1,2

6665,4

256

   Землед. и сельск. пром.

241731

56,1

188791

43,9

430522

18,9

77669,6

180

   Город. промыслы

162414

63,3

94057

36,7

256471

11,2

38678,4

150

   Работа на фабр., завод. и рудниках

70296

70,6

29330

29,4

99626

4,4

13727,4

137

   Услужение

92730

38,0

152147

62,0

244877

10,7

34121,3

139

   Торговля

110008

59,7

74209

40,3

184217

8,1

39942,0

216

   Духовное звание

57180

60,0

57126

50,0

114306

5,0

37130,9

324

   Служба
военная
   офицер. чины

20785

61,0

13305

39,0

34090

1,5

7645,8

224

   нижние чины

93526

91,7

8344

8,3

101870

4,5

9963,8

94

   Служба гражданская

90275

63,9

50965

36,1

141240

6,2

27879,5

197

   Служба частная

161281

76,0

51019

24,0

212300

9,3

39647,5

186

   Прочие занятия

186629

43,0

245585

57,1

432214

19,0

79295,8

183

   Итого

1302084

57,2

975610

42,8

2277964

100

412067,4

180

   Распределение по размеру вкладов.

Рубли.

Число
книж.

% отно-
шен.

Сумма
вклад.

% отно-
шен.

В ср. на
кн. в руб.

   До 25 руб.

769779

33,8

5186,9

1,3

6,74

   От 25 до100 руб.

507677

22,3

27808,8

6,7

54,78

   От 100 до 500 руб.

711546

31,2

157950,0

38,3

221,98

   Свыше 500 руб.

288692

12,7

221121,7

53,7

765,93

   

2277694

100

412067,4

100

180

   Распределение вкладов по размеру показывает, что мелким вкладчикам, составляющим 56,1%, принадлежит только 8% всей суммы вкладов; средних вкладчиков 31,2%, и им принадлежит 38,3% вкладов; небольшой группе крупных вкладчиков, составляющей только восьмую часть (12,7%) всех вкладчиков, принадлежит более половины (53,7%) капиталов С. касс. П предварительным сведениям за 1899 г., состояние С. касс к 1 октября 1899 г. представляется в следующем виде: в 23 петербургских кассах по 241250 книжкам помещено 33352000 руб.; в 19 московских, по 167399 книжкам, 28662000 р.; в 188 кассах при учреждениях госуд. банка, по 855421 книжкам -- 184481000 руб.; в 697 кассах при казначействах, по 1022640 книжкам -- 235864000 р.; в 28 кассах при таможнях 2519000 р., по 17144 книжкам; в 2 кассах при гор. общ. управлениях 347000 руб., по 1821 книжкам; в 80 кассах при фабриках и заводах, по 14849 книжкам, 1054000 р.; наконец, в 3688 кассах при почтово-телегр. учреждениях, по 724834 книжкам, помещено 94052000 р. Общая сумма денежных вкладов составляет 580,3 млн. р., по 3045358 книжкам, выданным 4725 С. кассами. Кроме того, в кассах имеются принадлежащие вкладчикам процентные бумаги на 67,6 млн. Общая сумма принадлежащих вкладчикам денежных вкладов и процентных бумаг составляет к 1 октября около 648 млн., что составляет увеличение почти на 55 млн. за первые девять месяцев 1899 г.
   Законодательство. Деятельность С. касс определяется главным образом законом 1895 г. Основания его сводятся к следующему: С. кассы признаются государственными учреждениями; правительство принимает на себя полную ответственность за целость вверенных кассам капиталов. По организации управления кассы резко отличаются от касс многих иностранных государств; это -- не местные самостоятельные общественные учреждения (аналогичные союзам, товариществам, мелким кассам и обществам), действующие на основании собственных уставов, а чисто государственные учреждения. По уставу 1895 г., вкладчиками могут быть отдельные лица всякого звания и возраста, учреждения и общества. Вклады принимаются двух видов: до востребования и условные, распоряжение которыми поставлено в зависимость от наступления каких-нибудь определенных обстоятельств. Вноситель вклада не может выговорить себе право распоряжения им, если он внесен на имя другого лица или учреждения. Для вкладов малолетних и несовершеннолетних постановлено следующее: если вклады внесены родителями, то они причисляются к условным, но право распоряжения ими до совершеннолетия детей принадлежит, вопреки общим правилам об условных вкладах, не детям, а родителям; напротив, если дети сами вносят вклады на свое имя, то им принадлежит право распоряжения внесенными ими суммами. Предельная норма вклада прежняя -- тысяча рублей; но она увеличивается до трех тысяч, если вклад вносится на имя учреждения или общества. По достижении вкладом предельной суммы, течение процентов прекращается. Если от вкладчика не последовало никакого распоряжения, то часть его капитала обращается на покупку, за его счет, государственных процентных бумаг, которые хранятся в кассе. Вкладчику предоставляется поручать кассе покупку государственных бумаг, которые, по его желанию, могут быть оставлены на хранении в кассе; последняя следит за тиражами, обменивает вышедшие в тираж на другие бумаги того же наименования и достоинства, разменивает купоны, без особой за это платы. К процентным бумагам не применяется предельная норма вкладов: вкладчикам предоставляется право иметь в кассах вклады в госуд. бумагах на большие суммы, чем в наличных деньгах. Устав предоставляет вкладчикам право при внесении вклада указать лицо или учреждение, которому после его смерти вклад должен быть выдан. Облегчен прием вкладов с условием выдачи их на погребение вкладчика. Кассам может быть поручаемо, с разрешения министра финансов, производство за счет государственного банка операций, дозволенных банку по его уставу (эта последняя функция на практике не получила осуществления). При пересмотре прежде действовавшего устава указывалось на то, что было бы целесообразно связать сберегательное дело с мелким, особенно сельским кредитом. Распространение С. касс среди сельского населения и привлечение его к участию в кассах могло бы облегчить возникновение на местах учреждений для мелкого кредита, причем последние могли бы быть связаны с кассами. Привлекая сбережения, кассы могли бы принести огромную пользу сельскому населению рациональной организацией мелкого кредита. При надлежащей организации С. кассы в деревнях могли бы выполнять простейшие кредитные операции, как это, напр., делают гминные кассы в Царстве Польском. На практике, однако, дело народного кредита нисколько не подвинулось вперед от увеличения числа сберегательных касс. Напротив, чем больше кассы привлекают народных сбережений, тем меньше шансов на развитие учреждений для мелкого кредита: собирая в деревнях капиталы и отдавая их в распоряжение государственного банка, С. кассы отвлекают сбережения от другого назначения, более производительного с точки зрения народного хозяйства. При пересмотре устава приняты были меры к тому, чтобы сумма вкладов продолжала увеличиваться, чтобы к кассам получили доступ лица и учреждения, стоявшие прежде вдали от них, и чтобы связь между сберегательными кассами и государственным кредитом еще больше упрочилась. На одно лицо не может быть выдаваемо более одной книжки по каждому из двух родов вкладов; при взносе вклада на имя другого лица или учреждения вноситель теряет право распоряжения вкладом. Эти ограничения вызваны, по-видимому, желанием предупредить пользование кассами со стороны средних зажиточных классов -- торговцев, промышленников, прибегающих к кассам не для сбережения, а для получения высокого процента на суммы, которые во всякое время могут быть ими истребованы. Вместо того, чтобы вносить свободные суммы в государственный банк или частпые банки и получать весьма низкий процент, многие выправляют себе по нескольку книжек в С. кассах на свое имя и на имя своих служащих и имеют, таким образом, возможность пользоваться более высокими процентами. Устав имеет в виду предупредить такое пользование кассами со стороны зажиточных людей, всего менее желательных в качестве вкладчиков и потому, что они делают вклады в то время, когда не могут дать своему капиталу другого назначения, и немедленно требуют их обратно, как только представляется случай поместить капитал в дело. Отсюда неустойчивость, неопределенность, полная зависимость касс от хода торговых и промышленных дел, необходимость держать в наличных деньгах довольно крупные суммы. Приведенные постановления теряются, однако, среди других, направленных исключительно на возможно большее распространение касс и привлечение возможно большей суммы вкладов. Так, ограничение относительно условных вкладов не применяется к вкладам родителей на имя малолетних и несовершеннолетних детей, что дает возможность во многих случаях держать в кассах больше предельной суммы в тысячу рублей. Устав разрешает обществам и учреждениям вносить до трех тысяч рублей. Кассы стремятся также привлечь вклады малолетних и несовершеннолетних (школьные кассы), для чего отменен минимум, существовавший до издания нового устава; они стремятся также заменить существующие в других странах особые похоронные кассы; для привлечения сельского населения отменено ограничение каждого отдельного взноса определенной суммой и предоставлено право делать завещательное распоряжение и указывать лицо, которое должно получить вклад в случае смерти вкладчика. Все эти постановления бесспорно доставляют публике много удобств, но вместе с тем они направлены к тому, чтобы по возможности усилить приток вкладов, привлечь к кассам не только городское, но и сельское население, не только рабочих и служащих, имеющих постоянное занятие, но и рабочих на отхожих промыслах, на ярмарках, сделать пользование этими государственными учреждениями удобным и выгодным как для богатых, так и для небогатых слоев населения, чтобы таким образом концентрировать в руках правительства все свободные рессурсы, не получившие еще приложения в торговле и промышленности страны. Усилия эти не остались без результата: общая сумма вкладов возрастает весьма быстро. В этом отношении действующий устав выполняет свою роль безукоризненно. Исходя из того взгляда, что "С. кассы еще не втянули в сферу своих операций сельское население России", защитники закона 1895 г. полагали, что при новом уставе "С. касса должна войти со своими операциями в село и стать потребностью массы сельского населения, содействуя не только накоплению в этой среде сбережений, но и возвышению ее благосостояния, что, в свою очередь, не может не отражаться усилением притока народных сбережений в кассы". Нельзя не заметить, однако, что стремление возвысить благосостояние населения мало отразилось на той части устава, которая регламентирует помещение капиталов касс. Ближайшее рассмотрение относящихся сюда постановлений показывает, что кассы имеют гораздо больше в виду другую цель, а именно, "усиление притока в кассы народных сбережений", поступающих в распоряжение государственного банка. Для внушения населению большего доверия к кассам и убеждения в их полезном значении, им в 1895 г. присвоено наименование государственных сберегательных касс. В вопросе о помещении капиталов новый устав ничем, по существу, не отличается от прежнего: все суммы поступают в распоряжение государственного банка, который употребляет их на покупку государственных или гарантированных правительством бумаг, оставляя в наличных деньгах лишь часть, необходимую для оборотов. Хотя ответственность по операциям касс падает на государство, но в уставе приняты некоторые меры к тому, чтобы уменьшить риск, связанный с таким употреблением капиталов, и перенести его на самих вкладчиков. Постановление, по которому на кассы может быть возложено ведение операций, производимых государственным банком, совершенно теряется среди других и является таким же диссонансом в уставе сберегательных касс, как сказанное о мелких производителях, крестьянах, кустарях и ремесленниках -- в уставе государственного банка. В настоящее время почти все суммы С. касс употребляются на покупку государственных бумаг или хранятся на текущем счету государственного банка. Сотни миллионов, стекающихся в кассы, употребляются на поддержание государственного кредита; кассы играють роль важных финансовых учреждений, поглощающих значительную часть выпускаемых правительством займов, и правительство является почти единственным распорядителем народных сбережений. При таком употреблении капиталов касс для правительства значительно облегчается реализация займов: оно избавляется от зависимости от биржи и обходится почти без всякого посредничества и связанных с ним расходов. Аналогичный порядок давно уже практикуется во Франции, где миллиарды народных сбережений поступают на покупку государственной ренты. Следует заметить, однако, что неудобства такого порядка признаны во Франции (см. выше); закон 20 июля 1895 г. допускает и другие способы помещения сбережений, тогда как у нас изданный в том же году закон нисколько не считается с изменившимися взглядами на роль капиталов сберегательных касс. С точки зрения этих взглядов, неблагоприятные последствия существующей у нас организации С. касс заключаются в следующем. Правительство несет на себе всю ответственность за целость капиталов; в случае отлива вкладов и необходимости продавать бумаги, в которых помещены капиталы касс (что не может не отразиться неблагоприятно на их курсе), все убытки по реализации падают на правительство. Правда, новый устав предусматривает накопление запасного капитала, но капитал этот составляет к 1 января 1898 г. только 16,1 млн. руб., т. е. 4% общей суммы принадлежащих кассам процентных бумаг, достигающей к тому же сроку 408 млн. Затем кассы стремятся к тому, чтобы вкладчики сами приобретали бумаги и несли, таким образом, связанный с этим риск; но сумма принадлежащих им бумаг к 1 октября 1899 г. не превышает 67,6 млн. руб., при наличности к тому же сроку денежных вкладов на 580,3 млн. руб. Главная ответственность, ввиду этого, еще долго будет падать на правительство. Что эта ответственность может повести к серьезным осложнениям, показывает опыт Франции, где вследствие внезапного отлива вкладов приходилось нести огромные убытки, так как правительство вынуждено было заключать на самых невыгодных условиях займы для удовлетворения вкладчиков. Помещая огромные капиталы С. касс в правительственных бумагах, государство отвлекает народные сбережения от тех отраслей торговли и промышленности, которые без притока новых капиталов не могут получить надлежащего развития. Если представить себе, какой переворот во всем народном хозяйстве произвел бы приток свежих капиталов в несколько сот миллионов рублей, и сравнить последствия такого размещения народных сбережений с результатами обращения их на покупку госуд. бумаг, то нельзя не признать, что поддержание государственного кредита достается дорогой ценой. С. кассы являются весьма удобным орудием для того, чтобы извлекать из отдаленных уголков России свободные капиталы; но им не дается, при этом, производительное назначение, а они употребляются на поддержание государственного кредита. Что С. кассы могут служить поддержкой для народного хозяйства, содействовать развитию не государственного, а мелкого промышленного и сельского кредита -- это блистательно доказывает опыт некоторых западно-европейских стран, усвоивших себе другую организацию С. касс. Так, в Германии С. кассы находятся в самой тесной органической связи с учреждениями для мелкого кредита, тесно переплетаются с местными нуждами, служат для поддержки многих предприятий, имеющих чисто местное значение; они выдают ссуды под залог недвижимости, открывают кредит для земельных улучшений, часто снабжают мелкие народные банки первоначальным капиталом, выдают ссуды общинам, союзам, мелиоративным товариществам, приобретают не только государственные бумаги, но и закладные листы и облигации банков, облигации городских займов, выдают в различных формах ссуды и отдельным лицам, с различными обеспечениями. Помимо всех этих операций, крайне разнообразных в различных кассах, кассы приобретают огромное значение как местные общественные учреждения; они объединяют население на почве общих интересов и приобретают значение одного из наиболее близких населению самостоятельных общественных.органов. Это показывает, что возможно и иное употребление народных сбережений, чем то, которое, по образцу Франции, упрочилось у нас. Если задаться идеей возвысить благосостояние сельского населения, то необходимо поставить С. кассы в непосредственную связь не столько с государственным банком, сколько с учреждениями для мелкого кредита. Новейшее мероприятие в области С. касс заключается в введении с 1 января 1900 г. системы С. марок (которых не следует смешивать с прежними высокоценными С. марками, употребляемыми для удостоверения взноса вкладчиком денег в С. кассу и для облегчения контроля); она состоит в том, что самые небольшие сбережения консолидируются покупкой на них особых С. марок (в некоторых странах -- почтовых марок), которые наклеиваются на приспособленные для того карточки, до накопления таким путем одного рубля. Цель С. марок -- дать малоимущим людям возможность производить сбережения без посещения касс и покупать марки в любое время дня и в несравненно большем числе мест, чем сколько имеется С. касс. Так как на покупку марки требуется гораздо менее времени, чем на взнос денег в кассу, то С. марки могут получить особенное значение у нас, где число С. касс еще сравнительно невелико, а население разбросано на громадном пространстве при значительной отдаленности сел и деревень от С. кассы. Кроме того, чтобы внести в С. кассу какую-либо сумму денег, нужно сохранить ее до того времени, когда представится возможность поместить ее в С. кассу. С. марки дают возможность легко собирать мелкие суммы, которыми иногда мало дорожат и небогатые люди. С. марки облегчают также открытие школьных С. касс. Марки установлены двух разрядов: в 5 и в 10 коп. Карточки для наклейки марок (отдельные для каждого разряда марок) выдаются бесплатно, при покупке марок; они делятся на соответственное число клеток так, чтобы по заполнении всех клеток на каждой карточке имелось марок на 1 руб. В Англии, откуда взят этот тип сбережений, все устроено гораздо проще: существует лишь одна форма бесплатных карточек и одна обыкновенная (ходячая в стране) почтовая марка, в один пенни (3 коп.) ценностью для наклейки. Карточки, заполненные С. марками на 1 руб., принимаются от предъявителей их всеми С. кассами как наличные деньги. Продажа марок, кроме С. касс, возложена на особых посредников, обязательных и добровольных, продающих марки по номинальной цене, за комиссионную плату в размере 1% с вырученной суммы. Обязательными посредниками состоят все С. почтово-телеграфные кассы, войсковые части, учебные заведения, а также учителя и учительницы, стоящие во главе школ, места казенной продажи вина, железнодорожные станции и др. места, взимающие сборы и доходы казенные и общественные. Добровольными посредниками могут быть общественные, сословные и благотворительные учреждения, а также частные учреждения и отдельные лица, которые на это изъявят согласие. Кроме того, разрешается частным лицам продавать С. марки по вольной цене, по примеру существующей вольной продажи почтовых и других марок. Для занесения карточки вкладом на С. книжку необходимо ее представить в С. кассу. В тех местах, где нет С. касс, посредниками может быть производим прием от вкладчиков С. карточек для представления в С. кассу.
   Финансовые результаты деятельности касс. Приведенные в отчете за 1897 г. (последний отчетный год) данные раскрывают слабые стороны организации касс, могущие, при неблагоприятном стечении обстоятельств, привести к некоторым осложнениям (см. помещ. ниже табл.). Только в 1897 г. расходы касс полностью покрывались процентами по купонам от принадлежащих кассам бумаг; в предшествующие годы расходы превышали главный источник доходов и могли, следовательно, покрываться лишь благодаря другим поступлениям, носящим второстепенный, отчасти случайный характер. 1893 и 1894 гг. закончились убытками в 130000 р. и 610000 р., побудившими управление касс понизить проценты по вкладам от 4% до З,6%; последующие, в общем благоприятные 1895 и 1896 гг. дали кассам чистую прибыль только потому, что в эти годы кассы имели крупные случайные барыши от продажи бумаг, конверсий, тиражей, обмена, вообще от операций с бумагами.
   Понижение процентов от 4% до 3,6% сильно сократило расходы касс и привело бы к значительному улучшению их баланса, если бы одновременно с этим не последовало уменьшение в доходности бумаг, выданное конверсиями.
   Прибыли и убытки С. касс.
   Доходы (в млн. руб.).

Годы.

От операций с бумагами.

% по
тек. сч.
в гос.
банке

Прочие
прибыли

Всего

% по
купонам

От продажи,
тиража,
конверсий
и обмена

Итого

1893

9,47

1,33

10,80

--

0,01

10,81

1894

10,79

0,87

11,66

--

0,01

11,67

1895

12,69

2,77

15,46

0,13

0,09

15,68

1896

14,15

2,58

16,73

0,23

0,03

16,99

1897

16,42

1,97

18,39

0,24

0,10

18,73

63,52

9,52

73,04

0,60

10,24

73,88

   Расходы (в млн. руб.).

Годы.

%% по
вкладам

На покрытие
особых
убытков

Прочие
расходы

Всего с
административными
расходами

Чистая
прибыль

Убыток

1893

9,90

--

--

10,94

--

10,13

1894

11,15

0,03

--

12,28

--

0,61

1895

11,82

--

0,06

13,07

2,61

1896

12,93

0,02

--

14,19

2,80

1897

14,60

0,06

--

16,11

2,62

   Административные расходы.

Годы.

Сумма расходов
(в тысячах
рублей)

Средний расход
на 100 руб.
вкладов (в коп.)

1893

1,041

40

1894

1,100

36

1895

1,191

34

1896

1,239

32

1897

1,448

34

   Доходы и расходы на 100 руб. денежных вкладов (в рублях).

Годы

Валовой
доход

Валовой
расход

Превышение
доход (+) или
расход (--)

1893

4,15

4,26

-- 0,11

1894

3,81

4,01

-- 0,20

1895

4,52

3,77

+ 0,75

1896

4,42

3,69

+ 0,73

1897

4,34

3,73

+ 0,61

   Так как доходность бумаг, в которых помещены капиталы сберегательных касс, с каждым годом понижается, то уменьшается и разница между доходами от купонов и расходами от уплаты процентов вкладчиками. При существующей тенденции к понижению доходности государственных бумаг, принятый в наших С. кассах способ помещения капиталов может привести к тому, что кассы, при отсутствии других источников доходов, не в состоянии будут удовлетворять своему назначению. Дальнейшее понижение процентов едва ли достижимо, а случайные барыши, благодаря которым С. кассы в последние годы заканчивают свои счета чистой прибылью, должны прекратиться, когда кассы окончательно заменят бумаги с повышенной доходностью бумагами 4%-ного типа.
   Распределение фонда С. касс (в млн. руб.)

К 1 января

% отношение

1994 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1994 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

   Госуд. займы

173,9

163,6

155,8

185,9

163,8

78,73

55,77

46,28

46,53

39,16

   Ж.д. займы

26,7

91,9

117,9

101,2

134,4

12,09

31,32

35,02

25,33

32,15

   Ипотечные бумаги (закл. листы
госуд. двор. и крестьян. банков)

20,3

37,9

63,0

112,4

120

9,18

12,91

18,70

28,14

28,69

   

220,9

293,4

336,7

399,51

418,2

100,0

100,0

100,0

100,01

100,0

   Группировка процентных бумаг фонда С. касс до размеру приносимого процента.

К 1 января

1994 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

   5% бумаги

13,61%

2,70%

2,50%

1,04%

1,05%

   4,5% бумаги

69,08%

79,60%

62,10%

36,42%

34,69%

   4% бумаги

17,31%

17,70%

35,40%

62,04%

64,23%

   3,79 и 3% бумаги

--

--

0,50%

0,03%

   

100%

100%

100%

100%

100%

   Доходность процентных бумаг.

Годы

На нарицательный
капитал бумаг, за
искл. 5% сбора

На балансовую
стоимость
бумаг

   В 1893 году

4,26%

4,56%

   В 1894 году

4,21%

4,37%

   В 1895 году

4,12%

4,34%

   В 1896 году

4,02%

4,15%

   В 1897 году

3,99%

4,19%

   Замена бумаг с повышенным процентом бумагами с низкой доходностью, с одной стороны, и уменьшение прибылей от операций с бумагами, с другой, лишают наши С. кассы той устойчивости, которая должна быть присуща одному из главных финансовых учреждений страны. В портфеле С. касс мы находим самые разнообразные бумаги, но все они принадлежат либо к государственным займам, либо к гарантированным правительством. Когда приходится выпускать ренту, принимать на себя реализацию железнодорожного займа или размещать закладные листы дворянского банка, на помощь правительству являются прежде всего С. кассы, последние поглощают десятки миллионов новых займов, выдерживают их до возвышения курса и появления спроса, потом продают и принимают от правительства новые бумаги. Так, в 1897 г. кассам было передано ренты на 57,3 млн., 4% закладных листов дворянского банка на 20,6 млн., свидетельств крестьянского банка на 18,3 млн., казанских железнодорожных облигаций на 20 млн., ярославских жел.-дор. на 8,4 млн. и 3,5% закладных листов дворянского банка на 7 млн. Благодаря кассам правительство располагает большей свободой в своих финансовых операциях. При ежегодном увеличении вкладов на 50, 60, а в 1898 г. -- на 82,4 млн., С. кассы могут предъявлять деятельный спрос на новые займы. Именно это обстоятельство побуждает министерство финансов принимать усиленные меры к дальнейшему распространению касс. Весьма важное значение имеет также роль, которую играют кассы по отношению к государственному банку. Кассы помещают все свои свободные суммы в государственном банке на текущем счете, по которому банк прежде ничего не платил кассам, а после введения нового устава платит со второй половины 1895 г. полпроцента в год (см. помещенную ниже таблицу). Суммы эти за последние пять лет колебались от 49,3 млн. до 62,3 млн. Получая полпроцента, С. кассы сами выплачивают вкладчикам 3,6% независимо от того, помещены ли их вклады в процентных бумагах или на текущем счете. Если, таким образом, часть вкладов не приносит почти никакого дохода, а требует расходов, то для общего финансового положения касс возникают отсюда серьезные неудобства.
   Суммы на текущем счету в государственном банке.

Средние балансовые остатки, в млн. руб.

% отношение сумм на
тек. счету к сумме
денежных вкладов

Годы

Частн.
вкл.

Сумм на
тек. счету

1893

260,2

55,2

21,21

1894

306,3

62,3

20,34

1895

346,7

55,1

15,89

1896

384,2

49,3

12,18

1897

431,8

50,3

11,65

   Баланс сберегательных касс на 1 января 1898 г.

1 января 1898 г.

1 января 1897 г.

Изменения за год.

   Запасный капитал

16108602 руб.

13490000 руб.

2619000

   Принадлежащие вкладчикам денежные вклады

465706576 руб.

409430000 руб.

56276000

   Принадлежащие вкладчикам процентные бумаги
на хранении и в управлении

44946735 руб.

33170000 руб.

11777000

   Процентные бумаги, принадлежащие С. кассам

408209727 руб.

392661000 руб.

15549000

   Текущий счет в государственном банке

73042880 руб.

27926 руб.

45117000

   Чистая прибыль за 1897 год

2618902 руб.

   Валовая прибыль от процентов по купонам

16420516 руб.

   Валовая прибыль от продажи, тиража и обмена

1631966 руб.

   Валовая прибыль от реализации бумаг за границ

339157 руб.

   Проценты, начисленные на денежные вклады

14598431 руб.

   Сметные расходы по С. учреждениям

1448165 руб.

   Особые убытки

61529 руб.

   Кассы получали на свои бумаги в 1897 г. в среднем 4,12%; вкладчикам приходилось платить в среднем 3,37%; сверх того, на каждую сотню рублей вкладов израсходовано на управление кассами 34 коп.; всего расходы составляют 3,71%. При доходе в 4,12% и расходе в 3,71% можно было бы сводить счеты с довольно крупными чистыми прибылями, даже при полном отсутствии других источников доходов. В действительности этого нет, главным образом, потому, что около 50 млн. руб. помещено на текущем счете и, следовательно, приносит не 4,12%, а только полпроцента. Значение этого обстоятельства наглядно обнаруживается на результатах деятельности касс в 1893 и 1894 гг., закончившихся дефицитом. Так как в последующие годы сумма вкладов возрастала и к концу пятилетнего периода почти удвоилась, а на текущем счете оставалась почти та же сумма, то соответственно этому уменьшилось неблагоприятное влияние этого фактора на финансовые результаты сберегательной операции. Для государственного банка бесспорно весьма выгодно располагать десятками миллионов рублей, за которые приходится платить только полпроцента, но эти выгоды проходят далеко не бесследно для финансового состояния С. касс. Кроме того, за последние годы значительно возрастает та часть вкладов, которая помещается вкладчиками за их счет в процентные бумаги на бесплатном хранении и управлении в С. кассах. Эта часть вкладов ровно ничего не приносит кассам, а между тем и на эту часть вкладов приходится нести расходы по администрации. С дальнейшим увеличением доли вкладного капитала, помещенной в процентные бумаги за счет самих вкладчиков, этого рода потери сберегательных касс могут сделаться весьма внушительными и серьезно ухудшить финансовое положение касс. Как видно из помещенной ниже таблицы, на 1 января 1898 г. имелось уже бумаг на 45 млн. руб., принадлежащих вкладчикам и приносящих кассам только расходы.
   Процентные бумаги вкладчиков на хранении и управлении.

К 1 января

Остатки % бумаги (в тысячах).

В
Петер-
бурге

В
Моск-
ве

При учре-
ждениях
гос. банка

При
казначей-
ствах

При
тамож-
нях

Всего

1894

1,710

2,020

3,465

7,392

81

14,668

1895

2,292

2,612

3,587

8,292

122

16,905

1896

3,299

3,661

5,204

10,502

135

22,801

1897

4,637

5,373

8,687

14,291

182

33,170

1898

6,275

7,272

12,260

18,923

217

44,947

   К 1 октября 1899 г. бумаг вкладчиков было уже на 67,6 млн. Увеличение суммы таких бумаг желательно для касс в смысле перенесения на вкладчиков риска, связанного с обесценением бумаг, но уменьшение риска приводит и к уменьшению доходности касс.
   Для С. касс открывается в будущем весьма широкий простор. Увеличение числа почтово-телеграфных учреждений, проведение новых железных дорог, привлечение к С. делу посредников, учреждение касс при фабриках, заводах и промышленных предприятиях, стремление финансового управления к устройству касс во всех местах, где замечается концентрация рабочего люда и имеются хотя бы временные значительные заработки, -- все это неизбежно будет иметь своим последствием увеличение суммы вкладов. Наплыв капиталов в кассы не приостанавливается даже вследствие таких неблагоприятных условий, как неурожай. Этот безостановочный рост должен выдвинуть на первый план вопрос о более производительном для народного хозяйства помещении народных сбережений. Месячные отчеты сберегательных касс печ. в "Вестнике Финансов"; годовые издаются управлением сберегательными кассами.

М. Герценштейн.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. XXIX (1900): Сахар -- Семь мудрецов, с. 39--55

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru