Гёльдерлин Фридрих
Фридрих Гёльдерлин: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   Гельдерлин (Иоганн-Христиан-Фридрих Hölderlin) -- выдающийся немецкий поэт (1770--1843). Еще студентом Тюбингенского университета Г. начал писать стихи, в форме и содержании которых заметно подражание Клопштоку. Шиллер принял в нем самое теплое участие. В 1794--95 гг. Г. жил в Йене; здесь, в центре романтического движения, он завязал личные отношения с представителями нового литературного направления; здесь же у Г. обнаружились впервые зачатки ипохондрии. Болезненное настроение усилилось под влиянием безнадежной и страстной любви к матери одного из его учеников; он видел в ней воплощение фантастического идеала женщины, который уже с самых юных лет был предметом мечтаний, и изобразил ее под именем Диотимы в своем романе "Гиперион". В 1798 г. Г. расстался со своей Диотимой, переезжал с места на место и в 1802 г. возвратился на родину с явными признаками помешательства. Самое крупное из произведений Г. -- роман "Гиперион", представляющий как бы исповедь поэта. Характерная черта романа -- чисто романтическое стремление связать философию с поэзией так, что границы между ними совершенно сглаживаются: для Г. только та научная система удовлетворительна, которая стоит в связи и гармонирует с идеалом прекрасного. Идеи, имеющие нечто общее с воззрениями Г., позднее получают развитие в философских системах Шеллинга и Гегеля. В романе любопытна и другая сторона: болезненная мечтательность и чрезвычайно развитое чувство изящного создали в Г. отвращение к современной действительности; он изображает в карикатуре свое время и своих соотечественников, а идеал свой ищет под дорогим ему небом Эллады. Кроме "Гипериона", после Г. остались еще неоконченная трагедия "Смерть Эмпедокла" -- лирическое стихотворение в драматической форме, служащее, как и "Гиперион", выражением личного настроения поэта; переводы из Софокла -- "Антигона" и "Царь Эдип" -- и ряд лирических стихотворений. Лирика Г. проникнута пантеистическим мировоззрением: христианские идеи просачиваются как бы случайно; в общем настроение Г. -- настроение язычника-эллина, благоговеющего перед величием божественной природы. Стихотворения Г. богаты идеями и чувствами, иногда возвышенными, иногда нежными и меланхолическими; язык чрезвычайно музыкален и блещет яркими образами, особенно в многочисленных описаниях природы. "Sämmtliche Werke" Г. изд. в 1846 г.; "Dichtungen" в 1884 г. (Тюбинг.), с биогр. очерком Köstlin'a.
   Ср. Jung "Hölderlin und seine Werke" (1848); Litzmann "H's. Leben" (Берлин, 1890) и Wilbrandt в "Führende Getster" (Bd. II, 1890).

А. Кудрявцев.

   Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, том VIII (1892): Гальберг -- Германий, с. 284.

II.

   ГЁЛЬДЕРЛИН, Хёльдерлин (Hölderlin), Иоганн Христиан Фридрих (20.III.1770, Лауфен, -- 7.VI.1843, Тюбинген) -- нем. поэт. Сын служащего консистории. Изучал богословие (1788--93) в Тюбингене одновременно с Г. В. Гегелем и Ф. Шеллингом. В 1794--95 жил в Иене, где слушал лекции И. Фихте. В этом городе начала складываться нем. романтич. школа. Г. был учителем в доме банкира Гонтара. Его жену Сюзетту Г. любил возвышенной любовью и воспел под именем Диотимы. В 1802 заболел душевной болезнью.
   Г. выступил в лит-ре в нач. 90-х гг. 18 в. Его идейная эволюция в значит. мере связана с прогрессивной обществ. мыслью Франции 18 в. и событиями франц. бурж. революции. Идейный подъем, вызванный революцией, обусловил увлечение Г. идеалом демократич. республики в стиле античности. Сложные связи Г. с веймарским классицизмом (И. В. Гёте, Ф. Шиллер), с одной стороны, и зарождающимся романтизмом, с другой, повлияли на его худож. искания. Ранние гимны Г. (1790--94) выражают стремление к свободе, понимаемой как возрожденная гармония человечества и природы; эту гармонию он находит в древней Элладе. В своих гимнах Г. развивает мотивы нем. гражд. лирики. Его привлекают патриотич. тема Х. Шубарта, высокий пафос Ф. Шиллера и Ф. Клопштока. Его обличение тирании, прославление гармонии и любви в мире приобретают глубоко философ. смысл. В гимнах Г. отражено все богатство гуманистич. мысли 18 в. В одном из поздних гимнов ("Праздник мира") Г. развенчивал подобных Наполеону героев, к-рые "тиранически" противостоят природе.

0x01 graphic

   Своеобразная пантеистич. натурфилософия Г. лежит в основе системы поэтич. образов его лирики; в эту натурфилософ. систему входят и человеч. мир и обществ. явления, с ней связана и любовная лирика Г. ("Диотима", "Плач Менона по Диотиме" -- "Menons Klagen um Diotima"). Крупнейшее произв. Г. -- "Гиперион, или Отшельник в Греции" ("Hyperion oder Der Eremit in Griechenland", 1797--99) -- роман, проникнутый лиризмом и написанный своеобразной поэтич. прозой. В 1794--95 Г. создал неск. вариантов романа, из к-рых один был напечатан Ф. Шиллером в журн. "Талия" (1795), почему и назван впоследствии "Талия-фрагмент". Герой романа -- греч. юноша, поклонник антич. мира, участник борьбы за свободу Греции. Его судьба, свободолюбие и разочарование тесно связаны с судьбой его народа. "Гиперион" отразил осознание его автором краха просветит. и революц. идеалов в ходе франц. революции, что особенно горько воспринималось в отсталой феод. Германии. Г. ищет слияния с природой, с космосом. В трагедии "Смерть Эмпедокла" ("Der Tod des Empedokles", 1798--99, рус. пер. 1931) утверждается моральная победа героя, носителя передовых научных и обществ. исканий эпохи, потерпевшего поражение в столкновении с обществом; эта победа осуществится в будущем торжестве социальной гармонии. В трагедии сделана попытка поэтически утвердить идею диалектич. развития ("Обоснование Эмпедокла"). Глубина философ. мысли Г., воплощенной в его поэзии, объясняет интерес к ней со стороны Гегеля и др. нем. философов.

0x01 graphic

Сюзетта Гонтар, воспетая Гёльдерлином
под именем Диотимы.

   Тяжелые переживания Г. этого времени и поиски выхода отражены в его одах и поздних элегиях, близких по форме к романтич. поэме. Г. вновь обращается к античности, стремится постигнуть историч. смысл ее культуры ("Архипелаг" -- "Der Archipelagus"). Теперь Эллада становится для него идеалом единства народа, своим трудом украшающего землю. Главное зло своего времени Г. видел в преобладании частных эгоистич. интересов, ослабляющих творч. усилия народа. Теперь будущее возрождение человечества Г. связывает с людьми труда, торжество к-рых он предсказывает в элегии "Хлеб и вино" ("Brot und Wein"), где он воспевает эмблемы труда; в гимне "Праздник мира" ("Friedensfeier") Г. ищет сближения с народом, стремится воспринять его историч. и культурные традиции ("Штутгарт"). Оды "Неккар", "Гейдельберг" проникнуты любовью к родине. Г. приходит к выводу о тесной связи судьбы поэта и народа, призывает к созданию нац. поэзии. Поворот во взглядах Г. обусловил новое обращение поэта к гимну, к-рый он теперь характеризует как "высокое и чистое ликование национального песнопения". Его гимн "Рейн" -- поэтич. воплощение концепции мировой истории, связанной с утверждением победы героич. стремлений его эпохи в будущем и осуждением индивидуализма. Поэт мечтал об "общности людей духа" (Kommunismus der Geister) и ассоциировал это с философией пантеизма. В поисках новых форм жизни Г. приходит к созданию туманного социально-утопич. мифа, к попытке переосмыслить христианство; он объявляет Христа одним из богов Олимпа, последним богом, миссия к-рого -- осуществить социальную справедливость (поздние гимны). В период завершения работы над романом и трагедией (1798--99) написаны фрагменты по эстетике ("Об Ахиллесе", "Слово об Илиаде", "О различных родах поэзии", "Об особенностях драматической поэзии вообще и об Эмпедокле в частности"). Эти фрагменты представляют большой интерес для понимания эволюции Г. от идеалов Просвещения к прогрессивному романтизму. Эстетика Г. -- программа гуманистич., действенного героич. иск-ва, зовущая немцев к активному осмыслению историч. судеб Германии, проникнутая надеждой на светлое будущее.
   Г. был выдающимся новатором в области поэтич. языка. Сочетание лиризма с эпич. материалом, использование антич. форм стиха придают особое своеобразие его философ. лирике. Разработанные им новые для того времени формы свободного лирич. стиха и лирич. прозы оказали значит. воздействие на нем. лит-ру, особенно в 20 в. Г. работал над переводами из Софокла, Пиндара. Замечат. документом эпохи является его переписка.
   В Германии творчеству Г. посвящена огромная лит-ра ("Hölderlin-Jahrbücher" и др.). Культ Г. в Зап. Германии -- противоречивое явление духовной жизни. Реакц. идеологи нем. шовинизма (М. Хейдеггер и др.) пытались использовать элементы иррационализма в мировоззрении Г. Литературоведы ГДР и др. стран социалистического лагеря, изучая лит. наследие Г., выступают против бурж. лженауки, скрывающей осн. прогрессивную тенденцию его творчества. Творчество Г. получило высокую оценку в работах А. В. Луначарского. Т. Манн назвал его в числе "великих немцев", бросавших в лицо Германии "беспощадные истины". И. Бехер охарактеризовал Г. как поэта "высокой политической мировоззренческой устремленности".

Сочинения:

   Sämtliche Werke, grosse Stuttgarter Ausgabe, hrsg. von F. Beissner, Bd 1--6, Stuttg., 1946--61.

Литература:

   Луначарский А. В., Социология и патология в истории лит-ры, "Лит. критик", 1935, No 12;
   Протасова К. С., Ф. Гельдерлин, его время, жизнь и творчество, "Уч. зап. МГПИ им. В. П. Потёмкина", No 180, 1962;
   Голосовкер Я. Э., Поэтика и эстетика Гёльдерлина, "ВИМК", 1961, No 6;
   Берковский Н. Я., Ф. Гёльдерлин, "Вопр. лит-ры", 1962, No 1;
   Виндельбанд В., "Прелюдии". Философские статьи и речи, СПБ, 1904;
   Becher I. R., Auf andere Art so grosse Hoffnung, B., 1951;
   Reimann P., Hauptströmungen der deutschen Literatur, B., 1956.

К. С. Протасова.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 2: Гаврилюк -- Зюльфигар Ширвани. -- 1964>. -- Стб. 121--123.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke2/ke2-1213.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru