Гексли Томас Генри
Les sciences naturelles et l'éducation, par Th. Huxley. Paris, 1891

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Les sciences naturelles et l'éducation, par Th. Huxley. Paris, 1891. Вопросъ объ образовательномъ значеніи естественныхъ наукъ въ настоящее время занимаетъ умы педагоговъ не меньше, чѣмъ это было нѣсколько десятковъ лѣтъ тому назадъ. Когда въ Англіи впервые раздались голоса въ пользу преимуществъ естественно-историческаго образованія, Гёксли былъ однимъ изъ самыхъ выдающихся дѣятелей этого движенія; съ тѣхъ поръ онъ не переставалъ требовать первенствующаго мѣста для естественныхъ наукъ на ряду съ другими образовательными предметами. Настоящая книга представляетъ сборникъ всѣхъ его рѣчей, произнесенныхъ когда-либо по этому поводу; нѣкоторыя изъ нихъ до изданія этой книги не появлялись въ печати. Въ предисловіи онъ говоритъ: "Прошло сорокъ лѣтъ, прежде чѣмъ маѣ, на ряду съ другими лицами, полагавшими, что физическія и естественныя наука имѣютъ право на почетное мѣсто среди предметовъ обученія, начиная съ элементарной школы и кончая университетомъ, съ трудомъ удалось добиться того, чтобы меня выслушали. Не думаю, чтобы наибольшій оптимистъ между нами могъ воображать, что онъ доживетъ до той норы, когда увидитъ почти всеобщее признаніе справедливости нашихъ требованій, увидитъ даже повсюду употребляемыя старанія къ практическому ихъ осуществленію въ Англіи такъ же, какъ и на континентѣ, и въ Сѣверо-Американскихъ Штатахъ. И, однако, случилось именно такъ, и, принимая активное участіе въ борьбѣ за права науки, я могу только радоваться, видя, что побѣда на моей сторонѣ; однако, подобно мудрецу, сказавшему: nil actum reputans si quid superest agendum, я прошу молодое поколѣніе помнить, что битва выиграна только на половину. То, что сдѣлано, еще ничто, такъ сказать, въ сравненія съ тѣмъ, что остается сдѣлать для того, чтобы дѣйствительность сообразовалась съ принципами, для торжества которыхъ я употреблялъ всѣ мои усилія".
   Самымъ опредѣленнымъ указаніемъ на то, какое огромное значеніе придаетъ Гёксли изученію естественныхъ наукъ въ дѣлѣ воспитанія, можетъ служить слѣдующая характерная выдержка изъ VI главы его сочиненія, носящей названіе: Значеніе естественно-историческихъ наукъ съ точки зрѣнія воспитанія.
   "Вычеркнуть изъ программы обученія физическія науки -- это значило бы бросить учащагося въ міръ, не снабдивъ его никакими свѣдѣніями изъ той науки, сущность которой могла бы наилучшимъ образомъ развить его способность наблюденія; онъ остался бы невѣждой въ отношеніи тѣхъ фактовъ, которые имѣютъ наибольшее значеніе въ благосостояніи его и другихъ людей; онъ былъ бы неспособенъ познать главные источники красоты въ божественномъ твореніи; онъ былъ бы лишенъ возможности найти себѣ опору въ вѣрованіи въ живой законъ, въ порядокъ, явно обнаруживающійся сквозь всѣ безконечныя перемѣны и видоизмѣненія, среди которыхъ онъ, т.-е. этотъ порядокъ, всегда остается ощутимымъ,-- въ вѣрованіи, которое остановило бы или хотя умѣрило бы тѣ порывы отчаянія, которые несомнѣнно охватятъ его рано или поздно, если только онъ серьезно заинтересуется соціальными проблемами".
   На вопросъ, что такое истинное воспитаніе, т.-е. "такое воспитаніе, какое мы желали бы дать самимъ себѣ, если бы мы могли снова начать нашу жизнь", Гёксли отвѣчаетъ: "Воспитаніе должно, прежде всего, открыть уму законы природы, и подъ этимъ словомъ -- природа -- я подразумѣваю не только матерію и ея силы, но также человѣка и его поведеніе; воспитаніе должно развивать наши чувства и нашу волю такимъ образомъ, чтобы мы проникались самымъ страстнымъ и самымъ искреннимъ желаніемъ дѣйствовать въ гармоніи съ этими законами".
   Гёксли, защитникъ естественныхъ наукъ, не отрицаетъ значенія классическаго образованія; онъ только требуетъ совсѣмъ иной постановки этого образованія, чѣмъ то, какое обыкновенно существуетъ въ настоящее время: онъ требуетъ, чтобы обращали вниманіе на исторію древности, на ея литературныя произведенія.

"Русская Мысль", кн.XII, 1891

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru