ГейерБорисФедорович (1879-1916, Серноводск) -- драматург, писатель, журналист. После окончания Коммерческого уч-ща в Петербурге (1901) -- бухгалтер страхового общества. Успех первого рассказа, напечатанного в журнале "Нива", предопределил дальнейшую судьбу. В годы первой русской революции принимает деятельное участие в создании сатирического журнала "Зритель". Печатает в нем свои рассказы; один из них повлек заключение автора на полтора года в одиночную камеру Петропавловской крепости. В 1907 пишет первую пьесу "В сумерках рассвета" (поставлена в Новом Василеостровском театре); в ней автор говорил о том, что "только близорукие люди не замечают предвестников рассвета".
Г. причастен к созданию театра пародии и гротеска "Кривое зеркало" (1908), для которого пишет оригинальные пародии, юмористические сценки и миниатюры в жанре монодрамы. По свидетельству А. Кугеля, он был связан с этим театром "всем складом своего тонкоюмористического ума, непреодолимым отвращением к театральному шаблону и влечением к новым формам театрального творчества". Дебютировал пародией "Эволюция театра" (1910), где дал образцы четырех пьес на один сюжет, написанных в манере Н. Гоголя, А. Островского, А. Чехова, Л. Андреева. Пародия высмеивала не этих авторов, а их эпигонов, превративших в шаблон художественный стиль великих драматургов. Пародии Г. вообще были нацелены на шаблон, штамп: "Носовой платок баронессы" издевалась над типичным провинциальным спектаклем; "Грае-грае-воропае" -- над характерными чертами малороссийского представления, в котором "уси таньцують, спивають та выпивають"; "Кинематограф, или Сильно кровавая любовь старика" -- над строением, фабульными перипетиями и др. кинодрамы 10-х гг.; "Эоловы арфы" высмеивали беспринципность театральных критиков. Пародии Г. проникали в самую сущность пародируемого, обобщали целые направления в литературе и искусстве.
Г. создал первые опыты в жанре монодрамы, теория которой принадлежала Н. Евреинову. В пьеске "Вода жизни" (1910) Г. показал, как меняется окружающая действительность в зависимости от изменений, происходящих в сознании двух чиновников под воздействием винных паров. В "Воспоминаниях" (1910) он представляет шесть вариантов одного происшествия, как о нем вспоминают все его участники. "Сон" -- своего рода сценическая иллюстрация теории 3. Фрейда; в пьесе материализовались сновидения мелкого чиновника, которому отказала генеральская дочь. В монодраме "Что говорят -- что думают" Г. заставил звучать на сцене "внутренние монологи" действующих лиц.
Г. умер, заразившись дизентерией в Серноводске, куда поехал подлечить язву, "унеся с собой в могилу необычайные возможности, так свеж, так оригинален был его талант" (Кугель).
Лит.: Б. Ф. Гейер // Театр и искусство. 1916. No 28. С. 563-564; Кугель А. Р. Листья, с дерева. Л., 1929; Тихвинская Л. Кабаре и театры миниатюр в России (1908-1917). М., 1995.