|
Скачать FB2 |
| |
Осколки минувшаго.
Комедія въ 5-хъ дѣйствіяхъ, 6-ти картинахъ.
(4-е дѣйствіе въ двухъ картинахъ.)
Передѣлана изъ повѣсти Вс. Крестовскаго (псевдонимъ) "Въ ожиданіи лучшаго".
И. Н. Ге.
Къ представленію дозволено. С.-Петербургъ, 19 декабря 1890 г. No 5690.
ДѢЙСТВУЮЩІЯ ЛИЦА:
Всѣ указанія отъ зрителя.
1-е дѣйствіе происходитъ въ Москвѣ, въ квартирѣ Столбинъ-Десятовой; 2-е и 1-я Путина 4-го дѣйствія -- у Алексинской, въ имѣніи ея Воскресенскомъ; 3-е и 2-я картина 4-го дѣйствія въ с. Бубнова, у Столбинъ-Девятовой.
1-е дѣйствіе совершается въ половинѣ мая; между 2-мъ и 3-мъ проходитъ двѣ недѣли, между 3-мъ и 4-мъ тоже.
ДѢЙСТВІЕ ПЕРВОЕ.
Гостиная въ домѣ Столбинъ-Десятовой. По серединѣ двое дверей, изъ которыхъ одна -- лѣвая, съ поднятыми портьерами, ведетъ въ столовую, гдѣ видѣнъ сервированный къ чаю столъ и прочее убранство комнаты, а правая -- завѣшана опущенной портьерой. Налѣво -- два окна, посереди ихъ зеркало, возлѣ оконъ стулья и цвѣты. Направо -- ди, санъ, столъ, кресла, козетка и большое вольтеровское кресло, со стоящимъ рядомъ съ нимъ маленькимъ столикомъ. Передъ кресломъ большая, имѣющая видъ подушки, скамейка. Меблировка старинная, но богатая: всюду столики, этажерки, горки съ массой разставленныхъ бездѣлушекъ, чашекъ, серебряныхъ вещей, корзиночекъ, портретовъ въ рамкахъ и проч. Кромѣ того, комната завалена разнаго рода и разной величины сундуками, чемоданами, корзинками, корзиночками, въ чехлахъ и безъ чехловъ, разными свертками въ бумагѣ и простыняхъ, и грудой вещей, разложенныхъ и собранныхъ для упаковки. Сундуки стоятъ одинъ на другомъ, составляя цѣлыя пирамиды; иные разбросаны по одиночкѣ, иные зашиты въ полотно и перевязаны веревками. Зеркало и нѣкоторыя картинки на стѣнахъ завѣшаны кисеей.
ЯВЛЕНІЕ 1-е.
Изъ столовой входитъ Анна Ѳедоровна въ сопровожденіи Полины. За ними, въ столовой, показываются два Лакея.
ЯВЛЕНІЕ 2-е.
Изъ правыхъ боковыхъ дверей входитъ Аделаида Григорьевна въ бѣломъ вышитомъ, модномъ пеньюарѣ, въ большихъ золотыхъ серьгахъ и богатомъ браслетѣ. Кивнувъ слегка головой на поклонъ Полины, она высокомѣрно взглядываетъ на Анну Ѳедоровну и величественной походкой быстро проходитъ въ столовую, скрываясь направо.
(Полина, вынувъ изъ кармана свертокъ батиста, нашитаго на клеенку, садится и шьетъ; Анна Ѳедор., подобравъ подъ себя ноги, углубляется въ чтеніе, а Адел. Григор., стоя у окна, смотритъ на кжи съ саркастическимъ вызывающимъ видомъ. Картина. Послѣ минутнаго молчанія въ передней раздается сильный звонокъ.)
(Суета. Лакеи и горничныя пробѣгаютъ столовую, показываясь въ ней и опять исчезая. Аделаида Григорьевна разливаетъ чай.)
(Въ столовой показывается Столбинъ-Десятова, окруженная слугами.)
ЯВЛЕНІЕ 3-е.
(Адел. Григор. фыркаетъ сдержаннымъ смѣхомъ.)
ЯВЛЕНІЕ 4-е.
(Изъ правой, противъ зрителя, дверь входитъ Лакей.)
(Лакей уходитъ.)
(Вася бѣжитъ, схватываетъ связку книгъ и убѣгаетъ съ ней въ дверь направо. Ада Григорьевна слѣдуетъ за нимъ).
(Адел. Григ. уходить).
ЯВЛЕНІЕ 5-е.
(Горничная вноситъ большой сафьяновый сундучокъ съ бронзовыми гвоздиками и ставитъ на столъ передъ Столб.-Десят.).
ЯВЛЕНІЕ 6-е.
(Уходитъ въ сопровожденіи Адель).
ЯВЛЕНІЕ 7-е.
(Алексинская съ досадой начинаетъ разсматривать кипсекъ.)
ЯВЛЕНІЕ 8-е.
(Уходитъ въ правую противъ зрителей дверь, въ сопровожденіи Полины).
ЯВЛЕНІЕ 9-е.
(Въ столовой слышится шумъ. Вбѣгаетъ Вася, волоча по полу пучки шнурковъ и тесемокъ и таща огромную связку, изъ которой сыпятся разные свертки, коробочки съ пуговицами, булавками, иголками и другими принадлежностями работы, клубки вязальной бумаги, мотки цвѣтныхъ шерстей. гребенки, шпильки, жестянки съ помадой и проч. Все это онъ теряетъ и въ концѣ концовъ швыряетъ съ шумомъ остальное посереди комнаты.)
(Полина молча подходитъ къ Адел. Григорьевнѣ, помогаетъ ей уложить вещи и вмѣстѣ съ ней, лакеемъ и Васей уносятъ все направо въ боковую дверь.)
(Входятъ двѣ горничныя, тоже со свертками.)
(Цѣлуютъ руку и уходятъ.)
(Входятъ два лакея съ свертками въ рукахъ)
(Лакеи уходятъ.)
(Столб.-Десят., Адел. Григорьевна и Вася уходятъ въ столовую, Вася, уходя послѣднимъ въ объятіяхъ Адел. Григорьевны, дѣлаетъ носъ Аннѣ Ѳедоровнѣ, показываетъ языкъ.)
(Уходятъ въ правую дверь противъ зрителя.)
Занавѣсъ.
ДѢЙСТВІЕ ІІ-е.
Садъ. Въ глубинѣ, налѣво, въ оборота къ зрителю, большой, затѣйливой архитектуры, барскій домъ, съ боковой террасой и широкимъ, убраннымъ цвѣтами и вьющимися растеніями, балкономъ на второмъ этажѣ -- во всю длину дома, съ лѣстницей въ садъ и колоннадой, обвитой дикимъ виноградомъ. Передъ домомъ роскошный цвѣтникъ. Направо, на заднемъ планѣ,-- родъ бесѣдки изъ вьющихся растеній, на переднемъ -- садовая скамья подъ кустами сирени. Налѣво, на переднемъ планѣ, подъ гигантскимъ деревомъ диванъ, столъ, кресла. Вдали -- рѣка, освѣщенная вечерней зарей.
ЯВЛЕНІЕ 1-е.
При поднятіи занавѣса -- налѣво, подъ деревомъ, сидитъ Алексинская и вышиваетъ въ пяльцахъ. Изъ дома, съ террасы, входятъ Неряцкій съ кипою книгъ, газетъ, журналовъ и писемъ и лакей.
(Лакей уходитъ.)
ЯВЛЕНІЕ 2-е.
(Неряцкій всталъ.)
ЯВЛЕНІЕ 3-е.
(Слышенъ звонъ бубенчиковъ.)
ЯВЛЕНІЕ 4-е.
Входятъ: Столб.-Десят., Додо, Анжъ, Аделаида Григорьевна, Анна Ѳедоровна, Полина, Вася, Пехлецовъ и Лакей.
(Осматривается.)
ЯВЛЕНІЕ 5-е.
(Всѣ, исключая Полины и Пехлецова, слѣдуютъ за ней.)
ЯВЛЕНІЕ 6-е.
ЯВЛЕНІЕ 7-е.
(На балконѣ второго этажа показывается Алексинская и Вася. Алексинская ищетъ глазами кого-то въ саду.)
ЯВЛЕНІЕ 8-е.
ЯВЛЕНІЕ 9-е.
(Лакеи ставятъ карточный столъ).
(Додо и Анжъ сходятъ съ террасы и уходятъ направо въ глубину сада.)
(Смѣется тоже.)
(Продолжаютъ тихо разговоръ.)
(Пехлецовъ, потоптавшись и оглянувшись раза два, идетъ къ террасѣ.)
ЯВЛЕНІЕ 10-е.
(Садятся. Вася садится тоже -- возлѣ бабушки, Алексинская становится возлѣ ея кресла. Изъ сада направо входятъ Додо и Анжъ.)
(Уходятъ направо.)
(Темнѣетъ. Заря гаснетъ совершенно. Лакеи на террасѣ подаютъ чай.)
ЯВЛЕНІЕ 11-е.
(Изъ сада направо входятъ: Жанъ, Додо, Анжъ и Полина.)
(Додо и Анжъ окончательно поражены.)
(Въ саду темнѣетъ... Лакеи выносятъ на балконъ свѣчи. Въ окнахъ дома показываются огни.)
(Адел. Григорьевна величественнымъ наклоненіемъ головы выражаетъ тоже согласіе.)
(Всѣ поднимаются на террасу, а затѣмъ постепенно уходятъ въ домъ.)
ЯВЛЕНІЕ 12-е.
(Изъ глубины сада направо выходятъ Неряцкій и Вася, направляясь къ террасѣ).
ЯВЛЕНІЕ 13-е.
(Изъ сада, съ правой стороны, быстро входитъ Полина, Жанъ слѣдуетъ за ней).
Занавѣсъ.
ДѢЙСТВІЕ III-е.
Садъ. Направо -- большой барскій домъ съ балкономъ по серединѣ и боковымъ фасадомъ обращеннымъ къ зрителю. Передняя часть балкона, находящаяся противъ дверей, ведущихъ въ комнаты, закрыта сплошной стѣной вьющагося винограда; по бокала -- лѣстницы. Передъ балкономъ большой сервированный столъ и десять стульевъ вокругъ. Направо, возлѣ дома, садовая скамья. Налѣво, подъ деревомъ, среди кустовъ, большее, увѣшанное подушками, качающееся кресло; рядомъ столъ и нѣсколько садовыхъ стульевъ. Вокругъ зелень, кое гдѣ цвѣты. Вдали, противъ зрителей, видна рѣшетка, ку да ведетъ широкая липовая аллея; за рѣшеткой открывается видъ деревни.
ЯВЛЕНІЕ 1-е.
Полина, лежа въ качающемся креслѣ, читаетъ книгу.
ЯВЛЕНІЕ 2-е.
ЯВЛЕНІЕ 3-е.
ЯВЛЕНІЕ 4-е.
ЯВЛЕНІЕ 5-е.
(Анна Ѳедоровна уходитъ въ глубину направо.)
ЯВЛЕНІЕ 6-е.
ЯВЛЕНІЕ 7-е.
Съ лѣвой стороны, изъ глубины, входятъ впереди -- Вася, почтительно неся шляпку бабушки, за нимъ Столб.-Десят., Адел. Григор. и Пехлецовъ, у котораго на головѣ толстый изъ васильковъ вѣнокъ, въ рукахъ цилиндръ, а за ними -- Горничная и Лакей въ ливреѣ и цилиндрѣ съ кокардой, неся на рукѣ мантилью Катер. Петр. Съ правой стороны, съ балкона, сбѣгаетъ Анна Ѳедоровна, за ней Гусевъ, изъ-за угла, возлѣ дома, входить Неряцкій.
(Неряцкій и Гусевъ кланяются издали.)
(Продолжаютъ вести разговоръ тихо.)
(Вася убѣгаетъ.)
(Пехлецовъ, расшаркавшись, подходитъ къ Аделаидѣ Григорьевнѣ и, стоя затылкомъ къ Полинѣ, закрывая ее такимъ образомъ отъ глазъ Аделаиды Григорьевны, ведетъ тихо разговоръ.)
(Изъ-за кустовъ, возлѣ кресла, выскакиваетъ Вася и, подбѣжавъ къ Аделаидѣ Григорьевнѣ, отводитъ ее въ глубину и что-то ей сообщаетъ; она цѣлуетъ его въ голову.)
(Анна Ѳедоровна встаетъ и рветъ прищемленное Васей платье.)
(Аделаида Григорьевна тоже смѣется.)
(Полина, взявъ подъ руку Гусева, уходитъ налѣво.)
ЯВЛЕНІЕ 8-е.
ЯВЛЕНІЕ 9-е.
(Пауза. Жанъ и Алексинская исчезаютъ.)
ЯВЛЕНІЕ 10-е.
ЯВЛЕНІЕ 11-е.
(Столб.-Десят. остается пораженная, какъ бы остолбенѣвъ, держа бумаги въ рукѣ)
(Съ лѣвой стороны вбѣгаетъ Полина, съ правой Анна Ѳедор. и Вася.)
Всѣ исключая Анны Ѳедор., Алексинской и Полины уходятъ.
ЯВЛЕНІЕ 12-е.
(Съ Алексинской дѣлается страшная истерика. Изъ-за кустовъ выскакиваетъ Вася и убѣгаетъ въ домъ.)
ЯВЛЕНІЕ 13-е.
ЯВЛЕНІЕ 14-е.
(Адел. Григ. ласкаетъ его. Полина идетъ къ Алексинской.)
(Полина убѣгаетъ.)
(Уходятъ.)
Занавѣсъ.
ДѢЙСТВІЕ ЧЕТВЕРТОЕ.
КАРТИНА 1-я.
Комната -- гостинная-будуаръ. Противъ зрителей стеклянная балконная дверь и два окна. Направо: рояль, ближе къ авансценѣ -- этажерка съ нотами, еще ближе входная дверь. У лѣваго окна-угломъ дамскій письменный столикъ. Налѣво: въ глубинѣ, дверь въ спальню, ближе -- изящный диванчикъ, столъ, тумба, на которой горитъ, подъ розовымъ абажуромъ, лампа, шезъ-лонгъ, нѣсколько стульевъ, креселъ, табуретокъ. Посреди комнаты -- столъ съ газетами, кипсеками, книгами; вокругъ стола -- легкіе золоченые стулья. У дверей и оконъ тяжелыя портьеры. Дверь на балконъ открыта. Лунная ночь.
ЯВЛЕНІЕ 1-е.
На балконѣ у перилъ стоитъ Алексинская. Большая пауза. Затѣмъ она медленно входитъ въ комнату.
ЯВЛЕНІЕ 2-е.
(Изъ лѣвыхъ дверей входитъ Настя.)
ЯВЛЕНІЕ 3-е.
(Входитъ Настя.)
(Настя уходитъ.)
ЯВЛЕНІЕ 4-е.
(Настя уходитъ.)
ЯВЛЕНІЕ 5-е.
На порогѣ правыхъ дверей, изъ-за портьеры, появляется Жанъ.
(Слышны сильный порывъ вѣтра и отдаленные раскаты грома.).
ЯВЛЕНІЕ 6-е.
(Изъ лѣвыхъ дверей (спальни) быстро входитъ Неряцкій, еле переводя духъ.)
ЯВЛЕНІЕ 7-е.
(Изъ правыхъ дверей входитъ Пехлецовъ.)
(Всѣ трое раскланиваются между собой и уходятъ: Жанъ и Пехлецовъ въ правую дверь, Неряцкій -- на балконъ. Но едва успѣла опуститься за Жаномъ и Пехлецовымъ портьера, онъ тотчасъ же опять входитъ въ комнату.)
(Алексинская стоитъ точно полуживая, опустивъ голову, выдвинувъ ее немного впередъ и устремивъ взглядъ въ одну точку.)
Занавѣсъ.
КАРТИНА 2-я.
Гостинная. Прямо дверь. Налѣво: въ углу кафельная печь, возлѣ нея маленькая, краснаго дерева одностворчатая дверь, ближе большой старинный краснаго дерева съ бронзой диванъ, передъ нимъ такой же покрытый скатертью столъ и по обѣимъ сторонамъ полукругомъ кресла. Направо: готическая стеклянная дверь и два такихъ же окна, изъ которыхъ у перваго стоитъ большое вольтеровское кресло, возлѣ него, со стороны окна, столъ, ближе стулъ, а сзади ширма. На полу подъ всѣми этими предметами, разосланъ коверъ; передъ кресломъ -- большая, въ видѣ подушки, скамейка; на столикѣ -- сундучекъ съ шерстью у начатой работы -- вышиванія, лампа подъ абажуромъ и книга. На столѣ, передъ диваномъ, тоже лампа; обѣ зажжены. Вообще вся обстановка богатая, старинная: ковры, лампы, канделябры, картины. По обѣимъ сторонамъ двери, противъ зрителя шкафчики съ серебромъ и чашками; на одномъ изъ нихъ часы подъ колпакомъ, на другомъ китайская слоновой кости группа, тоже подъ стекломъ. Готическія окна и двери съ большими нишами. Всюду, кромѣ двери краснаго дерева, тяжелыя драпировки подъ цвѣтъ мебели.
ЯВЛЕНІЕ 1-е.
При поднятіи занавѣса изъ среднихъ дверей выбѣгаетъ Вася съ посланной Алексинской Жану книгой и подбѣгаетъ къ боковымъ дверямъ,
ЯВЛЕНІЕ 2-е.
ЯВЛЕНІЕ 3-е.
(Входитъ Вася и приближается къ Аделаидѣ Григорьевнѣ).
(Полина, предчувствуя бѣду -- оставляетъ книгу, которую просматривала, и, взглянувъ на Васю и Аделаиду Григорьевну, приходитъ въ ужасъ.)
ЯВЛЕНІЕ 4-е.
(Входитъ Лакей).
(Изъ среднихъ дверей входитъ Жанъ).
ЯВЛЕНІЕ 5-е.
(Жанъ въ замѣшательствѣ сжимаетъ записку въ рукѣ и уходитъ. Полина порывисто встаетъ, дѣлаетъ нервно нѣсколько шаговъ, проходя мимо Столб.-Десят., затѣмъ шатается и падаетъ на кресло въ обморокѣ.)
ЯВЛЕНІЕ 6-е.
(Входитъ Лакей).
ЯВЛЕНІЕ 7-е.
(Изъ боковыхъ дверей вбѣгаетъ въ попыхахъ Анна Ѳедоровна, поправляя засученые рукава.)
(Столб.-Десят. сидитъ, молча разсматривая вышиваемую ею работу.)
(Анна Ѳедоровна, оглянувшись, вскакиваетъ и рыдая виснетъ на шеѣ дочери. Полина, шатаясь, выводитъ ее въ боковую дверь).
Занавѣсъ.
ДѢЙСТВІЕ ПЯТОЕ.
Обстановка сцены та-же, что въ 3-мъ дѣйствіи. Столъ сервированъ къ чаю.
ЯВЛЕНІЕ 1-е.
Въ глубинѣ ходитъ Полина. Жанъ быстро спускается съ балкона, осматривается и, замѣтивъ Полину -- направляется къ ней. Она идетъ къ нему на встрѣчу.
ЯВЛЕНІЕ 2-е.
(Адель Григорьевна подаетъ ей сливокъ и уходитъ).
ЯВЛЕНІЕ 3-е.
ЯВЛЕНІЕ 4-е.
(Съ правой стороны, изъ-за дома, выходитъ Анна Ѳедоровна.)
ЯВЛЕНІЕ 5~е.
(Анна Ѳедоровна уходитъ).
ЯВЛЕНІЕ 6-е.
ЯВЛЕНІЕ 7-е.
ЯВЛЕНІЕ 8-е.
(Вася подобострастно цѣлуетъ ея руку).
ЯВЛЕНІЕ 9-е.
ЯВЛЕНІЕ 10-е.
(Алексинская съ воплемъ и рыданіемъ уходитъ).
(Полина дѣлаетъ къ ней тоже шагъ).
ЯВЛЕНІЕ 11-е.
(Полина и Анна Ѳедоровна цѣлуются).
"Артистъ", No 16, 1891
|