Ге Григорий Григорьевич
Ге Г. Г.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


 []

I.

   Ге (Григорий Григорьевич) -- известный актер. Род. в 1867 г.; по окончании реального училища в г. Николаеве, учился в драматической школе Коровякова; с 1889--1896 гг. играл в провинции, в 1896--97 гг. был приглашен в СПб. в литературно-артистический кружок, а с 1897 г. принят на имп. сцену в СПб., где выдвинулся в таких сложных ролях как Шейлок, Мефистофель, Иванов и др. Г. -- автор популярных пьес "Трильби", "Казнь", "Набат".

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, доп. т. Ia (1905): Гаагская конференция -- Кочубей, с. 514

II.

   ГЕ Григорий Григорьевич [27.9(9.10).1868*, Херсон -- 13.1.1942**, Ленинград], драматург, актер. Засл. артист гос. академич. театров (1922). Сын Г. Н. Ге, племянник И. Н. Ге и художника H. H. Ге. Детство провел с матерью во Франции и Швейцарии (1870--77). Окончив в 1886 реальное уч-ще в Николаеве, приехал в Петербург. Под влиянием дяди, H. H. Ге, в 1887 собрался поступить в Акад. художеств, но из-за слабого зрения оставил это намерение; по совету И. Е. Репина поступил в театр. школу Д. Д. Коровякова. После ее окончания (1888) год служил в театре при школе, затем играл во мн. провинц. труппах (Саратов, Астрахань, Вильно, Воронеж, Харьков и др.). В сезон 1896--97 Г. приглашен в театр Лит.-артистич. кружка (Петербург), где была поставлена его пьеса "Трильби" (по одноим. роману Д. Дюморье). В 1897 дебютировал в Александрии, т-ре, играл в нем до 1929.
   Написал более 20 пьес, б. ч. к-рых вошла в его кн. "Сборник пьес" (т. 1--3, СПб., 1901 -- 13). Для них характерны псевдоромантич. пафос и мелодраматич. эффекты. Изображается, как правило, конфликт между тягой к деньгам, "красивой жизни" и стремлением жить честно, не изменяя себе ("Набат", "Казнь", "Кухня ведьмы"); иногда затрагиваются и более злободневные темы -- жизнь бедняков (миниатюра "Поцелуй первый и последний", отрицат. рец.: Ю. Д. Беляев -- H В, 1907, 18 февр.), положение евреев (миниатюра "По заветам Торы"), мировая война (миниатюра "Реймский собор", отрицат. рец.: Е. Д. Зозуля -- "Жемчужина", 1914, No 8; РСл, 1915, 4 апр.). Проблематике актерского призвания, долга актера перед об-вом посв. ряд пьес Г. ("Театральные боги", "Свобода искусства", "Новый Гамлет") и публиц. выступлений ("К чему?", ТиИ, 1904, No 50; "Актерская трибуна", "Вест. обществ.-полит. жизни, иск-ва, театра и лит-ры", 1918, No 1; "Театральные парадоксы", "Еженедельник Петрогр. гос. акад. театров", 1922, No 6). Критики, как правило, отрицательно оценивали пьесы Г., находя в них нагромождение "страшных эффектов" ("Петерб. газ.", 1897, 17 апр.), "ходульность" (НВ, 1903, 5 янв.), подражательность -- "все понадергано из других авторов: то слышатся ... отзвуки "Идиота" Достоевского, то "Дамы с камелией" Дюма и т. п. Все действующие лица говорят одним и тем же книжным языком, с длинными, вычурными фразами..." ("Курьер", 1900, 18 авг.). Однако у зрителей мелодрамы Г. имели успех -- они шли на столичных и провинц. сценах (с участием известных актеров -- бр. Адельгейм, М. Г. Савиной и др.) и продержались в репертуаре до 1917. Один из критиков писал по поводу пьесы "Казнь" (за 20 лет ее посмотрело ок. 8 млн. зрителей), что она "долго будет нравиться публике, потому что она красочно радует глаза, волнует театральным подъемом действия и трогает благородством простых, но всегда близких массам чувств" (В. Оке -- "Обозрение театров", 1916, 30 июня, с. 6). Наблюдательностью и психологически убедительными описаниями внутр. жизни героев отличаются рассказы "Майорка" (РВед, 1890, 17 апр., 1, 8 мая) и "Черная девушка" (ВЕ, 1898, No 12), для к-рых, в отличие от пьес Г., характерны ослабленность сюжетной конструкции и отсутствие эффектных ситуаций.
   После 1917 продолжал выступать в театре, преподавал актерское мастерство в петрогр. Пролеткульте, написал ряд пьес и инсценировок, в т. ч. "Дневник Сатаны" (П., 1922) -- по одноименному роману Л. А. Андреева. Детству, театр, юности и встречам с деятелями иск-ва Г. посв. ряд публикаций мемуарного характера: "Приключения и встречи" ("Еженед. Петрогр. гос. академич. театров", 1922, No 11--12; 1923, No 5, 25, 27--30), [автобиография] (в кн.: Актеры и режиссеры, М., 1928), "Из провинц. впечатлений" (в кн.: На провинц. сцене, Л.-- М., 1937), "Воспоминания о H. H. Ге" ("Ленинград", 1940, No 4), "Воспоминания" ("Ленинград", 1940, No 7--8).
   Др. произв.: пов. "Якорь смерти" ("Север", 1890, No 10--13), рассказ "Гастролер" (ТиИ, 1899, No 49--52), очерк "Гнилые корни" ("Север", 1891, No 27).
   Лит.: Беляев Ю. Д., Актеры и пьесы, СПб., [1902], с. 137--38; Долгов Н., Гофманианец.-- "Еженедельник Петрогр. гос. академич. театров", 1922, No 15--16; Бруштейн А. Я., Страницы прошлого, М., 1952, с. 110--11, 195, 203, 212 -- 13; У истоков. [Сб. ст.], М., 1960, с. 31, 36--37; Новое о Репине, Л., 1969 (ук.); ИРДТ, т. 6, 7 (ук.); Золотницкий Д. И., Академич. театры на путях Октября, Л., 1982 (ук.). + Словарь сценич. деятелей, в. 4, СПб., 1900, с. 5; РВед. Сб.; НЭС; Венгеров (Сл.; Источ.); Гранат; ТЭ.
   Архивы: ГПБ, ф. 174; ЦГИА, ф. 497, оп. 13, д. 237 (л. д.);ф. 1343, оп. 51, д. 651*: Гос. Третьяковская галерея, ф. 4, д. 393** (сообщено А. Б. Павловым-Арбениным).

И. Ю. Морозова, А. И. Рейтблат.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989

   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru