Гарсиа-Лорка Федерико
Ф. Гарсиа Лорка: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ГАРСИА ЛОРКА (GarcМa Lorca), Федерико (5.VI.1898, сел. Фуэнтевакерос близ Гранады, -- 19.VIII.1936, Гранада) -- исп. поэт и драматург. Рано обнаружил выдающиеся способности к поэзии, живописи и музыке. Учился в Гранадском ун-те, в 1919 переехал в Мадрид и обратился к лит. деятельности. Уже в первых сб-ках "Книга стихов" ("Libro de poemas", 1921), "Песни" ("Canciones", написаны 1921--24, опубл. 1927) и пьесе "Волшебство бабочки" или "Злые чары бабочки" ("El maleficio de la mariposa", написана 1919, пост. 1920) отчетливо ощущается романтич. протест против мещанской пошлости и эгоизма бурж. об-ва. В ранних произв. Г. Л. заметно нек-рое влияние сюрреализма. Но неприятие бурж. действительности, сочувствие нар. массам, а также внимательное изучение фольклора и передовой исп. культуры прошлого помогли ему наполнить свою поэзию глубоким гуманистич. содержанием. Особенно ясно это обнаруживается в героико-романтич. трагедии "Марьяна Пинеда" ("Mariana Pineda", закончена 1925, пост. и изд. 1927, рус. пер. 1944) и сб-ках стихов "Канте хондо" ("Poema del cante jondo", написаны 1921--22, опубл. 1931) и "Цыганский романсеро" ("Romancero gitano", написаны 1924--27, опубл. 1928, в расширенном виде -- 1929). "Марьяна Пинеда" посвящена гранадской патриотке, казненной в 1831 за участие в антиабсолютистском заговоре; драматургически еще не совершенная, пьеса прозвучала вызовом режиму диктатуры Примо де Риверы. Стихи "Цыганского романсеро" с огромной трагич. силой повествуют о страданиях и горестях простого народа Андалусии. Форма стихов Г. Л., удивительно образных, оставаясь подлинно народной, является неожиданной, особенной, новой.
   В 1929--30 Г. Л. побывал в США и на Кубе. Впечатления от пребывания в США усилили антибурж. и демократич. тенденции в его творчестве. В написанных под впечатлением поездки стихах "Поэт в Нью-Йорке" ("El poeta en Nueva York", 1929--30, изд. посмертно в 1940) он рисует нездоровую жизнь капиталистич. города, осуждает господствующие в бурж. Америке культ денег, расовую дискриминацию. В 30-х гг. Г. Л. примкнул к группе писателей, объединившихся вокруг антифашистского журн. "Octubre" ("Октябрь"), был активным членом Ассоциации друзей СССР и Союза антифашистской интеллигенции. В борьбе против реакции симпатии Г. Л. целиком на стороне народа. Это находит выражение и в его последних поэтич. произв. -- поэме "Плач по Игнасио Санчес Мехиас" ("Llanto por Ignacio SАnchez MejМas", 1935), сб. стихов "Диван Тамарит" ("DivАn del Tamarit", 1936), в драматургии этого периода и в его деятельности организатора нар. театра. В нач. 30-х гг. в поисках путей создания театра для народа он написал пьесы на основе фольклорно-театр. традиции: "Чудесная башмачница" ("La zapatera prodigiosa", 1930, рус. пер. 1940) и др. Он осуждает губит. влияние денежного интереса на совр. исп. театр и требует создания "театра социального действия", призванного воспитывать нар. массы. С этой целью он в 1931--33 возглавил студенч. театр. труппу "Ла Баррака", ставившую пьесы М. Сервантеса, Лопе Ф. де Вега Карпьо, П. Кальдерона.
   Созданные в 1933--36 пьесы Г. Л. также отвечали программе "театра социального действия". Согласно гуманистич. концепции Г. Л., человек должен следовать разумным и естеств. законам своей природы. Всякое насилие влечет за собой трагедию. Трагедия приобретает социальный характер, поскольку бурж. об-во противоестественно и неизбежно извращает законы человеч. природы. Таковы пьесы: "Кровавая свадьба" ("Bodas de sangre", 1933, рус. пер. 1938), "Иерма" ("Yerma", 1934, рус. пер. 1944), "Донья Росита, девица, или Язык цветов" ("Dona Rosita la soltera o el lenguaje de las flores", пост. 1935, рус. пер. 1957), "Дом Бернарды Альбы" ("La casa de Bernarda Alba", написана 1936, пост. и изд. 1945, рус. пер. 1957). Пьесы Г. Л., новаторские по своему идейно-худож. содержанию, пронизаны ненавистью к миру чистогана; в них с любовью нарисованы образы простых людей, близких к природе; для них характерно сочетание строго реалистич. деталей с романтич. пафосом страстей, типич. характеров с аллегорич. фигурами, реалистич. символики с широким использованием живописных и звуковых образов. Застигнутый началом франкистского мятежа (июль 1936) в Гранаде, Г. Л. был арестован и расстрелян фашистами. Имя его стало знаменем борьбы за нар. культуру Испании.

Сочинения:

   Obras completas, v. 1--8, B. Aires, 1948--49;
   Obras completas, Madrid, 4-a ed., 1960;
   Conferencias y charlas, La Habana, 1961;
   в рус. пер. --
   Театр (вступ. ст. Ф. В. Кельина), М., 1957;
   Избр. лирика (вступ. ст. Э. Симорры), М., [1960];
   О себе, о жизни, об иск-ве, "Ин. лит-ра", 1961, No 8.

Литература:

   Кржевский Б. А., Ф. Гарсиа Лорка, в его кн.: Статьи о заруб. лит-ре, М. -- Л., 1960;
   Guardia A. de la, GarcМa Lorca. Persona y creaciСn, B. Aires [1944];
   RМo A. del, F. GarcМa Lorca, Vida y obras, Zaragoza, 1952;
   Iglesias RamМrez M., F. GarcМa Lorca, el poeta universal, Barcelona, [195--];
   DМaz Plaja G., Federico GarcМa Lorca. Su obra e influencia en la poesМa espaЯola, B. Aires, [1954];
   BabМn M. T., GarcМa Lorca. Vida y obras, N. Y., 1955;
   Trend J. B., Lorca and the spanish poetic traditions, Oxf., 1956;
   Barea A., Lorca, el poeta y su pueblo, B. Aires, 1957;
   Mora Guarnido J., F. GarcМa Lorca y su mundo, B. Aires, 1958;
   Couffon C. Les derniers jours de GarcМa Lorca, "Les Lettres nouvelles", P., 1962, fevr., No 22.

З. И. Плавскин.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 2: Гаврилюк -- Зюльфигар Ширвани. -- 1964. -- Стб. 73--75.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke2/ke2-0732.htm.
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru