Гаршин Всеволод Михайлович
Д. П. Святополк-Мирский. Гаршин

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:

  
  
  
  

    Д. П. Святополк-Мирский. Гаршин

  
  
   -----------------------------------------------------------------------
   Мирский Д. С. Гаршин // Мирский Д. С. История русской литературы с
  древнейших времен до 1925 года / Пер. с англ. Р. Зерновой. - London:
  Overseas Publications Interchange Ltd, 1992. - С. 525-527.
   Оригинал здесь: Фундаментальная электронная библиотека
   -----------------------------------------------------------------------
  
  
   Первым и во многом самым характерным представителем
  прозаиков-восьмидесятников был Всеволод Михайлович Гаршин. Он происходил из
  помещичьей семьи; родился в 1855 г. в Донецком уезде. Гимназию кончил в
  Харькове, в 1873 г. поступил в Петербургский Горный институт, но его не
  закончил. Он был человеком с необычайно развитым нравственным чувством, и
  так как он воспитывался в годы, последовавшие за освобождением крестьян,
  естественно, приобрел образ мыслей "кающегося дворянина". Это не привело
  его в стан политической борьбы за народ, но когда разразилась война с
  Турцией (1877), он пошел на войну солдатом. Сделал он это не из патриотизма
  и не из авантюризма, но от глубокого убеждения, что если народ страдает на
  фронте, его долг страдать вместе с народом. Гаршин был хорошим солдатом.
  Его имя попало в газеты, он получил чин сержанта. В августе 1877 он был
  ранен в ногу и отправлен в Харьков. Там он написал Четыре дня, рассказ о
  раненом солдате, который четыре дня лежит, не в состоянии пошевелиться, на
  поле сражения рядом с разлагающимся телом мертвого турка. Рассказ появился
  в октябре 1887 г. и произвел сенсацию. Репутация Гаршина была установлена
  раз и навсегда. Он стал профессиональным писателем. Но постепенно хрупкая
  душевная организация привела его к заболеванию, выразившемуся в постоянном
  и мучительном разладе со всем мировым порядком. Он постоянно находился на
  грани психического срыва. Поведение его стало странным. Однажды он пошел к
  премьер-министру Лорис-Меликову и стал его уговаривать "помириться" с
  революционерами. Это был один из первых его странных поступков. Но то
  обстоятельство, что он на собственном опыте знал, что такое психическая
  болезнь, помогло ему написать самый замечательный из своих рассказов -
  Красный цветок (1883). Состояние его ухудшалось. Он чувствовал неминуемое
  приближение безумия. Это усиливало его меланхолию и в конце концов привело
  к самоубийству. После особенно тяжелого приступа отчаяния он бросился в
  лестничный пролет и сломал ногу. Он так и не поднялся: после пятидневной
  агонии 24 марта 1888 г. он умер. Все знавшие его говорят о его
  необыкновенной чистоте и обаянии. Говорят особенно о его глазах,
  несравненных и незабываемых.
   Сущность личности Гаршина в том, что ему был дан "гений" жалости и
  сострадания, такой же сильный, как у Достоевского, но без "ницшеанских",
  "подпольных" и "карамазовских" ингредиентов великого писателя. Дух жалости
  и сострадания пронизывает все его творчество, количественно небольшое:
  около тридцати рассказов, вошедших в один том. В большинстве из них он
  является умным учеником Тургенева и раннего Толстого. В нескольких (Сигнал,
  Сказание о гордом Аггее) он идет по указанному Толстым пути создания
  народных рассказов. То, чего не было и "Attalea Princeps" - басни, с
  животными и растениями в человеческих ситуациях. Второй из этих рассказов
  принадлежит к лучшим гаршинским созданиям - он пропитан духом трагической
  иронии. Он предвещает Чехова в великолепно построенном рассказе Денщик и
  офицер. Это рассказ об "атмосфере" - атмосфере унылой тоски и бессмысленной
  скуки.
   В Очень коротком романе он обрабатывает - более удачно - сюжет
  арцыбашевской Войны о неверности женщины, покинувшей героя, ставшего
  инвалидом. Это маленький шедевр по густоте и лирической иронии. Самый
  известный и самый характерный его рассказ - Красный цветок, первый из
  длинного ряда русских рассказов, посвященных сумасшедшему дому (вторым по
  времени был рассказ Чехова Палата No 6). В нем болезненное и напряженное
  нравственное чувство Гаршина достигает апогея. Это рассказ о безумце,
  одержимом желанием истребить зло в мире. Он делает открытие, что все зло
  сосредоточено в трех цветках мака, растущих в больничном саду, и ему
  удается, применив всевозможные хитрости и уловки, обмануть сторожа и
  сорвать эти цветы. Он умирает от нервного истощения, но умирает счастливый
  и увереннный в том, что осуществил свою задачу. Рассказ этот - сильный и
  мрачный. Удручающая атмосфера сумасшедшего дома передана с впечатляющим
  мастерством. Конец приходит как облегчение, как смерть мученика, но и тут
  таится жало горькой иронии.
   Нельзя сказать, что Гаршин великий писатель. Его манера слишком
  связана с годами упадка литературы. Техника недостаточна; даже в Красном
  цветке читателя сердят встречающиеся несоразмерности. Но со всем тем стиль
  его - чистый, сдержанный и искренний, и даже случайные неловкости
  предпочтительнее, чем бойкая риторика и картонный драматизм андреевской
  школы.
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru