----------------------------------------------------------------------------
Оригинал находится на RULEX.RU
----------------------------------------------------------------------------
С. Венгеров
Гаршин, Всеволод Михайлович - один из наиболее выдающихся писателей
литературного поколения семидесятых годов. Родился 2 февраля 1855 г. в
Бахмутском уезде, в старой дворянской семье. Детство его было небогато
отрадными впечатлениями; в его восприимчивой душе, на почве
наследственности, очень рано стал развиваться безнадежно-мрачный взгляд на
жизнь. Немало этому содействовало и необыкновенно раннее умственное
развитие. Семи лет он прочел "Собор Парижской Богоматери" Виктора Гюго и,
перечитав его 20 лет спустя, не нашел в нем ничего для себя нового. 8 и 9
лет он зачитывался "Современником". В 1864 г. Гаршин поступил в 7
петербургскую гимназию (теперь первое реальное училище) и по окончании в
ней курса, в 1874 г., поступил в горный институт. В 1876 г. он совсем уже
собрался отправиться добровольцем в Сербию, но его не пустили, потому что
он был призывного возраста. 12 апреля 1877 г. Гаршин вместе с товарищем
готовился к экзамену по химии, когда принесли манифест о войне. В ту же
минуту записки были брошены, Гаршин побежал в институт подавать просьбу об
увольнении, а через несколько недель он уже был в Кишиневе
вольноопределяющимся Болховского полка. В сражении 11 августа под Аясларом,
как гласила официальная реляция, "рядовой из вольноопределяющихся В. Гаршин
примером личной храбрости увлек вперед товарищей в атаку, во время чего и
ранен в ногу". Рана была неопасная, но в дальнейших военных действиях
Гаршин уже участия не принимал. Произведенный в офицеры, он вскоре вышел в
отставку, с полгода пробыл вольнослушателем филологического факультета
Петербургского университета, а затем всецело отдался литературной
деятельности, которую, незадолго до того, начал с блестящим успехом. Еще до
своей раны он написал военный рассказ "Четыре дня", напечатанный в
октябрьской книжке "Отечественных Записок" 1877 г. и сразу обративший на
себя всеобщее внимание. Последовавшие за "Четырьмя днями" небольшие
рассказы: "Происшествие", "Трус", "Встреча", "Художники" (также в
"Отечественных Записка") укрепили известность молодого писателя и сулили
ему светлую будущность. Душа его, однако, все более и более омрачалась, и в
начале 1880 г. появились серьезные признаки психического расстройства,
которому он подвергался еще до окончания гимназического курса. Сперва оно
выражалось в таких проявлениях, что трудно было определить, где кончается
высокий строй души, и где начинается безумие. Так, тотчас после назначения
графа Лорис-Меликова начальником верховной распорядительной комиссии,
Гаршин отправился к нему поздно вечером и не без труда добился свидания с
ним. Во время разговора, продолжавшегося более часа, Гаршин делал весьма
опасные признания и давал весьма смелые советы всех помиловать и простить.
Лорис-Меликов отнесся к нему чрезвычайно ласково. С такими же проектами
всепрощения Гаршин поехал в Москву к обер-полицеймейстеру Козлову, затем
отправился в Тулу и пешком пошел в Ясную Поляну к Льву Толстому , с которым
провел целую ночь в восторженных мечтаниях о том, как устроить счастье
всего человечества. Но затем душевное его расстройство приняло такие формы,
что родным пришлось поместить его в харьковскую психиатрическую клинику.
Пробыв в ней некоторое время, Гаршин поехал в херсонскую деревню дяди по
матери, оставался там 11/2 года и, совершенно выздоровев, в конце 1882 г.
приехал в Петербург. Чтобы иметь определенный нелитературный заработок, он
поступил в контору Аноловской бумажной фабрики, а затем получил место в
общем съезде русских железных дорог. Тогда же он женился и чувствовал себя
вообще хорошо, хотя по временам у него и бывали периоды глубокой,
беспричинной тоски. В начале 1887 г. показались угрожающие симптомы;
болезнь развилась быстро. 19 марта 1888 г. Гаршин бросился с площадки 4-го
этажа в просвет лестницы и 24 марта умер. Выражением глубокой горести,
вызванной безвременной кончиной Гаршина, явились два сборника, посвященных
его памяти: "Красный Цветок" (Санкт-Петербург, 1889, под редакцией М.Н.
Альбова , К.С. Баранцевича и В.С. Лихачева ) и "Памяти В.М. Гаршина"
(Санкт-Петербург, 1889, редакцией Я.В. Абрамова , П.О. Морозова и А.Н.
Плещеева ), в составлении и иллюстрировании которых приняли участие наши
лучшие литературные и художественные силы. В чрезвычайно субъективном
творчестве Гаршина с необыкновенной яркостью отразился тот глубокий
душевный разлад, который составляет самую характерную черту литературного
поколения 70-х годов и отличает его как от прямолинейного поколения 60-х
годов, так и от поколения позднейшего, мало заботившегося об идеалах и
руководящих принципах жизни. По основному складу своей души Гаршин был
натура необыкновенно гуманная; первое же его художественное создание -
"Четыре дня" - отразило именно эту сторону его духовного существа. Если он
сам пошел на войну, то исключительно потому, что ему казалось постыдным не
принять участия в освобождении братьев, изнывавших под турецким игом. Но
для него достаточно было первого же знакомства с действительной обстановкой
войны, чтобы понять весь ужас истребления человеком человека. К "Четырем
дням" примыкает "Трус" - такой же глубоко прочувствованный протест против
войны. Что в этом протесте не было ничего общего с шаблонною гуманностью,
что это был крик души, а не тенденция в угоду тому лагерю, к которому
примкнул Гаршин, можно видеть из самой крупной "военной" вещи Гаршина - "Из
записок рядового Иванова" (превосходная сцена смотра). Все, что писал
Гаршин, было как бы отрывками из его собственного дневника; он не хотел
пожертвовать в угоду чему бы то ни было ни одним чувством, которое свободно
возникло в его душе. Искренняя гуманность сказалась и в рассказе Гаршина
"Происшествие", где, без всякой сентиментальности, он сумел отыскать
человеческую душу на крайней ступени нравственного падения. Рядом с
всепроникающим чувством гуманности в творчестве Гаршина, как и в нем самом,
жила и глубокая потребность в деятельной борьбе со злом. На этом фоне
создался один из наиболее известных его рассказов: "Художники". Сам изящный
художник слова и тонкий ценитель искусства, Гаршин в лице художника
Рябинина показал, что нравственно-чуткий человек не может спокойно
предаваться эстетическому восторгу творчества, когда кругом так много
страданий. Всего поэтичнее жажда истребить неправду мира сказалась в
удивительно-гармоничной сказке "Красный цветок", сказке полубиографической,
потому что и Гаршин, в припадках безумия, мечтал сразу уничтожить все зло,
существующее на земле. Но безнадежный меланхолик по всему складу своего
духовного и физического существа, Гаршин не верил ни в торжество добра, ни
в то, что победа над злом может доставить душевное равновесие, а тем более
счастье. Даже в почти юмористической сказке "То, чего не было" рассуждения
веселой компании насекомых, собравшихся на лужайке потолковать о целях и
стремлениях жизни, кончаются тем, что приходит кучер и сапогом раздавливает
всех участников беседы. Рябинин из "Художников", бросивший искусство, "не
процвел" и пошедши в народные учителя, и не из-за так называемых
"независящих обстоятельств", а потому, что интересы личности, в конце
концов, тоже священны. В чарующе-поэтической сказке "Attalea princeps"
пальма, достигнув цели стремлений и выбившись на "свободу", с скорбным
удивлением спрашивает: "и только-то?" Художественные силы Гаршина, его
умение живописать ярко и выразительно, очень значительны. Немного он
написал - около десятка небольших рассказов, но они дают ему место в ряду
мастеров русской прозы. Лучшие его страницы в одно и то же время полны
щемящей поэзии и такого глубокого реализма, что, например, в психиатрии
"Красный Цветок" считается клинической картиной, до мельчайших подробностей
соответствующей действительности. Написанное Гаршиным собрано в трех
небольших "книжках". Рассказы Гаршина, впервые изданные самим Гаршиным в
1882 - 85 годах в 2 томах, после смерти его перешли в собственность
литературного фонда и выдержали 12 изданий. "Гаршинский" капитал составляет
теперь около 60 000 р. Кроме 2 сборников в память Гаршина, см. Андреевский
, "Литературные очерки"; Михайловский, "Сочинения", том VI; Волжский ,
"Гаршин как религиозный тип" (1907); Баженов, "Психиатрические беседы"
(1903); Арсеньев , в "Вестнике Европы" 1888 г.; Айхенвальд , "Силуэты
русских писателей"; Скабичевский , "Сочинения", том II; Венгеров,
"Источники"; Языков , "Обзор", выпуск VIII; Короленко , в "Истории русской
литературы", издание "Мира"; Протопопов , "Литературные критические
характеристики"; Коробка , в "Образовании", 1905, Љ 11 и 12; Чуковский,
"Критические рассказы"; "Русское Обозрение", 1895, Љ 2 и 4; Шелгунов ,
"Сочинения", том III; Златовратский , в "Братской помощи" (сборник, 1898).