Гаретовский Иван Алексеевич
Ответ другу моему на жалобу его о процентах

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


  

Отвѣтъ другу моему на жалобу его о процентахъ (*).

   (*) Сей другъ мой есть чувствительной и образованной молодой человѣкъ, который во время воспитанія своего страстно любилъ Поезію, мечталъ, и былъ счастливѣйшимъ жителемъ въ области фантазіи. Невинный въ душѣ своей, и все человѣчества представлялъ онъ себѣ подобнымъ; но вступивши въ настоящую жизнь и въ связи съ людьми, онъ съ мучительнымъ чувствомъ принужденъ былъ разочаровываться во многихъ прелестныхъ мечтахъ своихъ о родѣ человѣческомъ. Этотъ отвѣтъ есть на письмо его, въ которомъ онъ выражаетъ огорченныя чувства свои о жестокости людей, и между прочимъ жалуется на корыстолюбіе Заимодавцевъ, у которыхъ вынужденъ былъ онъ обстоятельствами своими занять значительную сумму за великіе проценты для приведенія въ порядокъ несчастіемъ разстроенныхъ дѣлъ его. Соч.
   
   Милой другъ мой! гдѣ же очаровательныя мечты, столь долго услаждавшія невинную молодость нашу, о счастливомъ вѣкѣ Астреиномъ, о простотѣ и непорочности нравовъ человѣчества, о добродушіи людей и честности?-- Все исчезло какъ легкой призракъ, горестный опытъ отсѣкъ крылья у нашего воображенія и сорвалъ маску съ человѣчества, которою мы съ такимъ невиннымъ усердіемъ старались прикрыть его безобразіе! И тѣмъ болѣе, другъ мой, ты жалѣешь теперь о его испорченности, чѣмъ болѣе увѣренъ былъ въ его непорочности. Ты виноватъ и потому единственно, что сердце твое слишкомъ нѣжно и чувствительно.-- Но достанетъ ли, другъ мой, слезъ всего человѣчества, чтобы оплакать всѣ его заблужденія и пороки? Какимъ же образомъ нѣжнѣйшія сердца, которыхъ въ милліонъ разъ менѣе чѣмъ холодныхъ и жестокихъ, берутъ на себя неисполнимую обязанность съ такою трудностію оплакать то, что послѣдніе съ такою легкостію производятъ?-- Егоизмъ, порокъ ненавистной, здѣсь былъ бы прекрасною добродѣтелью.-- Какая польза, что мы, не доставляя счастія другимъ, себя дѣлаемъ несчастными. Чувствительность, вѣрной другъ твоего сердца, составляющій всѣ радости, всѣ твои наслажденія, можетъ быть настоящимъ врагомъ твоимъ, можетъ быть причиною твоихъ мученій и страданій. Сенситива тотчасъ свертываетъ свои листки, когда прикасаются къ ней предметы неприятные. Ты, кажется, поступаешь совсѣмъ напротивъ: тѣмъ болѣе открываешь свое сердце, чѣмъ непрятнѣе, чѣмъ вреднѣе дѣйствуютъ предметы на тебя. Затвори, другъ мой, сердце твое, для всего терзающаго и разрушительнаго; будь въ етомъ смыслѣ сенситивою; открывай его только для истинной любви, для святой, чувствительной дружбы. Люди, при всемъ ихъ могуществѣ, не въ силахъ отнять существеннаго душевнаго счастія; и кто много говоритъ о егоизмѣ и пристрастіяхъ человѣческихъ, тотъ болѣе показываетъ только свое пристрастіе въ мѣлочахъ. Заключаю письмо мое пламеннымъ желаніемъ, да будешь, другъ мой, равнодушнымъ во всему, кромѣ добродѣтели, любви и дружбы; оставь твоимъ ростовщикамъ бѣдное утѣшеніе взять нѣсколько лишнихъ грошей, которые вѣрно прибавятъ лишнихъ заботъ и безпокойствъ для нихъ самихъ. Однакоже, другъ мой, можетъ быть жалобы твои суть выраженіе чувства огорченнаго, можетъ быть заимодавцы твои не такъ корыстолюбивы, какъ тебѣ кажется, и большіе обыкновенныхъ проценты происходятъ не столько отъ ихъ притѣсненій, сколько отъ гражданственнаго положенія нашего Отечества, шествующаго своему возвышенію, и отъ другихъ справедливыхъ обстоятельствъ, имѣющихъ существенное на то вліяніе. Для объясненія сихъ мнѣній моихъ, для утѣшенія твоего сердца и удовлетворенія уму твоему, которой всегда любилъ разсуждать, посылаю тебѣ замѣчанія мои о процентахъ, основанныя на правилахъ Економіи государственной.

-----

   Въ патріархальныя времена нашего Отечества, когда гостепріимство, добродушіе и дружественныя одолженья были родными добродѣтелями предковъ нашихъ; когда нужды и желанія не были еще такъ разнообразны и утончены, когда егоизмъ не измѣрялъ еще ни дѣйствій, ни одолженій человѣческихъ; когда всѣ на перерывъ спѣшили помочь другъ другу въ необходимости раздѣлять затруднительность положенія другаго, не требуя ни вознагражденіи. ни благодарности; короче, когда поведеніемъ людей управляла болѣе нѣжность сердца, нежели строгая разсчетливость ума: тогда проценты въ Россіи были совсѣмъ почти не извѣстны. Тѣ же, которые иногда осмѣливались отдавать деньги въ ростѣ, почитались низкими и презрѣнными въ глазахъ честныхъ людей; ихъ даже признавали за преступниковъ вѣры, за людей не имѣющихъ ни совѣсти, ни чести. Такъ было сильно чувство благотворительности въ предкахъ нашихъ; таково было мнѣніе ихъ о процентахъ! Но большая выгода и успѣхи гражданственности мало по малу познакомили съ справедливостію оныхъ, и въ конецъ одержали верхъ надъ добродушіемъ нашихъ соотечественниковъ. Проценты сдѣлались всеобщими. Можетъ быть находятся нѣкоторые только остатки правилъ предковъ нашихъ между добрыми поселянами, гдѣ деньги часто отдаются безъ роста, но въ высшихъ состояніяхъ, въ которыхъ умѣренные проценты не только не почитаются за порокъ, но за одолженіе, жалуются не на существованіе, а только на возвышеніе процентовъ, -- Многіе изъ нашихъ современниковъ, сравнивая проценты временъ прошедшихъ съ настоящимъ, удивляются количеству послѣднихъ, оплакиваютъ потерю честности и упадокъ нравственности народной. Оставляя правила предковъ нашихъ, основанныя на добродушіи, а не на справедливости, и нынѣ совсѣмъ почти не существующія, обратимъ наше вниманіе на мнѣніе послѣднихъ и разсмотримъ: дѣйствительно ли возвышеніе процентовъ противно справедливости и показываетъ упадокъ нравственности народа? Причины сего возвышенія зависятъ ли единственно отъ корыстолюбія и притѣсненія заимодавцевъ, или проистекаютъ отъ политическаго состоянія общества и другихъ случайныхъ постороннихъ причинъ? И если справедливо, что, состояніе политическаго государства и другія обстоятельства имѣютъ большее вліяніе на возвышеніе процентовъ, то какъ велико сіе вліяніе и гдѣ предѣлъ между естественными и случайными причинами, дѣйствующими на возвышеніе процентовъ, и корыстолюбіемъ заимодавцевъ?...--
   Существенные и главные источники доходовъ государственныхъ и людей частныхъ, по мнѣнію новѣйшихъ писателей Экономіи государственной, составляютъ земля, трудъ и капиталы.--
   Въ первобытныя, времена природы, когда люди не были еще знакомы ни съ какими искусствами, ни съ какою образованностію, земля единственно удовлетворяла всѣмъ ихъ нуждамъ, всѣмъ ихъ потребностяхъ. Въ безпечной простотѣ своей они питались сочными плодами ближайшихъ деревѣ и вкусными произведеніями земли, и были счастливы, пока не постигли наслажденіи высшаго рода. Ни удовлетворивши естественнымъ нуждамъ, наскучивши, можетъ быть, единообразіемъ нищи своей, они съ помощію изобрѣтательности ума прибѣгли къ труду и начали мало по малу дѣлать орудія, лукъ, стрѣлы и тому подобныя, чтобы убивать звѣрей, птицъ и такъ далѣе. Въ послѣдствіи времени чѣмъ болѣе распространялся родъ человѣческій, тѣмъ болѣе принужденнымъ находился занимать мѣста нестолько уже плодородныя и богатыя произведеніями натуры, и тѣмъ болѣе становился въ необходимости, для удовлетворенія нуждамъ и прихотливымъ желаніямъ своимъ, прибѣгать къ собственному трудолюбію; когда же люди образовали настоящее политическое общество, когда раздѣленіе работъ раздѣлило гражданъ на классы, тогда многіе начали получать содержаніе свое единственно отъ труда.--
   Впрочемъ трудъ сей, при всей пользѣ его, не помогъ бы доставлять столько выгодъ и наслажденій человѣчеству, если бы онъ не принималъ себѣ въ пособіе разныхъ машинъ и орудій, или такихъ имуществъ, которыя не прямо назначены для потребленія, но только суть средства, помогающія труду, или даже сами по себѣ доставляющія владѣльцу другія вещи и имущества: сіи-то орудія, или цѣлыя имущества, называются капиталами. --
   Владѣлецъ такого капитала можетъ приобрѣтать имъ самъ, прилагая къ тому работу свою, подобно заводчику, фабриканту и такъ далѣе, или отдавать его другому, которой, присоедини въ сему капиталу собственной трудъ, получалъ бы и самъ прибыль за работу свою и заплатилъ бы владѣльцу съ онаго доходъ за право имъ пользоваться. Не входя въ подробности о капиталахъ, мы скажемъ, что и деньги въ семъ отношеніи составляютъ истинной, заключающій въ себѣ существенную цѣну капиталъ, онъ также, какъ и всѣ другіе вещественные капиталы, началомъ своимъ одолжены труду и производящимъ силамъ, а въ послѣдствія не менѣе другихъ служатъ ему пособіемъ въ приобрѣтеніи имуществъ.
   Деньги, какъ и другіе капиталы, могутъ также быть приводимы въ движеніе самимъ владѣльцемъ: или отдаваемы въ займы съ условіемъ, чтобы займополучатель, въ благодарность заимодавцу своему, за доставленіе средства употребитъ съ большею пользою свои силы и трудолюбіе, удѣлилъ часть своего дохода и доставилъ ему прибыль съ капитала, извѣстную подѣ именемъ процентовъ. По сему проценты суть самой натуральной и нимало не противорѣчущій нашей нравственности доходъ съ капитала денежнаго, и мнѣніе предковъ нашихъ, достойное уваженія по доброму ихъ намѣренію, само въ себѣ не правильно.
   Проценты, будучи справедливы въ своемъ основаній, не всегда бываютъ таковыми въ ихъ измѣненіяхъ; корыстолюбіе заимодавцевъ нерѣдко искажаетъ законность ихъ. Впрочемъ вообще замѣтить можно, что возвышеніе ихъ бываетъ основано болѣе на причинахъ естественныхъ, нежели на притѣсненіи кредиторовъ
   Чѣмъ большую прибыль могутъ получать владѣльцы денежнаго капитала, приводя сами его въ обращеніе или употребленіе, тѣмъ необходимо должна быть и большая прибыль съ отдачи онаго въ займы, тѣмъ большіе должны быть проценты.-- Это правило безъ сомнѣнія можетъ почесться аксіомою. Предположимъ, что какой либо владѣлецъ денежнаго капитала ста тысячь рублей могъ бы употребить на откупъ плодоносной земли, или заведеніе фабрики; съ коихъ за капиталъ и трудъ имъ прилагаемой къ сему получилъ бы чистаго выигрыша двадцать пять, или даже двадцать тысячъ рублей; то при такихъ обстоятельствахъ капиталистъ, желая отказаться отъ безпокойствъ фабриканта или откупщика земли, неиначе рѣшился бы отдать стотысячной капиталъ свой, какъ за пятьнадцать, или по крайней мѣрѣ за десять тысячъ процентовъ. Представимъ напротивъ того же капиталиста въ менѣе счастливыхъ для него обстоятельствахъ представимъ, что отъ заведенія оной фабрики, или откупа земли сей, онъ могъ получить при всѣхъ своихъ усиліяхъ и дѣятельности не болѣе какъ десять, или даже восемь тысячъ рублей чистаго выигрыша, тогда безъ сомнѣнія онъ будетъ доволенъ, если получитъ пять и даже четыре тысячи процентовъ.
   Сія большая или меньшая прибылъ съ капиталовъ денежныхъ зависитъ отъ существенной и постоянной причины, дѣйствующей на умноженіе или уменьшеніе дохода съ оныхъ, или процентовъ: отъ политическаго состоянія того общества, въ которомъ владѣльцы приводятъ въ обращеніе капиталы свои, и отъ нѣкоторыхъ другихъ причинъ болѣе случайныхъ, по неменѣе сильныхъ по вліянію своему, относительно сего предмета.
   И такъ разсмотримъ подробнѣе, что такое есть политическое положеніе общества, и сколько бываетъ родовъ онаго? Подъ словомъ политическое положеніе какого либо государства я разумѣю болѣе или менѣе счастливое и совершенное состояніе его образованности, его промышленности, его богатства народнаго, его дѣятельности, свободы и независимости отъ вліянія державъ иностранныхъ. Относительно сего положенія, государства обыкновенно раздѣляютъ на два рода: на возрастающія и находящіяся уже въ совершенномъ ихъ состояніи. Государствомъ возрастающимъ называютъ то, которое болѣе или менѣе быстрыми шагами, или хотя медленно, однако же стремящееся къ своему возвышенію въ образованіи, въ промышленности и богатствѣ національномъ. Общество находящееся въ состояніи совершенномъ есть то, которое достигло уже до возможной высоты просвѣщенія, народной дѣятельности и богатства.
   Къ симъ двумъ родамъ политическаго положенія общества безъ сомнѣнія, кажется, можно присоединить третій: это есть состояніе самаго начала государства, когда люди составляющіе оное незнакомы еще ни съ какою образованностію, ни съ какими искусствами и ремеслами; когда единственная цѣль ихъ состоитъ въ томъ, чтобы обезопасить бытіе свое и болѣе сдѣлать себя свободными отъ внѣшнихъ нападеній неприятельскихъ {Здѣсь разумѣются исключительно народы дикіе, перемѣняющіе кочевую, непостоянную жизнь свою на твердую гражданственную. Изъ сего безъ сомнѣнія исключаются колоніи образованнѣйшихъ народовъ, основывающіяся въ счастливѣйшихъ климатахъ и плодороднѣйшихъ земляхъ у чтобы еще съ большею для себя пользою и съ большею дѣятельностію заниматься земледѣліемъ, промышленностію и торговлею. Соч.}.
   Всѣ сіи различныя положенія государства имѣютъ и различныя вліянія на умноженіе или уменьшеніе процентовъ. Въ первоначальномъ раждающемся только обществѣ, члены котораго имѣютъ единственною цѣлію всѣхъ дѣйствій и стремленій своихъ безопасность, въ которомъ неизвѣстны даже имена наукъ и искусствъ; въ которомъ господствуетъ только ентузіазмъ военной и духъ геройства; въ которомъ, наконецъ, деньги хотя и введены уже въ употребленіе, но неопредѣлены еще онымъ съ точностію ни доходъ съ земли, ни плата за работу, ни прибыль получаемая отъ капиталовъ: въ такомъ обществѣ проценты не только не могутъ быть великими, но даже находиться во всеобщемъ употребленіи.
   Когда же граждане какого либо государства болѣе или менѣе обезпечатъ уже политическое бытіе свое; когда удовлетворятъ естественнымъ необходимымъ нуждамъ своимъ и пробудятъ въ себѣ желаніе къ большимъ общественнымъ выгодамъ, къ высшимъ удовольствіямъ и наслажденіямъ; когда по мѣрѣ сего побужденія улучшить свое состояніе сдѣлаются неутомимѣе и дѣятельнѣе въ трудахъ своихъ, и обращать все вниманіе свое,-- всѣ капиталы свои на множество самыхъ выгодныхъ предметовъ, существующихъ еще безъ употребленія въ государствѣ ихъ: тогда по мѣрѣ сей дѣятельности общество будетъ стремиться къ своему совершенству; выгоднѣйшіе предметы наперерывъ будутъ привлекать къ себѣ денежные капиталу -- и проценты возвысятся.
   Въ новыхъ поселеніяхъ при ихъ началѣ всегда бываетъ болѣе плодоносной земли, готовой дать богатую жатву, нежели денегъ для ея обработыванія; почему жители оныхъ употребляютъ денежной капиталъ свой на покупку и наемъ тѣхъ только земель, которыя обѣщаютъ имъ самую высокую выгоду, оставляя всѣ прочія, не столько благодарныя, -- Отъ сего-то необыкновенно великаго выигрышу съ земли, а слѣдовательно и съ другихъ предметовъ натуры, и выгода съ капитала денежнаго, употребленнаго на оныя, должна быть въ соразмѣрности съ ними чрезвычайно велика. Мысль сію неоспоримо доказываютъ Ост-Индійскія и Американскія колоніи Англіи, въ которыхъ капиталисты до 20 и болѣе берутъ процентовъ. По симъ же уважительнымъ причинамъ въ нашей Таврической Губерніи получаютъ 25 процентовъ, и въ Астрахани 20 процентовъ. Увѣряютъ, что въ Москвѣ послѣ опустошенія оной просвѣщенными варварами проценты поднялись выше; ибо въ Столицѣ сей гораздо болѣе находилось предметовъ, на которые съ великою пользою могли быть обращенными денежные капиталы, нежели прежде до ея разоренія. Большая прибыль отъ продажи товаровъ, отдачи въ наймы домовъ и другихъ капиталовъ вещественныхъ должна по необходимости возвысить и доходъ, полученной съ капитала денежнаго, или проценты.-- Вообще замѣтить должно, что въ Россійской Имперіи, какъ въ Государствѣ возрастающемъ, или стремящемся еще къ возвышенію, въ которомъ болѣе находится выгодныхъ предметовъ, могущихъ съ великою пользою обратить на себя денежные капиталы, проценты гораздо выше, нежели въ другихъ государствахъ Европы. И потому справедливо ли тѣ думаютъ, которые возвышеніе процентовъ въ нашемъ Отечествѣ почитаютъ за униженіе народной нравственности и честности, а не естественнымъ слѣдствіемъ политическаго его положенія? Не объявляя себя защитникомъ корыстолюбивыхъ заимодавцевъ, пользующихся часто нуждою и даже несчастіемъ другаго, отдавая деньги свои за большія выгоды, съ увѣрительностію сказать можно, что въ россійскомъ Государствѣ проценты болѣе увеличиваются отъ возрастающей промышленности и дѣятельности народа, нежели отъ притѣсненій заимодавцевъ.
   Въ прочемъ настоящее положеніе Россіи не можетъ; быть всегдашнимъ ея состояніемъ; рано или поздно и.наше Отечество, къ истинному удовольствію всякаго Русскаго, достигнетъ до той высокой степени искусствѣ и полноты богатствъ, на которой гордо возвышается теперь могущественная Англія, и на которой стояли нѣкогда богатая Венеція, Голландія и другія государства Европы, нѣсколько столѣтіи предупредившія нашу Имперію знакомствомъ своимъ съ просвѣщеніемъ. Съ такою счастливою перемѣною, когда Россія будетъ стоять на высочайшей степени могущества и богатства народнаго; когда наши соотечественники обработаютъ искуснѣйшимъ образомъ всѣ то предметы, которые теперь, или никакой недоставляютъ пользы, или доставляютъ, но несравненно меньшую, нежели сколько могли бы дать они, еслибъ на то было обращено болѣе рукѣ и болѣе искусства; короче, когда Россія наполнится полезными капиталами во всѣхъ отношеніяхъ: тогда капиталы сіи по причинѣ ихъ множества сдѣлаются гораздо дешевлѣ, прибыль получаемая съ оныхъ чрезвычайно уменьшится, а потому и проценты, какъ доходъ съ напитала денежнаго, которой въ то время равно не можетъ доставлять уже столько выгодъ за неимѣніемъ столько полезныхъ предметовъ, могущихъ быть источникомъ великой прибыли, не могутъ, быть также высокими и непремѣнно должны упасть. Исторія Англіи, Голландіи и другихъ государствъ Европейскихъ можетъ быть убѣдительнымъ доказательствомъ справедливости сего мнѣнія. Въ Англіи, въ царствованіе Генриха VIII, всякой ростъ, превышающій десять процентовъ, почтенъ былъ беззаконнымъ; почему предполагать можно, что въ прежнія времена были взимаемы и большіе проценты. Во время Якова Іго законнымъ ростомъ, положено восемь процентовъ, при Вильгельмѣ Ш понижено до шести, а при Аннѣ до пяти процентовъ; наконецъ до начала послѣдней войны занимало правительство по три, а частные надежные и добросовѣстные люди по четыре съ половиною и даже по четыре процента. Голландія въ счастливѣйшую эпоху бытія своего, доказываетъ еще разительнѣйшій примѣръ. Тамъ даже частные капиталисты съ удовольствіемъ отдавали деньги свой за два процента.
   Таково вліяніе политическаго положенія общества на проценты!-- Это есть существеннѣйная и постоянная причина, на которую должно обращать вниманіе, чтобъ безъ предразсудковъ и заблужденій судить объ оныхъ. Къ причинамъ случайнымъ, менѣе постояннымъ, но неменѣе сильно иногда дѣйствующимъ на возвышеніе процентовъ, относятся: случайное положеніе государства, нужда, мнимая нужда, рискъ, ассигнаціи, и на конецъ уменьшеніе или умноженіе денегъ въ какомъ либо обществѣ. Подъ именемъ случайнаго положенія государства я разумѣю какой-нибудь нечаянной, счастливой оборотъ его, не говоря о критическомъ бѣдственномъ состояніи, о коемъ тотчасъ упомянется при разсматриваніи нужды. Предположимъ, что какое-либо общество достигло до возможной степени полноты богатствъ и изобилія капиталовъ, которые, по совершенному недостатку предметовъ, могущихъ даже съ посредственною выгодою обратить ихъ на себя, останутся въ бездѣйствіи, мертвыми; предположимъ, что такое общество, завоевало, или счастливымъ случаемъ открыло какую-либо еще неизвѣстную, но плодоносную землю, или наконецъ выгоднымъ трактатомъ соединилось съ народомъ, богатымъ произведеніями натуры, и предметами, съ необыкновенною пользою привлекающими въ себѣ капиталы, но бѣднымъ сими послѣдними; тогда всѣ капиталы сего общества, находившіеся мертвыми, или доставлявшіе самую низкую прибыль владѣльцамъ, безъ сомнѣнія будутъ обращены на обработываніе вновь открытой, или завоеванной ими земли, или на выгоднѣйшую торговлю съ новоприобрѣтенною ихъ союзницею; тогда великая прибыль, получаемая въ томъ и другомъ случаѣ, и вообще на что ни будетъ обращаемъ капиталъ денежный, по необходимости должна возвысить и доходъ, получаемой съ онаго при отдачѣ его въ займы; извѣстной подъ словомъ процентовъ. По сей-то уважительной причинѣ у древнихъ Финикіянъ, имѣвшихъ обширную торговлю съ государствами возрастающими, были большіе проценты, нежели сколько моглибы получать они безъ сей торговли; по сей-то можетъ быть причинѣ и въ Англіи до сихъ поръ существуютъ высшіе проценты, нежели сколько требовало бы чрезмѣрное богатство оной.
   Затруднительныя обстоятельства или нужда какого-либо государства, равно какъ и частнаго человѣка, поставляетъ въ необходимость занимать деньги за высшіе проценты. Представимъ, что правительство какой-либо страны принуждено было вести продолжительную и жестокую войну въ предѣлахъ другаго государства, отъ чего серебро и золото все истощились въ его владѣніи; тогда для поддержанія бытія и независимости своей націи, оно по необходимости будетъ занимать деньги сіи въ другомъ государствѣ за высшіе проценты. Такимъ точно образомъ поступитъ и частной владѣлецъ, разстроенный въ дѣлахъ своихъ, стѣсняемый нуждою, происшедшею или отъ непредвидѣннаго несчастія, или отъ неосторожности, или, на конецъ, отъ небреженія и безпечности его самаго. Фабрикантъ или заводчикъ, отъ критическаго положенія дѣлъ своихъ готовый сдѣлаться банкротомъ, и котораго извѣстная сумма могла бы спасти отъ паденія и привести въ первое его состояніе, съ восторгомъ заплатить двойные проценты заимодавцу своему за ту сумму {Но честной и добросовѣстной человѣкъ долженъ ли брать оные?-- Соч.}.
   Нѣтъ человѣка, которой бы почиталъ себя совершенно довольнымъ и нежаловался на свою нужду, и нѣтъ ничего неопредѣленнѣе и неограниченнѣе въ понятіи и на языкѣ человѣческомъ какъ слово нужда. И бѣдный поселянинъ, лишенный часто способовъ удовлетворить необходимымъ существеннымъ требованіямъ многочисленнаго семейства своего, чтобъ поддержать ихъ и собственное свое бытіе -- имѣетъ нужду; и гордой патрицій Рима, самовластно опустошающій помѣстья свои или цѣлыя провинціи, почитаетъ нуждою, чтобы столъ его былъ собраніемъ всего рѣдкаго и чудеснаго, чтобы тысячи расточались ежедневно: сія нужда прихотливая, въ Економіи политической, для отличія отъ нужды истинной, называется мнимою. Однако же она не менѣе того почитается существенною и необходимою для затѣйливыхъ богачей, не менѣе того она принуждаетъ ихъ небрежно расточать свое имущество; и сія мнимая нужда бываетъ часто причиной не только истинной нужды, но даже истинной бѣдности и несчастія. Сія-то, мнимая нужда, или страсть жить несоразмѣрно съ своимъ состояніемъ, страсть наслаждаться минутою, поставляетъ, въ необходимость безразсудныхъ расточителей входить въ долги съ платою великихъ процентовъ. Таковый духъ роскоши и мотовства господствовалъ въ Римѣ между пышными патриціями, и былъ причиною великихъ процентовъ въ семъ городѣ. Сей же самой духъ поддерживается и нынѣ въ столицахъ государствъ европейскихъ, молодымъ роскошнымъ дворянствомъ, получающимъ съ помѣстій доходы свои,-- и бываетъ причиною большихъ процентовъ, и большихъ несчастій для него самаго.
   Таковые безпечные экономы и всѣ имъ подобные, входя въ новые долги для уплаты старыхъ, или для удовольствіи и веселостей настоящихъ, очень часто дѣлаются несостоятельными банкротами; по чему заимодавцы, зная ихъ образъ жизни, ихъ состояніе и безнадежность, не по чувству корыстолюбья, но единственно изъ страха лишиться всего капитала своего, находятся принужденными требовать двойные и болѣе проценты: и сіе-то называется отдавать деньги свои, въ займы на рискъ. Великіе проценты, получаемые рискующими капиталистами, не только Не противны нравственности, ко основаны на самой строгой справедливости. Постановленія страховыхъ обществѣ въ Лондонѣ и другихъ мѣстахъ могутъ быть доказательствами правильности сего сужденія. Содержатели сихъ обществѣ твердо знаютъ; когда и сколько взять процентовъ съ кораблей, отдаваемыхъ на страхѣ имъ; весной или осенью, въ военное или мирное время отправляется корабль въ путь свой; управляется ли онъ искуснымъ капитаномъ, или менѣе опытнымъ, и такъ далѣе, смотря по большему или меньшему количеству затрудненіи или опасностей, они налагаютъ соразмѣрно тому большія или меньшія страховыя пошлины. Точно такъ поступаютъ и денежные капиталисты, отдавая на рискѣ или на страхѣ свои деньги. Они строго изслѣдываютъ состояніе и надежность будущаго должника своего, и по мѣрѣ отважности риска полагаютъ большіе или меньшіе съ него проценты. Ассигнаціи, возвышающія именную цѣну на вся вещи, безъ сомнѣнія имѣютъ значительное вліяніе и на увеличиваніе процентовъ; и чѣмъ болѣе въ какомъ либо государствѣ ассигнацій, тѣмъ ощутительнѣе ихъ вліяніе, тѣмъ выше въ ономъ проценты.
   Наконецъ въ число причинъ, случайно дѣйствующихъ на возвышеніе или пониженіе процентовъ, политики относятъ быстрое умноженіе или уменьшеніе наличныхъ денегъ въ государствѣ. Такъ случилось въ Римѣ, когда сокровища Египта привезены были въ столицу сію, проценты вдругъ упали отъ двенадцати до четырехъ; то же самое произошло и въ Европѣ по открытіи Америки, когда серебро и золото сей богатѣйшей страны привезено было въ оную: но сіе существовало не долго; уменьшились же навсегда проценты не иначе какъ съ умноженіемъ всего богатства западной Европы, и когда капиталы вообще менѣе начали доставлять выгоды владѣльцамъ, нежели прежде.
   Разсмотрѣвши такимъ образомъ причины, существенно и случайно дѣйствующія на возвышеніе процентовъ, мы справедливѣе можемъ, судить обѣ оныхъ и не будемъ болѣе терзать себя, почитая умноженіе ихъ единственно притѣсненіемъ заимодавцевъ.-- Впрочемъ замѣтишь должно, что сіи корыстолюбцы, истребивъ въ сердцѣ своемъ всѣ чувства человѣчества и состраданія, не рѣдко пользуются несчастіемъ другаго для своего обогащенія.--
   По тому въ каждомъ благоустроенномъ Государствѣ необходимы законы, которые бы. заимодавцамъ позволяли получать проценты только справедливые, въ противномъ же случаѣ за ихъ притѣсненія и жестокости опредѣлялось бы наказаніе, равное со всѣми грабителями, похищающими имущество другаго во время несчастныхъ его обстоятельствъ.

Гаретовскій.

-----

   Гаретовский И.А. Ответ другу моему на жалобу его о процентах: [Экон. ст. в форме письма] / Гаретовский // Вестн. Европы. -- 1815. -- Ч.80, N 8. -- С.261-283.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru