Гарди Томас
Томас Гарди: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

Гарди, Томас

   (Hardy) -- современный английский романист; род. в 1848 г.; удачно дебютировал в 1871 г. романом "Desperate Remedies", вслед за которым появились "Under the Greenwood Tree", "A pair of Blue eyes", "Far from the Madding Crowd", "The Hand of Ethelbertha", "Wessex Tales" и др. Лучшим романом его считается "Far from the Madding Crowd", восхваляемый английской критикой за прекрасное изображение крестьянской жизни. Но роман этот далеко не заслуживает своей известности: удачны в нем только описания сельских работ, главным образом ухода за овцами. Новейший роман Г. "Tess of the d'Ubervillier s " (1892) наделал много шума своим необычным для английских читателей реализмом в духе "La Terre" Золя, хотя этот реализм -- чисто внешнего свойства.

З. В. (Зинаида Венгерова)

   Источник текста: Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона.
  

II.

   ГАРДИ Томас [Thomas Hardy, 1840--1928] -- английский романист, новеллист и поэт. Гарди -- последний из представителей эпохи Виктории. Первые два романа: "Desperate Remedies" [1871] и "Under the Greenwood Tree" [1872], Г. выпустил анонимно. В 1874 вышел роман "Far from the Madding Crowd", сделавший Г. известным писателем. Всего Г. издано двадцать пять названий -- романов, сборников рассказов и стихотворений. Большинство своих романов и рассказов посвятил крестьянам. Этому выбору среды и обстановки он дает интересное объяснение: "поведение высших классов маскируется условностями и подлинный характер не легко разглядеть; если его увидишь -- зарисуешь субъективно. У представителей низших классов поступок -- прямое выражение внутренней жизни; посему характер раскрывается в поведении и может быть зарисован". В описании сельской обстановки Гарди, по праву, может считаться непревзойденным в английской литературе. Описывая трагическую судьбу своих героев, Гарди обнажает социальную основу психологических конфликтов и выступает против мертвящих моральных норм викторианской эпохи. Но обращаясь к противоречиям действительности, Гарди как художник мелкой буржуазии не видит путей к их разрешению. Действительность подавляет писателя, чем определяется общий трагический тон его произведений. В "Tess of the D'Urbervilles" [1891] -- лучшем романе Гарди -- честная женщина, пойдя на преступление за свое счастье, гибнет на эшафоте; герои "Jude the Obscure" [1896] -- жертвы буржуазной морали; герой "Mayor of Casterbridge" [1886] обрекает себя на моральное самоубийство.
   Человек Г. борется с безразличными -- не "добрыми", но и не "злыми" -- силами, он -- в конфликте с социальной средой, своими желаниями и волей третьих лиц и борьбу эту почти всегда проигрывает. Несколько особняком в ряду его романов стоит раннее произведение -- сельская идиллия "Under the Greenwood Tree". Среди сборников рассказов лучшие: "Wessex Tales" [1888], "Life's Little Ironies" [1894] -- проникнуты тем же пессимизмом, как и романы. Его поэзия значительно уступает прозе. Гарди написал также трехактную драму в стихах "The Dynasts" [1904--1908] из эпохи наполеоновских войн; она интересна как попытка к возрождению эпопеи, но затейливая и громоздкая композиция обрекла эту попытку на неудачу. Сильнейшей стороной творчества Гарди является анализ трагических конфликтов и описание английского быта. В области языка он продолжает традиции английских классиков и целиком принадлежит прошлому веку.

Библиография:

   I. Тесс, наследница д'Юрбервилей, Роман, "Русск. мысль", 1893, III--VIII и ЗИФ, 1929 (печ.); A pair of Blue Eyes, Роман, 1873; The Hand of Ethelberta, Роман, 1876; The Return of the Native, Роман, 1878; The Trumpet-Major, Роман, 1880; A Laodicean, Роман, 1882; Two on a Tower, Роман, 1882; A Group of noble Dames, Рассказы, 1891; The Well Beloved, Роман, 1892; Wessex Poems, Стих., 1898; Poems of the Past and Present, Стих., 1902; Times Laighing-Stocks, Стих., 1909; A Changed Man, Рассказы, 1913; Satires and Circumstances, Стих., 1914; Before Marching and After, Поэма, 1915; Selected Poems, 1916; Moments of Vision, Стих., 1917; Collected Poems, 1919; Late Lyrics, Стих., 1920; Late Lyrics and Earlier, 1922; Famous tragedy of Queen of Cornwall, 1923; Human Shows, Far Phantasies, 1925; Return of the native, 1929.
   II. Специальный номер "The Book League Monthly", v. I,  2, дек. 1928, N.-Y., в к-ром напечатаны стихотворения Г. и ст. о нем: "Поэзия Т. Гарди" П. Колюма, Мир Т. Гарди Д. Мэси и др. Очерк жизни и творчества Гарди: by Harold Child, London; Hedgcock F. A., Essai de critique Thomas Hardy, ИtudiИ dans les Romans du Wessex, 1910; Johnson L., The art of Hardy, 1895; Saxelby F. O., A Hardy dictionary, 1911; Braybrooke P., Thomas Hardy and his philosophy, 1927; Tomlinson H., Thomas Hardy, N.-Y., 1929.

Е. Ланн

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 2. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929. -- Стб. 390--391.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le2/le2-3903.htm
  

III.

   Харди (Hardy), Томас (2.VI.1840, Аппер-Бокхэмптон, Дорсетшир, -- 11.I.1928, Макс-Гейт, близ Дорчестера) -- англ. писатель. Род. в семье провинц. подрядчика-строителя, потомка оскудевшего рыцарского рода Ле Харди. Учился в сельской и дорчестерской школах, проходил проф. обучение и работал в мастерской местного архитектора (1856--62), изучал архитектуру, работал помощником архитектора в Лондоне (1862--67), занимаясь реставрацией церквей. Испытав себя в лит. профессии, оставил архитектуру.
   Первый роман "Бедняк и леди" ("The poor man and the lady", 1868) был отвергнут издателем за "разрушительные намерения". По совету Дж. Мередита Х. написал роман с "острым сюжетом" -- "Отчаянные средства" ("Desperate remedies", изд. анонимно 1871). Всего Х. издал (с 1871 по 1897) четырнадцать романов, составивших три цикла: "Романы изобретательные и экспериментальные" ("Novels of ingenuity and experiment"): "Отчаянные средства", "Рука Этельберты" ("The hand of Ethelberta", 1876), "Равнодушная" ("A laodicean", 1881); "Романы характеров и среды" ("The novels of characters and environment"): "Под деревом зеленым" ("Under the greenwood tree", 1872), "Вдали от обезумевшей толпы" ("Far from the madding crowd", 1874), "Возвращение на родину" ("The return of the native", 1878), "Мэр Кэстербриджа" ("The mayor of Casterbridge", 1886), "В краю лесов" ("The woodlanders", 1887), "Тэсс из рода д'Эрбервиллей" ("Tess of the D'Urbervilles", 1891), "Джуд Незаметный" ("Jude the Obscure", 1896); "Романтические истории и фантазии" ("Romances and fantasies"): "Голубые глаза" ("A pair of blue eyes", 1873), "Старший трубач драгунского полка" ("The trumpet-major", 1880), "Двое на башне" ("Two on a tower", 1882), "Любимая" ("The wellbeloved", 1892).
   Основу творчества Х.-прозаика составляют "Романы характеров и среды"; из них самые значительные -- "Тэсс из рода д'Эрбервиллей" и "Джуд Незаметный". Романы складывались в цикл без заданного плана. В них изображена сельская и провинц. Англия 30--80-х гг. 19 в. События развертываются на территории юго-зап. графств, названных Х. Уэссексом. В 5--9 вв. примерно на той же территории располагалось одно из семи королевств древних саксов, Уэссекс, -- историч. основа Англии как единого национального целого. Под небом Уэссекса еще действует система устойчивых связей и отношений, полупатриарх. уклад жизни. Крушение под напором капитализма мелкобуржуазных патриарх. устоев для Х. -- не отвлеченная социологич. формула: за ней он видит борьбу интересов, горение страстей, изломанные судьбы, страдания обездоленных.
   "Романы характеров и среды" -- самобытное выражение демократизации англ. лит-ры последней трети 19 в. Х. одним из первых в англ. лит-ре 70--90-х гг. дал изображение человека в нераздельности его возвышенных и повседневных переживаний, его трудовой деятельности. В "романах характеров и среды" критика бурж. действительности последовательно нарастает, в "Тэсс" и "Джуде" она звучит решительно и страстно. Х. дает развернутый анализ личности, обращая внимание не только на духовную, но и на природную сущность человека, делает предметом изображения такие стороны интимных чувств и отношений полов, к-рые в лит-ре викторианской Англии находились под строжайшим запретом. Интересна не только та смелость, с какой Х. нарушает моральные табу, но в большей мере его проницательность и худож. такт. Лит. манера Х. в сравнении с манерой его современников выглядит "старомодной". Новые приемы психологич. анализа, получавшие тогда распространение, не затрагивают заметно лит. техники Х. Его привлекают простые цельные натуры -- люди, поведение к-рых не сопровождается усложненным самоанализом. Через поступок, в особенности когда он -- прямое выражение внутр. жизни, писатель раскрывает социальную природу, психологич. определенность, состояние характера. Сила и новизна Х. сказывались в его умении проследить всестороннюю связь характера с окружением локальным, оставившем на нем неизгладимую печать, а также в умении показать, что происходит с человеком, когда он попадает в незнакомую и чуждую ему среду и перед ним возникает необходимость самоопределения, и как личное волевое решение отражается на человеческой судьбе.
   В 1888 Х. собрал прежде печатавшиеся по газетам и журналам произв. малой формы в отд. книгу -- "Уэссекские рассказы" ("Wessex tales"). Впоследствии он выпустил еще три сб-ка ("Группа благородных дам" -- "A group of noble dames", 1891, и др.) -- всего ок. сорока повестей и рассказов. В 1898 Х. опубл. первый стихотв. сб. "Стихи Уэссекса" ("Wessex poems"), затем до конца жизни издал еще семь сб-ков. Стихи, как и прозу, Х. объединил в циклы.
   Х. -- современник двух войн: англо-бурской и 1-й мировой войны 1914--18. Нек-рые его антивоен. стихи написаны в противовес Р. Киплингу, почти как пародия на его "Песни казармы". Х. судит о войне как демократ, держится точки зрения рядового солдата, оторванного от мирных дел труженика. Х. -- один из крупнейших англ. лирич. поэтов новейшего времени. О поэтич. зрелости Х. свидетельствует цикл из предвоенного сб-ка "Сатиры на случай. Лирика и мечты" ("Satires of circumstance. Lyrics and reveries. With miscellaneous pieces", 1914), отразивший переживания Х. в связи со смертью в 1912 жены. Обязанность поэта "выразить и страсть всех веков, и свою собственную мысль", целую философию истории Х. выразил в эпич. драме "Династы" ("The dynasts", ч. 1--3, 1903--08). Замысел "Династов" вызревал долго, о его теме -- Европа во времена наполеоновских войн -- Х. задумывался еще в 70-е гг., открыв семейные предания наполеоновских времен. О размахе замысла говорит готовность Х. условно назвать произв. "европейской Илиадой". Три части, девятнадцать актов, сто тридцать сцен -- таков корпус "Династов", громоздкий, однако по-своему монолитный и внушительный. Действие переносится из страны в страну, в драме участвуют сотни персонажей, действуют армии и нар. толпы. В "Династах" двенадцать рус. сцен. Х. во многом как бы вторил Л. Н. Толстому, напр. в характеристике Кутузова; он создает вокруг наполеоновских посягательств ту же, что и в "Войне и мире", атмосферу неправедности, высоко ставит патриотизм рус. народа. Х. старался разобраться в сцеплении закономерности и случая, рассмотреть вопрос о соотношении усилий народов, выдающихся деятелей, историч. судьбы. По его мнению, над человечеством властвует некая роковая и жестокая необходимость. Здесь заметны отзвуки занятий Х. А. Шопенгауэром. Помня о Шекспире, Х. намеренно отказался от драматургии в шекспировском стиле. Сохранив отд. его приемы, в частности смешение стихов и прозы, он не последовал шекспировской традиции в целом. В его эпич. драме больше чувствуется влияние дидактики Дж. Мильтона или раньше -- Эсхила, но опять же в неоклассическом, декламационном духе. Он пользуется и условными, символич. фигурами (Время, Сострадание, Ирония), и речью персонажей, и пространными ремарками. Ему более удались бытовые эпизоды, сцены, проникнутые сочувствием к простым людям, как это было и в его романах.
   Зачинатель нового периода лит. развития Англии, Х. выделялся среди писателей-современников страстностью и глубиной социальных обличений, убежденным демократизмом. В 1920 подписался под манифестом "Кларте", входил в состав его междунар. руководящего комитета. Реалистич. мастерство изображения и гуманистич. содержательность творчества Х. отмечал М. Горький. Высокую оценку произв. Х. дает англ. марксистская критика (напр., Р. Фокс).

Сочинения:

   Works, v. 1--24, L., 1912--31; Thomas Hardy's personal writings. Prefaces. Literary opinions. Reminiscences. Ed. by Harold Orel, Lawrence, 1966; в рус. пер. -- [Соч.], [т. 1--8], М., 1969--73.

Литература:

   Луначарский А. В., Томас Гарди, в кн.: Гарди Т., Тэсс из рода д'Эрбервилль, М., 1937; История англ. лит-ры, т. 3, М., 1958; Зильвер Э., Томас Харди как романист, в кн.: Харди Т., Вдали от шумной толпы, Л., 1937; Александров Р., Т. Гарди. Тэсс из рода д'Эрбервиллей, "Звезда", 1938,  7; Верцман И., Тэсс из рода д'Эрбервилль, "Лит. обозрение", 1938,  8; Старцев А., Томас Гарди, 1840--1928, "Интерн. лит-ра", 1940,  9--10; Урнов М., Томас Гарди. Очерк творчества, М., 1969; Hardy F. E., The life of Thomas Hardy, N. Y. -- L., 1962; Purdy R. L., Thomas Hardy. A bibliographical study, L., 1954; Thomas Hardy. The critical heritage. Ed. by R. G. Cox, L. -- N. Y., [1970].

М. В. Урнов.

   Источник текста: // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 8: Флобер -- Яшпал. -- 1975. -- Стб. 220--223.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke8/ke8-2203.htm
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru