ГАНИН Алексей Алексеевич [28.VII (9.VIII).1893, дер. Коншино Кадниковского уезда Вологодской губ. -- 30.III. 1937, Москва, Бутырская тюрьма] -- поэт, прозаик. Родился в крестьянской семье. Закончил двуклассное земское училище в селе Усть-Кубинское, затем городскую гимназию в Вологде. В 1911-1914 гг. учился в Вологодском фельдшерско-акушерском училище. В 1913 г. -- первая публикация стихов в вологодской газете "Эхо". В 1914 г. Г. призывается в армию и проходит службу в Николаевском военном госпитале Петербурга. В начале 1916 г. знакомится с С. Есениным, служившим в подобном же госпитале в Царском Селе. Летом 1917 г. вместе с Есениным и 3. Райх Г. совершает поездку на родину, во время которой в Кирико-Иулитовской церкви (неподалеку от Вологды) происходит венчание Есенина с Райх. Г. выступает поручителем со стороны невесты; ей он посвящает тогда же написанное стих. "Русалка -- зеленые косы...", в котором признается в тщетной любви к героине, поскольку "Ей сказками на сердце дышит / Разбойник с кудрявых полей", т. е. Есенин.
В 1917 г. Г. вместе с Клюевым, Есениным и Орешиным публикуется в альманахе левоэсеровской ориентации "Скифы" (сб. 2, указан 1918 г.). В 1918 г. Г. встречается с А. Блоком, о чем свидетельствует дневниковая запись Блока 20 февр. -- в день его чествования по поводу публикации стих. "Скифы": "...(меня выпили) Есенин, Ганин, Гликин, барышни, моя Люба". Вместе с Есениным (а также А. Мариенгофом) Г. публикуется в имажинистском сборнике (2-м) "Конница бурь" (1920).
Демобилизованный в 1916 г. по состоянию здоровья, Г. в 1918 г. снова вступает теперь уже в Красную Армию добровольцем и служит фельдшером в госпиталях Северного фронта. После увольнения поступает в Вологодский ин-т народного образования. Активно выступает в печати, в частности в вологодском журн. "Кооперация Севера", в петроградском журн. "Записки Передвижного Общедоступного театра", издает в Вологде отдельным миниатюрным изданием поэму "Звездный корабль" (1920) и выпускает в 1920-1921 гг. десять изготовленных трудоемким ручным способом малотиражных литографированных книжечек стихов (с указанием на них вымышленного места издания "Коншино" (родная деревня поэта) и вымышленного же издательства "Глина"): "В огне и славе", "Вечер", "Золотое безлюдье", "Кибураба", "Красный час", "Мешок алмазов", "Певучий берег", "Раскованный мир", "Сарай", "Священный клич". Осенью 1923 г. Г. переезжает из Вологды в Москву, где в 1924 г. выходит наиболее полный и последний сборник его стихотворений "Былинное поле".
Принадлежащий по своему социальному происхождению, воспитанию и идейно-художественной направленности к группе новокрестьянских поэтов, Г. отличается от них, начинавших свой путь в значительной степени от традиции поэтов-суриковцев, ориентацией исключительно на поэзию символистов (Бальмонт, Блок, Белый). В поэзии Г. разлито настроение грусти, кротости, вздоха по невидимому или утраченному миру, которое более всего присуще поэзии символистов: "Снова душа загрустила о Волге, о тихой печали, / О детских молитвах, поверила в сны золотые..." (Стихи из письма П. Витязеву, 1915). В символизме находит свои истоки и обнаженная философичность поэзии Г., заявляющая о себе в несколько отвлеченно разрабатываемых мотивах жизни и смерти, преходящего и вечного, тщетных усилий разума постичь мир и смысл жизни. Этой же традицией обусловлена и заметная рефлексивность лирики Г.
Символистские мотивы касались главным образом пейзажно-лирических горизонтов поэзии Г.: "По скатам и холмам горбатые деревни, / Впивая тишину, уходят в глубь веков" ("Предутрие", 1917). С новокрестьянскими поэтами Г. роднит исключительно земледельческое восприятие мира. День представляется ему "сгорбившимся" от "мужичьих забот", а ветерок "домотканым". Подобно им, труд и жизнь крестьянина он возводит на уровень некоего природно-космического бытия, как, напр., в поэме "Памяти деда" (1918), в которой отдавший все свои силы земле старый пахарь выступает участником некоей созидательной вселенской мистерии, а его смерть представляется всего лишь паузой отдыха в бесконечном процессе совместного труда крестьянина и матери-земли. Сам себя Г., впрочем, считал не принадлежащим ни к какому литературному направлению и просил называть просто "романтиком начала XX века" (в предисловии к сб. "Былинное поле").
Революцию 1917 г. Г. воспринимает поначалу в духе эсхатологических ожиданий преображения несовершенного старого мира в царство гармонии и благоденствия. Но вскоре, однако, уясняет для себя антикрестьянскую сущность проводимых большевиками "преобразований" и создает ряд произведений, направленных (в иносказательной форме) против сил, угрожающих России, и в первую очередь крестьянству ("России", 1918; поэмы "Сарай", 1917, "Былинное поле", 1917-1923). Сложным раздумьям о дальнейшем пути крестьянства в трудной и неясной для него исторической обстановке посвящает он своеобразный роман-притчу "Завтра" (1923). Это историческое прозрение, равно как и общее трагическое восприятие эпохи классовой борьбы и террора, придает творчеству Г. преобладающе пессимистическое звучание. Светлое начало связано с образами крестьянского и космического мира (звезд, Солнца), а также "вечного дня" (ожидаемого только в далеком будущем).
Г. -- второй после Н. Гумилева поэт, павший жертвой большевистского террора и первый открывший мартирологический список всех остальных уничтоженных после него новокрестьянских поэтов. Осенью 1924 г. его в числе группы молодежи (среди которых поэты братья П. и Н. Чекрыгины) арестовывают по обвинению в принадлежности к "Ордену русских фашистов". За улику принимаются найденные у него при обыске тезисы "Мир и свободный труд -- народам", содержащие откровенные высказывания против существующего режима: "Ясный дух народа предательски ослеплен. Святыни его растоптаны, богатства его разграблены... (...) Россия на протяжении столетий великими трудами и подвигами дедов и прадедов, завоевавшая себе славу и независимость среди народов земного шара, ныне по милости пройдох и авантюристов повержена в прах и бесславие, превратилась в колонию всех паразитов и жуликов, тайно и явно распродающих наше великое достояние (...). В лице господствующей в России РКП мы имеем не столько политическую партию, сколько воинствующую секту... За всеми словами о коммунизме, о свободе, равенстве и братстве народов таится смерть и разрушение..." Попытка автора выдать текст "тезисов" за фрагмент задуманного романа (списав тем самым криминал на счет отрицательного героя -- "классового врага") не достигает результата. Г. был расстрелян в числе 7 человек, составляющих группу "ордена", как его глава.
Сочинения:
Звездный корабль: Стихи. -- Вологда, 1920;
Былинное поле. -- М., 1924;
Стихотворения. Поэмы. Роман. -- Архангельск, 1991;
Мир и свободный труд -- народам: Тезисы // Наш современник. -- 1992. -- No 1.
Литература:
Парфенов Н. Алексей Ганин и его литературная судьба // Север. -- 1973. -- No 9;
Дюжев Ю. Алексей Ганин -- прозаик // Север. -- 1980. -- No 12;
Белков В. Ради вечного дня // Север. -- 1989. -- No 8;
Куняев Ст. Жизнь и смерть поэта // Красный Север. -- 1989. -- 16-18 авг.;
Протокол допроса А. Ганина и выдержки из заключения по его следственному делу / публ. Ст. Куняева // Наш современник. -- 1992. -- No 4.
А. И. Михайлов
Источник текста: Ганин Алексей Алексеевич // Русские писатели. XX век. -- Ч. I. -- М., 1998