Галенковский Яков Андреевич
Галенковский Я. А.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ГАЛИНКОВСКИЙ, Галенковский Яков (Иаков) Андреевич [6(17).10.1777, Прилуцкий у. Полтав. губ.-- 16(28).6.1815, Петербург], прозаик, критик, поэт, переводчик. Из дворян. Сын прилуцкого полкового писаря. Учился в Киево-Могилян. акад. (1785--87), затем в пансионах в Прилуках и Переяславле. Завершил образование в Моск. ун-тском благородном пансионе (1797); владел лат., франц., англ. и нем. языками. С 13 лет зачислен в воен. службу (в лейб.-гв. Конный полк; в 1797 переведен в кавалергарды). С кон. 1798 до весны 1799 в отставке. Сменив ряд незначит. должностей (Межевая канцелярия, Гл. соляная контора), Г. в 1801 определился в канцелярию Гл. директора почт (Д. П. Трощинского) и переехал в Петербург, где оставался до конца жизни. С 1805 служит в канцелярии Гос. совета, одновременно (с 1808) смотритель уч-ща Лужского уезда; дослужился до чина надв. сов. (1808).
   Писать начал рано (см. автобиографию, написанную в 1805 для Евгения Болховитинова, в изд.: Поэты 1790--1810). К концу пребывания в ун-тском пансионе (1797) написал обширный роман в пяти частях в письмах, "во вкусе аглицких некоторых романов",-- "Глафира, или Прекрасная Валдайка" (отрывки под назв. "Сидония, или Невинное вероломство" опубл. в кн. Г. "Утренник прекрасного пола", СПб., 1807, и в "Рус. вест.", 1808, No 6); в 1799 напечатал ром. "Часы задумчивости. Новый роман, изображающий мысли влюбленного человека, со всем энтузиазмом страсти и чувствительности" (ч. 1--2, М.). Оба романа отмечены сильным влиянием H. M. Карамзина и Л. Стерна, интерес к к-рому, как и к англ. лит-ре вообще, характерен для Г. этого периода. В 1801 издал пер. "Красоты Стерна, или Собрание лучших его патетических повестей и отличнейших замечаний на жизнь для чувствительных сердец" (М.), в предисл. к к-рому определяет роль писателя в рус. лит-ре: "...поучились у Стерна чувствовать с большею подлинностью, глядя на сцену света не одними заплаканными глазами, но изливая свои чувствования к пользе отчужденного суетами мира ближнего нашего" (с. IV--V). Здесь уже сказалось изменение лит. позиции Г.: сближение с Дружеским лит. об-вом (1801), особенно с Анд. И. Тургеневым и А. С. Кайсаровым, способствовало его переходу в лагерь критиков Карамзина. После переезда в Петербург пытается вместе с Анд. И. Тургеневым организовать лит. об-во; на страницах "Сев. вест." выступает с полемич. статьями против ка-рамзинского направления ("Рецензия на книги у нас совсем замолкла", СВ, 1805, No 6). В 1802--07 единолично издает ж. "Корифей, или Ключ литературы" (ч. 1--3, кн. 1--11, СПб.), представляющий разделенный на выпуски курс "оснований всеобщей словесности" (ч. 1, кн. 1, с. 5). Позиция "Корифея" эклектична, но выделяется пропагандой У. Шекспира, народности (как А. Ф. Мерзляков и позже Н. И. Гнедич, Г. ищет параллели рус. народности с античной), критикой культа "безделок", стремлением синтезировать уроки нем. предромантизма с традициями рус. лит-ры 18 в. Стремясь реформировать рус. стих, Г. высказывается в защиту гекзаметра и высоко ставит опыты В. К. Тредиаковского; для перевода отрывков из "Бури" Шекспира (к-рую он особенно ценил за сказочно-фантастич. "элемент" и "мнения народные" -- "Корифей", ч. 1, кн. 2, с. 100) впервые употребил белый пятистопный ямб как отвечающий роду драмы. Все эти теоретич. рассуждения беспорядочно сочетались в "Корифее" с обширными экскурсами в разл. области истории и культуры начиная с древнейших времен; единоличная попытка создать своего рода "прикладную" теорию искусств энц. характера придавала ж-лу характер компиляции, вызвавшей насмешки современников (П. И. Макаров, И. Рихтер; см.: Лотман, с. 235-- 36; Арзамас и арзамасские протоколы, Л., 1933, с. 100).
   Из немногочисл. поэтич. опытов Г. наиб, интересны ("Подражание сатире В. В. Капниста") (СВ, 1805, No 6), замечательное одновременной критикой поэтов как карамзинистского, так и шишковистского направления, и сти-хотв. "любовные письма" Сафо и Фаона (т. н. героиды), опубл. в "Утреннике". Г. печатался в "Музе" и "Сев. вест." И. И. Мартынова, "Любителе словесности" Н. Ф. Остолопова, "Рус. вест." С. Н. Глинки. В 1804 познакомился с Г. Р. Державиным (женился на племяннице его первой жены). Принимал активное участие в теоретико-лит. опытах позднего Державина, фактически являясь соавтором "Рассуждения о лирич. поэзии" и др. его сочинений. С 1811 Г. "непременный секретарь" "Беседы любителей рус. слова".
   Др. произв.: "Песнь дифирамбическая победоносному Александру, на вшествие в Париж 19 марта 1814 г." (СПб., 1814, на рус. и франц. яз.). Критич. статьи: "Перевод первой Вергилиевой эклоги древним размером" ("Чтение", 1813, ч. 10), "Рассмотрение Овидия" (там же, ч. 11), пер. с французского "Тайная история нового франц. двора и любопытные анекдоты, относящиеся до Сент-Клудского кабинета в Париже" (ч. 1--3, СПб., 1807).
   Изд.: Поэты 1790--1810.
   Лит.: Державин Г. Р., Соч., т. 6, СПб., 1876 [под ред. Я. Грота], с. 339--40; Сиповский В. В., Очерки из истории рус. романа, т. 1, в. 1--2, СПб., 1909--10 (ук.); Маслов В. И., Интерес к Стерну в рус. лит-ре 18 -- нач. 19 вв.-- В кн.: Историко-лит. сб-к, Л., 1924, с. 346--48; Лотман Ю. М., Писатель, критик и переводчик Я. А. Галинковский.-- В кн.: XVIII век, сб. 4, М.-- Л., 1959, с. 230--56; Егунов А. Н., Гомер в рус. переводах XVIII--XIX вв., М.--Л., 1964 (ук.). + "Кабинет Аспазии", 1815, кн. 5; Модзалевский В. Л., Малорос. родословник, т. 1, К., 1908, с. 227--28; Евгений Болховитинов; РБС; Брокгауз; Венгеров. Источ.
   Архивы: ЦГИА, ф. 1349, оп. 4, д. 52 (ф. с. 1813 г.); д. 350 (дело о дворянстве Галенковских).

Ю. M. Лотман.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru