О Вліяніи Умственнаго Образованіяи умственнаго раздраженія на здоровье. Сочиненіе Амаріа Брайена, доктора медицины, съ примѣчаніями Роберта Мекнишь, автора "Анатоміи Пьянства" и "Философіи Спа", члена факультета медиковъ и хирурговъ въ Гласгоу. Перевелъ съ англійскаго А. Сергѣевъ. Москва. Въ университетской тип. 1847. Въ 8-ю д. л. 89 стр.
Мы прочли эту книгу съ истиннымъ интересомъ и совѣтуемъ поступить также каждому, кто принимаетъ участіе въ своемъ собственномъ здоровьѣ и здоровьѣ ближнихъ. Особенно родители поступятъ хорошо, вникнувъ въ положенія и опыты автора. Сочиненіе англійскаго медика любопытно въ двухъ отношеніяхъ: по той практической пользѣ, которую оно можетъ при нести въ жизни, по тому основанію, изъ котораго выводятся указанія автора, и по здравымъ частнымъ замѣткамъ разныхъ злоупотребленій вашихъ, странныхъ уклоненіи отъ путей природы.
Авторъ принадлежитъ къ послѣдователямъ той философіи, которая нѣкоторыми писателями названа положительною, для яснаго отличія ея отъ ученія фантастическаго,-- точно такъ же, какъ новая эстетическая школа, изображающая дѣйствительную жизнь, отличена именемъ натуральной, въ противоположность противоестественной, которая представляла или представляетъ жизнь небывалую, вымышленую, идеальную (принимая послѣднее слово въ значеніи несуществовавшаго, несуществующаго и не могущаго существовать). Положительная философія открываетъ третій кругъ въ стремленіи человѣческаго ума, который прожилъ періодъ Доктрины миѳологической и увидѣлъ химеру доктрины метафизической. Послѣднія созданы исключительно воображеніемъ, первая обязана своимъ началомъ истинному уму, который, сознавая наконецъ свои права, творитъ науку и разсѣеваетъ первобытные призраки, служившіе содержаніемъ миѳологіи и метафизикѣ {Въ журналѣ нашемъ помѣстится подробное изложеніе такъ-называемой положительной философіи.}. Положительная философія объявляетъ войну всѣмъ ипотезамъ, всѣмъ химерамъ. Она заключаетъ каждую пауку въ точные предѣлы ея изслѣдованія, занимаясь тѣмъ, что есть, а не тѣмъ, чего нѣтъ, и на знамени своемъ можетъ надписать слѣдующіе стихи Шиллера, переведенные Жуковскимъ:
Чтобъ изъ низости душою
Могъ подняться человѣкъ,
Съ древней матерью землею
Онъ вступи въ союзъ на-вѣкъ.
Книжка г. Брайема проникнута убѣжденіями "положительной философіи". Основная мысль ея -- возвращеніе правъ земли, защита матеріи, уваженіе тѣла, котораго здоровье есть главное условіе здоровой мысли. Авторъ возвышаетъ то, что такъ долго находилось въ пренебреженіи, замѣченномъ еще Плутархомъ. "Еслибъ тѣло стало судиться съ умомъ за всѣ бѣдствія, которыя оно претерпѣваетъ", сказалъ знаменитый мужъ древности, "то вѣрно бы умъ остался виноватымъ противъ своего хозяина". Этого мало: авторъ не только выводитъ хозяина изъ пренебреженія, но и ставитъ его на почетное мѣсто, выбравъ эпиграфомъ къ своему разсужденію положеніе Декарта: "совершенствованіе рода человѣческаго зависитъ отъ способовъ медицинскихъ". Со-временемъ найдутся, конечно, средства, т.е. медикаменты излечивать страсти здороваго человѣка, такъ же, какъ теперь болѣзни, извѣстныя подъ ложнымъ именемъ психическихъ, лечатся не психическими, а матеріальными средствами. Физіологія, быть-можетъ (говоримъ вовсе не шутя), откроетъ секретъ уничтожить "тоску отверженной любви", наравнѣ съ помѣшательствомъ сумасшедшаго, вообразившаго себя испанскимъ королемъ. Утѣшьтесь, больные душою: искусный докторъ, дѣйствуя на ваше тѣло, нечувствительно для васъ-самихъ излечитъ вашу душу.
Положеніе, изъ котораго авторъ выводитъ всѣ свои заключенія, состоитъ въ томъ, что "мозгъ есть матеріальный органъ, посредствомъ котораго обнаруживаются умственныя способности: слѣдовательно, образовать умъ значитъ привести въ правильное дѣйствіе извѣстныя части мозга и пріучить обнаруживать умственныя способности легко и свободно". Этимъ положеніемъ совершенно перестанавливаются предметы: что двигалось, то обрекается спокойствію, и наоборотъ. Другими словами, оно въ медицинскомъ воззрѣніи производитъ то же, что положеніеКоперника произвело въ воззрѣніи астрономическомъ: земля пришла въ движеніе. Болѣзненное состояніе умственныхъ способностей подходитъ подъ ту же теорію: всѣ эпитеты, ему придаваемые (сумасшествіе, умственное разстройство, безуміе) выражаютъ очень-неправильное понятіе о сущности болѣзни, потому-что они представляютъ не больше, какъ только систему болѣзни мозга, а вовсе не самобытную болѣзнь. Между припадками болѣзненнаго состоянія умственныхъ способностей и органическими поврежденіями существуетъ тѣсное отношеніе, и названія monomania, mania и проч., должны быть употребляемы только для означенія хода и степени воспаленія мозга. Зная силу тѣла, понимая вполнѣ его значеніе, авторъ преслѣдуетъ преждевременное развитіе ума. По его убѣжденію, лишняя забота объ умственномъ трудѣ въ дѣтствѣ гораздо-вреднѣе, чѣмъ самая небрежность въ упражненіи физическихъ силъ въ позднѣйшемъ возрастѣ. Онъ хорошо объяснилъ причины неосторожности родителей относительно вреда, который они причиняютъ своимъ дѣтямъ слишкомъ-раннимъ развитіемъ ума. Этихъ причинъ двѣ: мистицизмъ (что мы назвали миѳологіей) и философія, которые облекаютъ познанія о душѣ во что-то таинственное, не понимая истинныхъ отношеній между тѣломъ и душою и представляя послѣднюю въ видѣ "отдѣльнаго существа, "неимѣющаго никакого сообщенія съ "матеріею, которая съ своей стороны "не производитъ на душу никакого вліявія" (стр. 27). Успѣхи френологіи изгоняютъ болѣе и болѣе эту ложную, безразсудную идею. Итакъ, да здравствуетъ Галль! Безъ его науки не было бы раціональнаго воспитанія. Она во многомъ измѣнитъ мнѣнія общества, которое почтитъ его память великолѣпнымъ монументомъ.
И посмотрите, въ какія странности впадаютъ родители, не зная, что такое умъ и душа! Заботливые о здоровьѣ дѣтей во всѣхъ другихъ отношеніяхъ, они забываютъ только о мозгѣ. Они понимаютъ, на-примѣръ, какъ опасно сильное, раннее развитіе прочихъ частей тѣла, въ выборѣ жизни соблюдаютъ возможную осторожность, не дозволяютъ дѣтямъ раздражительной діэты. Вѣрно всякій отецъ призадумается, когда сынъ его начнетъ ѣсть столько же, сколько взрослый (что очень-легко можетъ случиться, если желудокъ начнутъ упражнять такъ же, какъ память и разсудокъ), и между-тѣмъ нисколько не думаетъ, какъ сынъ его учится столько же, сколько и взрослый. Но развитіе ума еще опаснѣе, потому-что мозгъ гораздо-нѣжнѣе желудка и другихъ органовъ.
Разсужденіе англійскаго доктора раздѣлено на восемь отдѣленій; въ нихъ доказывается, что мозгъ есть матеріальный органъ, посредствомъ котораго проявляются умственныя способности; что раннее ихъ появленіе всегда бываетъ болѣзненнымъ припадкомъ, а раннее развитіе не можетъ служить къ образованію высокихъ талантовъ; что, напротивъ, умственное образованіе въ свое время не только не вредно, но еще полезно для здоровья; исчисляются гибельныя слѣдствія, происходящія отъ невниманія къ отношеніямъ, существующимъ между тѣломъ и душой: происхожденіе сумасшествія, нервныхъ припадковъ, болѣзней сердца, разстроеннаго пищеваренія и проч.
Нѣкоторыя замѣчанія и совѣты такъ разительны своею вѣрностью, что мы, читая ихъ, жалѣли вчужѣ объ англійскихъ малюткахъ. Безъ сомнѣнія, пожалѣютъ и читатели нашего журнала, для которыхъ мы выписываемъ нѣсколько параграфовъ. Вотъ что говоритъ авторъ о дѣтскихъ книжкахъ и училищахъ:
"Кромѣ вреда, который производятъ книжки (дѣтямъ), слишкомъ раннимъ раздраженіемъ ума и чувствованія въ дѣтяхъ, многія изъ нихъ содержатъ нелѣпыя выходки, ложныя и вовсе ненужныя понятія. Такъ вы встрѣтите въ нѣкоторыхъ изъ назначенныхъ для двухлѣтнихъ и трехлѣтнихъ дѣтей, что, "Англичане любятъ ростъ-бифъ и пломъ-пуддитъ, Голландцы любятъ сыръ и сельди, Французы -- супъ и саладъ, Нѣмцы -- ветчину и кислую капусту, и проч.
"Ужъ конечно лучше бы дѣтямъ не знать этихъ важныхъ истинъ. Другія "книжки", "уроки", "руководства и повѣсти для дѣтей и для дѣтскихъ школъ", содержатъ больше нежели сколько нужно знать, и наполнены такими истинами, которыя превосходятъ ихъ понятія. Въ однѣхъ изъ нчхъ содержатся избранныя мѣста изъ Священнаго писанія о сотвореніи человѣка, о его паденіи и другихъ реліозныхъ цетинахъ, которыхъ ни одинъ ребенокъ не можетъ постигнуть, или воспользоваться ими, и по моему гораздо лучше бы помѣщать разсказы изъ Библіи. Въ другихъ книжкахъ вы находите "уроки Геометріи, Ботаники, Астрономіи", и проч. и проч.
"Способъ ученія дѣтей не во всѣхъ школахъ одинаковъ, но вездѣ считаютъ лучшимъ тотъ, который скорѣе развиваетъ умъ ихъ. Въ однихъ стараются больше изощрять память и дѣтямъ даютъ затверживать множество фактовъ. Тутъ намъ за диво показываютъ дѣтей, которые едва умѣютъ говорить, хвалятъ, превозносятъ ихъ, увѣряютъ, что со временемъ они обѣщаютъ великія дарованія, и все это изъ того только, что ребенокъ скажетъ вамъ, кто долѣе всѣхъ жилъ, и другія подобныя, полезныя и важныя знанія. Спрашивайте ихъ даже объ Астрономіи, Геометріи, Химіи и пр., они на все будутъ отвѣчать вамъ заученныя истины, но въ самомъ дѣлѣ много ли знаютъ эти бѣдныя малютки? Столько же, сколько попугаи съ плохимъ выговоромъ. Въ другихъ училищахъ наставники поступаютъ иначе; они хотятъ, чтобы ребенокъ зналъ только то, что понимаетъ: и потому учатъ его, что Маѳусаилъ жилъ 969 лѣтъ, по вмѣстѣ съ тѣмъ прибавляютъ, что онъ былъ сынъ Еноха и дѣдушка Ноя и что въ году считается 365 дней, а въ днѣ 24 часа. Другіе наставники говорятъ, что слишкомъ жестоко заставлять ребенка учиться -- и дѣйствительно жестоко; и что ученье для дитяти должно быть игрушкой: но) если они не берутся страхомъ заставлять ребенка учиться -- за то возбуждаютъ въ немъ еще сильнѣйшую страсть системой соревнованія и наградъ. Если теперь надобно было бы отдать преимущество которому нибудь изъ этихъ методовъ, по всей справедливости оно принадлежитъ первому, потому что здѣсь менѣе предметности, менѣе притязанія на преждевременное развитіе ума и страстей. Но всѣ они слишкомъ грубы и не благоразумны, потому что стараются вызвать дѣйствія органа, еще только отчасти сформировавшагося, не согласуясь съ законами природы.
"Я совѣтую родителямъ обдумать хорошенько свои намѣренія прежде, нежели они приступятъ къ образованію дѣтей своихъ, чтобъ сдѣлать изъ нихъ малютокъ всѣмъ на диво, если они не хотятъ навѣки лишиться милыхъ для себя существъ такимъ не благоразумнымъ воспитаніемъ, или на всегда положить въ нихъ зародышъ страданій. Преждевременное возбужденіе ума можетъ порадовать красивеньками цвѣточками, но не надолго -- ихъ жизнь пролетитъ, проблеститъ и исчезнетъ, не оставивъ плода.
"Не горюйте родители, что ваши дѣти въ младенчествѣ не обнаруживаютъ блестящихъ способностей ума или не знаютъ того, что другія дѣти. Для васъ будетъ за то утѣшительно, когда они, достигнувъ шести, семи лѣтъ, будутъ здоровы, хорошо сложены, безъ порочныхъ наклонностей даже при незнаніи ихъ ни одной буквы въ азбукѣ. Съ такими качествами и при такихъ условіяхъ ихъ умъ никогда не будетъ ниже ума тѣхъ, которыхъ постоянно заставляли учиться. Повѣрьте, тѣ очень ошибаются, кто думаетъ, что ребенокъ ничему не научится, проводя время въ играхъ и забавахъ.
"И рѣзвясь, дитя научается многому и не менѣе не обходимому того, что преподаютъ въ школахъ, и научается очень скоро. Многіе думаютъ, что ребенокъ, проводящій время въ постройкѣ плотинъ и мельницъ на ручьяхъ или лужахъ, въ строеніи домовъ изъ земли или снѣгу, или дѣлая себѣ сани и тележки, бываетъ глупѣе и достоинъ порицанія за потерю времени въ пустыхъ занятіяхъ. Не правда; кто такъ думаетъ, тотъ очень ошибается: проводя время въ такихъ занятіяхъ, ребенокъ слѣдуетъ призванію природы; тѣло и умъ его, становясь дѣятельнѣе, постепенно совершенствуются. Все, что онъ видитъ, слышитъ и чувствуетъ -- для него ново, и сама природа научаетъ его разбирать причину его различныхъ чувствованій и ея собственныхъ явленій. Передъ нимъ раскрыта ея дивная книга гораздо лучше всѣхъ вашихъ книгъ, и если вы позволите ему слѣдить за чудесами творенія, то онъ самъ соберетъ познанія глазами, ушами и всѣми чувствами.
"Да, не жалѣйте родители, что ваши дѣти провели не въ школѣ первыя мгновенія жизни; и вѣрьте, что знанія пріобрѣтенныя ими въ играхъ и прогулкахъ на вольномъ воздухѣ, гораздо драгоцѣннѣе школьныхъ. Гораздо драгоцѣннѣе даже и тѣмъ, что ваши малютки хотя не научились тому, что знаютъ другіе, за то они здоровы тѣломъ, органы ихъ хорошо развились, чувства усовершенствовались упражненіемъ и зародышъ будущихъ трудовъ и знаній глубоко заронился въ душу и прочно; безъ вреда они могутъ поддержать дѣятельность ума.
"Что почитаютъ необходимостію быстрѣе развивать умственныя силы дѣтей, это я знаю изъ моихъ собственныхъ наблюденій, и мнѣ случалось видѣть во многихъ семействахъ въ разныхъ мѣстахъ нашей страны слѣдующій порядокъ воспитанія и надобно замѣтить, что ему слѣдуютъ очень достойныя лица. Дѣтей обоего пола заставляютъ выучивать наизусть множество стиховъ, тексты изъ св. писанія, разныя исторійки и пр., все это еще прежде трехъ лѣтъ. На четвертомъ году, а иногда и на третьемъ, они должны по шести часовъ въ день посвящать ученью, ходить въ школу, гдѣ въ продолженіи трехъ лѣтъ они научатся сначала читать, потомъ Географіи, Исторіи, Астрономіи, Ариѳметикѣ, Геометріи, Химіи, Ботаникѣ, Естественной Исторіи и пр. пр. Въ то же время всякое Воскресенье они посѣща. ютъ субботнія школы, и тамъ разсказываютъ длинные уроки, нѣкоторыхъ заставляютъ слушать Богослуженіе по два раза каждое Воскресенье и разсказывать содержаніе проповѣдей. Превосходное средство поселить въ дѣтяхъ отвращеніе къ религіи. "Я былъ воспитанъ", говоритъ одинъ изъ моихъ пріятелей, въ домѣ священника, гдѣ заставляли строго наблюдать субботній день и такъ строго требовали, чтобы мы всѣ ходили по три раза въ день въ церковь, разсказывали бы проповѣди, учили бы наизусть гимны, не говорили бы ни слова во время долгихъ утреннихъ и вечернихъ молитвъ и сидѣли какъ въ заперти дома, если по нужно идти въ церковь: это такъ наскучило намъ, что суббота, вмѣсто того, чтобы ждать ее съ радостью, какъ дня отдохновенія,-- почиталась самымъ ужаснымъ мученіемъ и наказаніемъ. Этотъ день былъ для насъ самый тягостный въ недѣлѣ, въ который мы должны были подвергаться труду однообразному, слушать проповѣди и учить гимны, что у насъ почиталось самымъ жесточайшимъ мученіемъ. Это самое вѣрное средство поселить холодность къ религіи и я боюсь, что дѣти, которыя должны подвергаться процессу такого чистилища, могутъ въ самихъ себѣ затаивать отвращеніе къ религіи" (стран. 31--35).
Вѣрно также замѣчено неблагоразуміе родителей относительно образованія:
"Сколько родителей, не взыскивая съ дѣтей за дурные поступки и даже сами подавая имъ худые примѣры, неумолимо строги съ ними въ одномъ -- въ учебныхъ занятіяхъ, которыя должны приготовить ихъ къ занятію какого нибудь значительнаго мѣста въ сферѣ общества, и тутъ честолюбіе родителя безпрестанно слѣдитъ за ними тогда, какъ сынъ вовсе еще не думаетъ о будущихъ почестяхъ. Такимъ образомъ умъ малютки, назначеннаго занять почетное мѣсто въ обществѣ, становится орудіемъ ихъ честолюбивыхъ затѣй, которое, будучи оставлено безъ вниманія можетъ лишить ихъ всѣхъ обольстительныхъ надеждъ на славу и почести, предстоящія въ будущемъ ихъ дѣтямъ. Придетъ ли имъ когда на мысль, что умѣвши пріобрѣсти богатство и силу, они были всегда также могучи и благородны, какъ теперь. А попробуйте увѣрить этихъ людей въ необходимости добродѣтели, скажите имъ, что это первый важнѣйшій шагъ въ воспитаніи нравственнаго существа, ввѣреннаго ихъ покровительству и заботамъ самимъ Создателемъ, что этотъ-то первый шагъ состоитъ въ удаленіи самихъ себя отъ всѣхъ пороковъ, въ очищеніи своего собственнаго сердца и стараніи поселить въ немъ мысли, благородныя чувства, безъ чего всѣ успѣхи ума дѣтей ихъ будутъ только источникомъ зла: они посмотрятъ на васъ съ удивленіемъ" (стр. 38).
Да, человѣкъ долго и беззаконно воевалъ съ землею. Чтобъ поправить ошибку, надобно "вступить въ вѣчный союзъ съ землею". При такомъ союзѣ, нѣкоторыя науки потеряютъ свое прежнее вліяніе. Психологія уступитъ свое мѣсто физіологіи, какъ мечтаніе дѣйствительному дѣлу. Предметъ ея, абстрактное л, неимѣющее связи съ природой, само себя созерцающее, отдѣленное отъ тѣла, отъ общества, отъ жизни дѣйствительной, безъ страстей, безъ мысли, безъ практической цѣли, не можетъ дать никакого научнаго содержанія, и воображаемая наука коснѣетъ въ неподвижности, заваленная отвлеченностями, которыя принимались за существа,-- мечтаніями, которыя принимались за дѣйствительность. Чтобъ наблюдать жизнь, надобно жить; чтобъ жить, надобно дѣйствовать; чтобъ дѣйствовать, надобно имѣть тѣло, землю, общество. Психологія есть остатокъ метафизическаго управленія въ царствѣ наукъ; теперь, при управленіи положительномъ, сна можетъ существовать, какъ подчиненная отрасль физики: она -- физика мозга, точно такъ же, какъ исторія рода человѣческаго имѣетъ своимъ основаніемъ физіологію и физику: она -- физика общества.