Фудель Иосиф Иванович
Вопросы церковной жизни
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Фудель Иосиф Иванович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1892
Обновлено: 10/08/2023. 10k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Критика и публицистика
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Аннотация:
В сокращении.
"Преемство от отцов": Константин Леонтьев и Иосиф Фудель: Переписка. Статьи. Воспоминания
СПб.: Владимир Даль, 2012. -- (Прил. к Полному собранию сочинений и писем К. Н. Леонтьева: В 12 т. Кн. 1).
ВОПРОСЫ ЦЕРКОВНОЙ
ЖИЗНИ
Памяти К. Н. Леонтьева <...>
12 ноября годовщина смерти К. Н. Леонтьева.
Покойный К<онстантин> Н<иколаевич> был мало известен при жизни; причиной тому, конечно, прежде всего православные убеждения К. Н., которые он считал долгом исповедывать среди равнодушной к религиозным вопросам интеллигенции. Что подобная "интеллигенция", до последнего времени имевшая в своих руках светскую печать, старалась замалчивать К. Н. Леонтьева, это понятно. Но прискорбнее всего то, что и духовная печать в этом отношении следовала за светскою, по другим только причинам; здесь уже не имела места враждебность к религиозным верованиям автора, а просто
невнимательность
к явлениям общественной жизни и мысли. Это один из бесчисленных результатов плачевного разделения нашей печати на духовную и светскую.
К. Н. Леонтьев был чуть ли не единственным у нас (после И. В. Киреевского) светским писателем, положившим в основу своей публицистики
полное подчинение Церкви и церковному учению.
В этом добровольном подчинении, в возвращении нашем к древней цельности духа и жизни, в обращении к святоотеческой литературе как источнику нашего знания -- он видел единственный залог будущего развития России.
О Церкви и православии говорили и говорят у нас многие писатели; говорили славянофилы, говорил Достоевский и многие другие, которых неизвестно даже, к какому вероисповеданию причислить. Но есть большая разница между всеми ими и К. Н. Леонтьевым. Эту разницу чрезвычайно метко определила известная
О. К.
(в "Nouvelle Revue", 1882 г. 15 августа).
"Есть русские
,
которые православны лишь потому
,
что они славянофилы. Леонтьев же славянофил лишь потому
,
что он православен".
Этими словами ясно указывается центр тяжести в воззрениях К. Н. Леонтьева. И в самом деле, славянофилы очень много говорили о православии; но у многих из них (особенно у последних представителей этой школы) православие выдвигается, как начало служебное, как идея культурная (национальная) или политическая, как истина, только постигаемая умом, а не проникающая собою все существо человека. При таком внешнем отношении к православию, можно его горячо проповедывать и в то же время лет по десяти не говеть. Так и случалось, конечно. У К. Н. Леонтьева же православие есть прежде всего
путь к спасению
, а потом уж особое культурное начало в славянофильском смысле; поэтому он, прежде чем рассуждать с кем-либо о вопросах религиозных и церковных, отсылал обыкновенно своего противника к духовнику, чтоб исполнить самые первые обязанности православного христианина. При таком различном отношении к православию, и результаты проповеди получались, конечно, различные. Много говорилось до К. Н. Леонтьева о православии и говорилось иногда много прекрасного, но только в смысле теоретическом. Разверните любую страницу славянофилов; как все там возвышенно, благородно, идеально, но... и неопределенно. Практической постановки вопроса никакой.
Иное дело проповедь К. Н. Леонтьева. Она имела и имеет большие практические результаты. Сам пережив тяжелый период внутренних страданий, сомнений и полной ломки своей натуры, прежде чем стать искренним православным христианином, К. Н. Леонтьев понимал, на что обратить главное внимание, чтобы дойти ближе к цели. Сам пройдя нелегкий путь тяжелого духовного опыта, он знал кратчайшее расстояние между двумя точками и на это направление всегда указывал.
В деле воспитания христианских истин в духе Православной церкви -- самый трудный шаг -- первый, это
подчинение
своего
ума
церковному учению. И этот первый шаг имеет решающее значение.
Гордость ума
-- есть главное препятствие для того, чтобы сделаться истинно православным христианином. Эта гордость мешает принять учение Церкви, как оно есть во всецелости, без оговорок; эта гордость заставляет
выбирать
и воспринимать только то, что нам нравится, или что рассудок наш одобряет, а путь выбора -- есть путь ереси и раскола. Стало быть, борьба с умственною гордостью и подчинение бунтующего рассудка высшему началу -- вселенскому разуму Церкви -- определяет собою направление пути, по которому идет православный христианин. Признание собственной немощи
умственной
есть начало для Богопознания; признание немощи
нравственной
есть начало всех добродетелей. Это и выражается словом
смирение.
К сожалению, наша "интеллигенция" страдает более всего грехами ума. Духовная гордость мешает ей стать на верную дорогу и все время водит ее по распутиям современной мысли. Проповедникам православия следует обращать внимание на этот
корень
зла и с ним бороться; тогда только будут практические результаты. Когда корень будет здоров, тогда все растение будет цело. К. Н. Леонтьев так именно и смотрел на дело и все время своей публицистической деятельности постоянно указывал на страх Божий и смирение, как основы христианской жизни. И в этом его великая заслуга.
В непосредственной связи с христианским смирением находится чувство уважения к тем лицам, которым вверено пасти стадо Христово. Это нераздельно одно с другим. Истинный христианин с глубоким почтением и уважением относится к духовному лицу, как бы ни было оно
лично
порочно.
То или другое от
-
ношение к духовенству есть лучший признак в человеке степени его христианского воспитания
. И в этом отношении наша "интеллигенция" сильно отстала от простого народа и многому у него должна поучиться. К. Н. Леонтьев постоянно говорил об этом и постоянно заботился о том, чтобы поддержать авторитет духовенства, справедливо сознавая, что, с падением авторитета иерархии, неизбежно падает самая вера народа. Покорное подчинение церковной иерархии не было у К. Н. Леонтьева звуком пустым; сам он почти всю жизнь был под духовным руководством опытных "старцев" -- сперва на Афоне, а потом в Оптиной.
Мы уже упоминали, что К. Н. Леонтьев всегда был малоизвестен для читающей публики; только теперь его печатные труды стали раскупаться. Но практические результаты его деятельности все-таки велики и им может позавидовать любой популярный писатель. Его влияние было очень сильно на всякого, кто входил с ним в духовное общение, хотя бы только письменно. Его практически-реальная постановка вопросов религиозных действовала воспитывающим образом на многие умы. Около него был всегда кружок молодежи, искренно любившей его и сердечно привязанной к нему; многие из этого кружка обязаны К. Н. Леонтьеву своим духовным возрождением и началом своего христианского воспитания. Мы говорим началом, потому что дело К. Н. Леонтьева было только возбудить в человеке желание уверовать, узнать учение Церкви, полюбить Церковь; за дальнейшим он уж отсылал своего ученика к Оптинским старцам, или если нельзя было, то просто к хорошему священнику или монаху.
Мы уверены, что ученики К. Н. Леонтьева, так многим ему обязанные, будут продолжать эту сторону его деятельности и тем приумножат то добро, какое сделал К. Н. Леонтьев для нашей церковно-общественной жизни.
КОММЕНТАРИИ
Впервые: РО. 1892. Нояб. С. 406--409. Подпись: --ь.
Печатается по тексту РО.
"Вопросы церковной жизни" -- рубрика свящ. И. Фуделя в журнале "Русское обозрение". См. подробнее во вступительной статье (с. 39--41).
С. 359.
Эту разницу чрезвычайно метко определила известная О.
к. ~
"Есть Русские
,
которые православны лишь потому
,
что они славянофилы. Леонтьев же славянофил лишь потому, что он православен
". -- Цитата из статьи О. А. Новиковой "Une voix de Russie" (Nouvelle Revue. 1882. 15 AoШt); вырезку с этой статьей Леонтьев сохранил в одной из тетрадей с наклейками статей о себе (частная коллекция). Процитированную фразу Леонтьев в своих " наклейках" подчеркнул и сопроводил пометой на полях:
"NB
Спасибо ей (Новиковой. -- О. Ф.). Это верно".
С. 360.
...и в то же время лет по десяти не говеть.
-- Ср. в статье Леонтьева "Добрые вести" о московском "публицисте из дворянского рода" (подразумевался С. Ф. Шарапов): "...пятнадцать лет подряд не говел" (8
1
, 425).
С. 360.
...путь к спасению...
-- Возможно, аллюзия на название известной книги св. Феофана Затворника (1868--1869).
С. 360.
...выбирать и воспринимать только то, что нам нравится, или что рассудок наш одобряет...
-- Ср. в предисловии Леонтьева к его брошюре "Наши новые христиане": "Об одном
умалчивать;
другое
игнорировать;
третье
отвергать
совершенно; иного
стыдиться, и признавать святым
и
божественным
только то, что наиболее приближается к чуждым православию понятиям европейского
утилитарного прогресса
, -- вот черты того христианства, которому служат теперь многие русские люди..." (
Леонтьев К. Н.
Наши новые христиане. Ф. М. Достоевский и гр. Лев Толстой. М., 1882. С. IV; в 1885 г. перенесено с небольшими пунктуационными изменениями в текст статьи "Страх Божий и любовь к человечеству").
С. 361.
...путь выбора
--
есть путь ереси...
-- Слово "ересь" и образовано от
греч.
Љаґи (выбирать).
С. 361.
Когда корень здоров, тогда все растение будет цело.
-- Возможно, аллюзия на слова из Окружной грамоты царя Михаила Феодоровича (1619) "Только коренью основание крепко...", ставшие эпиграфом к славянофильскому журналу "Русская беседа" (1856-- 1860). Ср. также: Рим. 11: 16.
Оставить комментарий
Фудель Иосиф Иванович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1892
Обновлено: 10/08/2023. 10k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.