"Преемство от отцов": Константин Леонтьев и Иосиф Фудель: Переписка. Статьи. Воспоминания
СПб.: Владимир Даль, 2012. -- (Прил. к Полному собранию сочинений и писем К. Н. Леонтьева: В 12 т. Кн. 1).
ПИСЬМО О. И. ФУДЕЛЯ И. С. АКСАКОВУ
Славянская Идея. CL XCV
Многоуважаемый Иван Сергеевич!
В No 3486-м "Нового Времени" находится небольшая заметка по поводу Славянской Идеи. Защищая все ту же политику реальных интересов, автор заметки утверждает, что "Славянская идея не вне нас, а в нас самих"; исходя из факта братоубийственной войны на Балканском полуострове, автор говорит, что "Идея эта далеко не доношена до необходимой зрелости" и что поэтому прямой логический вывод нашей политики -- это защита реальных интересов. --
Мне кажется, что, основывая свой вывод на совершающихся ныне на Балканском событиях, автор заметки упустил из виду одно обстоятельство, несомненно имеющее место в данном случае. --
Политика власти, политика "верхушки" очень часто не есть политика массы; там, где власть есть выражение воли народа, там, где она плоть от плоти, -- кость от костей народа, там нет места этой двойственности чувств, мнений и политики. Не то мы видим в маленьких государствах Балканского полуострова, где правящая власть дана стране извне, как в Болгарии, или же случайно очутилась на престоле, как в Сербии. -- Ясно, что политика таких правителей, как Александр и Милан, политика прямо направленная в пользу своих собственных интересов, не может быть выражением политики массы. -- Факт налицо: народ Болгарский страстно желал соединения с Румелией, но соединения только с разрешения Царя, только под охраною Его державного слова; и власть Болгарская явилась выражением только первого желания, явно и нагло пренебрегши вторым -- более важным и серьезным. -- Это пренебрежение политикой массы и вызвало настоящий кризис на Балканском полуострове. Кто же виноват?.. Неужели политика чувств, которую сохраняет народ Болгарский, неужели Славянская идея взаимности, которая жива в нем, а не эгоистическая, нахальная политика князя Александра, поправшего голос народа?.. А кто виноват в нынешней братоубийственной резне? -- Политика реальных интересов, преследуемая Миланом, -- привела к этой резне. -- Если бы в нем жила Славянская Идея, если бы он не продал эту Идею для своих личных целей -- ничего подобного не могло быть. -- И теперь ту же самую политику навязывают России и для чего?..
Что Славянской Идеи не существует между Балканскими народностями -- этого не видно, но что эту Идею систематической политикой власти можно задушить, довести до minimum'а -- это мы видим на примере Сербского королевства. -- Что же нам делать в этом плачевном случае? Неужели сидеть, сложа руки, как рекомендуют Петербургские публицисты, и отдать на произвол судьбы эту идею, еще живущую в массе других Балканских народностей? -- Думаю, что это будет такое же Каиново дело, в каком укоряют теперь короля Сербского. -- Если нам нужен только ключ к воротам Царьграда, если наша политика должна только это одно преследовать, то пусть не забывает автор вышеупомянутой заметки, что этот ключ в наших руках только до тех пор, пока нами будет поддерживаема Славянская Идея, пока не продадим свое право на первенство за чечевичную похлебку в виде политики реальных интересов. --
В печати не раз уже говорилось, что русское общество равнодушно относится к совершающимся на Балканском полуострове событиям, что это доказывает поворот общественного мнения, которому надоело уже относиться сочувственно к Славянской Идее. Мне кажется и этот вывод односторонним. -- Правда, нельзя отрицать явного равнодушия к Славянским делам, равнодушия, характеризующего наше Петербургское "культурное" общество. -- Но нельзя не сознавать и того, что это равнодушие овладело этим обществом ко всему, что прежде так недавно интересовало его, ко всему, что не относится близко к "реальным" карманным потребностям его, что не касается так или иначе личных, эгоистических целей. -- Этот переворот общественного мнения -- характеристический признак сонной апатии и уныния, охвативших "культурное" общество, признак всего пошлого бессилия, всей нравственной немощи современного человека. --
Иосиф Фудель.
Адрес: Остоженка, против церкви Воскресения, д. Смирнова, кв. Михайлова. --
КОММЕНТАРИИ
Автограф: РНБ. Ф. 14. Бумаги И. С. Аксакова. Ед. хр. 376.
Печатается впервые по автографу.
Письмо к редактору-издателю газеты "Русь" (оставшийся неопубликованным первый опыт Фуделя-публициста) представляет собой отклик на полемическую по отношению к Аксакову статью "Славянская идея" (НВр. 1885. 10 нояб. No 3486. С. 2). В разгар развязанной Сербией войны с Болгарией, которая длилась всего две недели, публицист суворинской газеты упрекал Аксакова в его политическом промахе ("Недавно И. С. Аксаков очень резко противопоставлял "дешевой мудрости" и прозаическим интересам в политике возвышенную идею славянской взаимности, славянского "единомыслия". Как жестоко ответили события почтенному публицисту взаимности. <...> ...вместо "славянской взаимности" встает перед глазами какой-то дикий сумбур...") и призывал служить "политике "реальных интересов"", для чего России нужно сберегать и умножать свои силы, а не заботиться о славянских народах.
Газета "Русь", как известно, в конце ноября получила цензурное предостережение, а ее редактор, открыто выступивший пробив внешнеполитического правительственного курса, был обвинен в "недостатке патриотизма", что, как говорили позднее, послужило одной из причин его скорой кончины в январе 1886 г.
С. 334. ...соединения с Румелией... -- Восточная Румелия (тур. название Южной Болгарии) по Берлинскому трактату 1878 г. оставалась частью Турецкой Империи, а в сентябре 1885 г. после крупного восстания в ней и вооруженных действий освобожденной в 1878 г. Северной Болгарии произошло объединение страны.
С. 335. ...Славянская идея взаимности... -- Идею "славянской взаимности" впервые провозгласил в 1830-е гг. словацкий поэт и философ, лютеранский священник Ян Коллар.
С. 335. ...только ключ к воротам Царьграда... -- В статье "Славянская идея" говорилось, что России следует заботиться о собственных интересах и "сторожить ворота Черного моря, а фокусы болгарского и сербского правительств представляют интерес лишь настолько, чтобы за их спиной не прокрались воры к ключам от этих ворот" (НВр. 1885. 10 нояб. No 3486. С. 2).
С. 335. ...против церкви Воскресения, д. Смирнова... -- Церковь Воскресения Словущего (Воскресения Нового) на Остоженке была построена в к. XVI--нач. XVII в., колокольня в 1831 г.; снесена в 1934 г. В этом храме был крещен Вл. Соловьев, родившийся в д. 16 по Остоженке.