"Всероссійскому съѣзду по народному образованію" было удѣлено исключительное вниманіе. Собравшаяся армія народныхъ учителей числомъ свыше 6000 человѣкъ, замѣтная даже для Петербурга, вызвала небывалый интересъ. Въ связи со съѣздомъ безпрерывно засѣдали не только его президіумъ и правленіе С.-Петербургскаго Общества Грамотности, явившагося иниціаторомъ съѣзда, но иногда засѣдалъ даже Совѣтъ Министровъ.
Долго мечтали о съѣздѣ народные учителя и поэтому толпами устремились въ столицу. Устроителямъ пришлось еще въ началѣ декабря объявить о нѣкоторомъ ограниченіи пріема -- ограниченіи, которое послѣ жизнью было уничтожено: нельзя было закрыть двери передъ тѣми, кто на послѣдніе гроши пріѣхалъ въ Петербургу.
Не только дорогъ учителямъ былъ съѣздъ; онъ вообще казался особенно важенъ для успѣховъ всеобщаго обученія и всего народнаго образованія. Организаціонный Комитетъ {Точнѣе, бюро послѣдняго.} такъ опредѣлялъ въ этомъ отношеніи роль съѣзда:
"Настоящій моментъ въ исторіи русской начальной школы можно считать однимъ изъ самыхъ отвѣтственныхъ. Крупныя историческія перемѣны послѣдняго десятилѣтія поставили вопросы народнаго образованія въ рядъ основныхъ, краеугольныхъ вопросовъ, съ разрѣшеніемъ которыхъ тѣсно связано дальнѣйшее культурное развитіе Россіи. Исторія съ достаточной убѣдительностью показала, что безъ широкой и планомѣрной постановки начальнаго образованія немыслимы плодотворныя начинанія ни въ экономической области, ни въ области оздоровленія народа, ни въ области тѣхъ реформъ, начало которыхъ положено 1905--6 годами".
Даже "Вечернее Время" въ No отъ 23 декабря заявляло:
"Открывающійся сегодня съѣздъ по народному образованію могъ бы имѣть первостепенное значеніе, если бы министерство было склонно считаться съ голосомъ мѣстныхъ людей и искренно заботилось о процвѣтаніи деревенской школы". Однако, безспорно, что гораздо авторитетнѣе -- въ дѣлѣ обсужденія вопросовъ народнаго образованія съ учительской точки зрѣнія надо признать делегатскій съѣздъ имени К. Д. Ушинскаго, происходившій приблизительно въ то же время. Количество представителей обществъ взаимопомощи было невелико, человѣкъ двѣсти. Но въ лицѣ этихъ немногихъ черезъ своихъ делегатовъ высказывалось организованное учительство. Такимъ образомъ, въ дѣловомъ, рѣшающемъ, отношеніи цѣнны мнѣнія участниковъ съѣзда Ушинскаго. Вмѣстѣ съ тѣмъ, постановленія учительства провести въ жизнь сможетъ только организованное учительство. Тѣмъ не менѣе, общественное вниманіе привлекъ не делегатскій съѣздъ, а его многоликій и многошумный собратъ.
При обиліи участвующихъ въ послѣднемъ, когда въ нѣкоторыхъ секціяхъ собиралось иной разъ по двѣ тысячи человѣкъ, скорѣе слушали и учились, чѣмъ рѣшали. Параллель съ учительскими курсами -- при томъ грандіозными курсами -- бросалась въ глаза.
-- Характерная обмолвка,-- съ улыбкой разсказывалъ мнѣ видный руководитель съѣзда Ушинскаго,-- одна учительница, бесѣдуя со мной о съѣздѣ по вопросамъ народнаго образованія, все время ошибалась, называя членовъ съѣзда -- курсистами.
Точно такъ же какой-то учитель вспоминалъ въ разговорѣ съ сотрудникомъ "Рѣчи", г. О. Любошъ, снова курсы!
-- Курсы {Курсивъ здѣсь и дальше нашъ.} многихъ взбудоражили,-- говорилъ онъ,-- они подняли такое множество вопросовъ, многое переоцѣнили, многое подвергли критическому сомнѣнію, и вдругъ прервались. Такъ мы и остались со своими сомнѣніями и недоумѣніями. Мы все надѣялись, что на слѣдующихъ съѣздахъ (?!..-- Б. Фр.) вся эта критическая работа продолжится, явятся результаты практическаго примѣненія положеній, выработанныхъ на курсахъ, и вдругъ все оборвалось, и вотъ лишь черезъ три съ половиною года учительская масса вновь получаетъ (?..-- Б. Фр.) возможность собраться на нѣсколько дней,оглянуться, провѣрить себя.
Смѣшеніе курсовъ и съѣзда, какъ видимъ, прямо поразительное!
Такимъ образомъ, тотъ съѣздъ, который называли единственнымъ и исключительнымъ, дѣйствительно, былъ единственнымъ, потому что очень мало походилъ на остальные всероссійскіе съѣзды, это былъ весьма важный, но все же только -- смотръ учительской арміи въ лицѣ ея рядовыхъ.
И характерно, что слово "смотръ" было вообще въ ходу. Даже "Колоколъ" писалъ:
"Настоящій съѣздъ представляетъ собою генеральный государственный смотръ передового отряда великой и важной арміи школьныхъ учителей русскаго народа. Вся Россія должна и будетъ зорко слѣдить за этимъ первымъ смотромъ и его результатами".
Отсюда становится понятно не только необыкновенное вниманіе, но и величайшая растерянность (передъ рядовыми, не "вожаками"!) всякихъ органовъ сыска и розыска, среди которыхъ на первомъ мѣстѣ по освѣдомленности надо поставить правые органы печати.
Прогрессивное общество интересовалось, конечно, иначе. Но и для него самое важное въ минувшемъ праздникѣ учительства было выясненіе того, что представляетъ собою народный учитель. Именно этотъ учитель былъ настоящимъ и подлиннымъ героемъ минувшаго съѣзда. Только о немъ, а не о чемъ другомъ, шла рѣчь до, во время и послѣ съѣзда. Пользуясь удобнымъ моментомъ, мы постараемся опредѣлить, каковъ же педагогъ деревенской и городской бѣдноты.
Е. Звягинцевъ мѣтко назвалъ учителей: "Распыленные". ("Завѣты", декабрь). "Передъ лицомъ бюрократіи",-- говоритъ онъ,-- "не должно быть учительской корпораціи, учительства и учительской коллективной мысли: есть только отдѣльный вѣдомственный преподаватель той или иной школы. Поэтому прилагаются усилія къ тому, чтобы всемѣрно отгородить каждаго учителя отъ его товарищей по профессіи и отъ окружающаго населенія. Только заключенный въ футлярѣ учитель перестаетъ казаться опаснымъ и вреднымъ"...
Отъ перваго всероссійскаго съѣзда по народному образованію, какъ отъ учительскаго съѣзда, ожидали, что онъ будетъ ярко и опредѣленно демократическимъ.
Дѣйствительно, рядъ резолюцій, принятыхъ на многочисленныхъ засѣданіяхъ, требовалъ свободной школы и свободной жизни.
Секція по организаціоннымъ вопросамъ высказалась за единую школу, т. е. чтобы дѣтямъ рабочихъ и крестьянъ не былъ фактически закрытъ доступъ въ среднія учебныя заведенія, чтобы оказался выстроенъ мостъ простого и легкаго перехода изъ начальной школы въ среднюю, тогда какъ нынѣ эти школы разобщены другъ отъ друга. Секція общихъ вопросовъ отстаивала совмѣстное обученіе. Врачебно-педагогическая, остановившись на страшныхъ фактахъ дѣтскаго вырожденія, признала, что "вообще раціональная постановка борьбы съ дѣтскимъ вырожденіемъ, преступностью, ненормальностью и дѣтскими самоубійствами возможна лишь съ измѣненіемъ общихъ условій русской жизни-въ смыслѣ повышенія общественной самодѣятельности, раскрѣпощенія личности и широкаго демократизма". Инородческая комиссія превратилась въ многолюдную секцію, гдѣ произносились пламенныя рѣчи учителями-евреями, латышами, бурятами, кавказцами, украинцами... Не забылъ съѣздъ ни интересовъ и нуждъ мѣстнаго самоуправленія, ни охраны дѣтскаго труда, ни внѣшкольнаго образованія (разработкой вопросовъ котораго занималась спеціальная комиссія), ни общественной дѣятельности въ кооперативахъ, и т. д., и т. д.
Но, несмотря на подобныя резолюціи, народный учитель не проявилъ себя достаточно опредѣленно. Почти совсѣмъ не встрѣчаются общественные дѣятели, вполнѣ довольные съѣздомъ, а такихъ, которые о немъ отзываются крайне рѣзко, довольно много. Однако, чиновники и правые имъ также остались недовольны. Правые нашли съѣздъ лѣвымъ, лѣвые -- правымъ.
Поведеніе народныхъ учителей на первый взглядъ представляется просто непонятнымъ. С. Знаменскій въ "Завѣтахъ" (январь) удачно собралъ противорѣчивые факты: "Пріѣхавшимъ казалось вполнѣ возможнымъ," -- говоритъ онъ,-- "съ одинаковымъ энтузіазмомъ привѣтствовать направо и налѣво (конечно, я говорю лишь о большинствѣ членовъ съѣзда). Поапплодировали на открытіи съѣзда телеграммамъ Коковцова и Тимашева, увидя въ нихъ лишь благожелательныхъ съѣзду министровъ. Шумно привѣтствовали избраніе товарищемъ предсѣдателя съѣзда Е. Ковалевскаго. Шумно апплодировали предложенію И. Клюжева ходатайствовать передъ правительствомъ о скорѣйшемъ введеніи всеобщаго обученія и его разсказамъ о безконечныхъ трудахъ и планахъ Государственной Думы. Но шумно рукоплескали и предложенію члена Гос. Думы изъ трудовиковъ -- В. Дзюбинскаго: не обольщаться ложными надеждами на Гос. Думу, а приняться за воспитаніе сознанія въ крестьянскихъ и рабочихъ массахъ. Громко апплодировали и одному оратору, заявившему, что сочувственное отношеніе большинства Гос. Думы къ какому-нибудь вопросу -- аргументъ не за, а противъ".
Двойственность -- не поведенія, а настроенія учителей -- несомнѣнна; при этомъ передъ нами не двѣ части съѣзда, а какъ бы колеблющаяся въ своихъ симпатіяхъ чуть не вся учительская масса/--точнѣе, ея подавляющее большинство. Напрасно сотрудникъ "Нашей Зари" (въ январьской книжкѣ) утверждаетъ, будто "небывалыя до сихъ поръ, хотя и неувѣренныя робкія попытки доброжелательнаго отношенія" со стороны власти -- "не имѣли успѣха". Корреспонденты большинства газетъ писали иначе. То же призналъ С. Знаменскій. Мнѣ остается къ нимъ только присоединиться.
Однако, вмѣстѣ съ тѣмъ, я прекрасно помню, какъ учителя, восторженно апплодировавшіе телеграммамъ министровъ, сейчасъ же обмѣнивались между собой ироническими замѣчаніями по поводу этихъ телеграммъ.
-- Какая неискренность!-- возмутится иной читатель.
Но поймите, что тутъ нѣтъ неискренности! Поймите, что тотъ, кто всю жизнь вслѣдствіе горькой необходимости ждетъ и не дождется привѣтствія урядника, съ искренней радостью и гордостью встрѣчаетъ привѣтъ "самого министра". Однако, относиться къ подобному привѣтствію съ полнымъ довѣріемъ учитель также не можетъ... Отсюда невѣроятное сочетаніе аплодисментовъ и ироніи.
Политическіе дѣятели съ пѣной у рта иногда спорятъ о томъ, ввестили въ какую-нибудь резолюцію слова "почти" или "до нѣкоторой степени" -- и споры такіе, по большой части, весьма серьезные. Часто между противниками лежитъ цѣлая пропасть: ихъ раздѣляютъ взгляды, долгая жизнь -- у каждаго сложившаяся въ зависимости отъ его убѣжденій. Прибавить или выкинуть, одно слово въ резолюціи -- для нихъ побѣда или пораженіе цѣлаго міровоззрѣнія.
Иначе смотритъ и разсуждаетъ рядовой народный учитель. Подобная принципіальность ему непонятна: вотъ безобразія урядника, произволъ инспектора -- близкое, тревожащее... Объ этихъ господахъ деревенскіе жители и говорили съ волненіемъ. Но, кажется, въ дни своего торжества и имъ простили бы...
Для народныхъ учителей съѣздъ былъ праздникомъ и великой радостью. Съ наслажденіемъ слушали учителя и учительницы "Демона" въ скверномъ исполненіи артистовъ Народнаго Дома; необыкновенно горячо приняли согласившагося имъ спѣть Шаляпина; устроили торжественную встрѣчу Леониду Андрееву, съ которымъ финляндскіе экскурсанты случайно столкнулись. При всякомъ подобномъ случаѣ учителя со всей чистосердечностью и простодушіемъ обѣщали, что "этого не забудутъ". Да и какъ забыть полторы недѣли столичной жизни, полныхъ яркихъ впечатлѣній! Вѣдь, правда, же, что много лѣтъ спустя въ нашихъ Неѣловкахъ старые учителя съ восторгомъ будутъ вспоминать о счастливыхъ дняхъ перваго всероссійскаго съѣзда по народному образованію!
Совершенно вѣрно! Но и того, что происходило, оказалось достаточно для увольненія, обысковъ, всякихъ инспекторскихъ и полицейскихъ дознаній, свѣдѣніями о которыхъ переполнена газетная хроника. И это учителя предвидѣли. И этого учителя не побоялись. За праздникъ, за радость они рискнули потерей мѣста, голодомъ и лишеніями, даже разлукой съ любимой школой.
Газеты уже давно пестрятъ сообщеніями, съ разныхъ концовъ Россіи о гоненіяхъ на учителей, участниковъ съѣзда. Стараются, кто во что гораздъ, и администрація, и свое учебное начальство.
Такъ, по телеграфному распоряженію Харьковскаго губернатора, уволенъ отъ службы завѣдующій отдѣломъ внѣ-школьнаго образованія при Лебединскомъ земствѣ Грушенко, участникъ съѣзда народныхъ учителей ("Рѣчь" No 44). Изъ Каменецъ-Подольска телеграфируютъ, что совѣщаніе директоровъ народныхъ училищъ въ Кіевѣ постановило уволить делегатовъ учительскаго съѣзда ("Русск. Вѣд." No 21). Въ Бердянскѣ полиція наводить справки объ участникахъ учительск. съѣзда. Учителей, ѣздившихъ въ Петербургъ, таскаютъ въ допросы. Екатеринославской полиціей полученъ изъ Петербурга списокъ учителей,-- членовъ инородческой секціи ("Русск. Вѣд.", No 30--32. Въ Грозномъ дирекція народныхъ училищъ занята розыскомъ учителей, участвовавшихъ въ съѣздѣ по народному образованію ("Современное Слово" No 2190); въ Казани инспекторъ разсылаеть школамъ запросы съ цѣлью установить учителей, ѣздившихъ на съѣздъ помимо командированныхъ ("Русск. Вѣд." No 33). Въ Кіевѣ губернаторъ сообщилъ городской и земской управамъ, что выписка трудовъ съѣзда должна производиться лишь по постановленіямъ город. Думъ и земск. собраній, утверждаемыхъ губернаторомъ, такъ какъ, по сообщенію министра внутреннихъ дѣлъ, съѣздъ этотъ носилъ тенденціозный характеръ ("Русск. Вѣд." No 29). И т. д.
Да, съѣзду и его участникамъ было удѣлено исключительное вниманіе. Вопросъ только въ томъ, что же, въ концѣ концовъ, долженъ предпочесть нашъ народный учитель: больше или меньше вниманія къ себѣ. Вопросъ вполнѣ "самобытный", но весьма "животрепещущій"...