Фриче Владимир Максимович
Поэма

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Энциклопедический словарь Гранат, том 33 (1916).


   Поэма, разновидность эпоса (см.), эпическое произведение в стихах, в отличие от эпоса -- продукт не анонимного коллективного, а индивидуального творчества известного нам поэта-художника. Сюжетом П. обычно (до начала XIX в.) служило какое-нибудь крупное историческое или полулегендарное событие в жизни того или другого народа. Так, в "Энеиде" Вергилия изображается основание Римского государства. В средние века господствующей формой П. была П. рыцарская, излагавшая военные подвиги и любовные приключения, а также духовные искания рыцарства (Кретьен де Труа во Франции; Вольфрам фон Эшенбах в Германии). Рыцарская П. возродилась вновь в Италии XV в. (Боярдо: "Orlando innamorato"), не без некоторого уклона в сторону пародии на рыцарство (Пульчи: "Margante Maggiore"; Ариосто: "Неистовый Роланд"). В эпоху гуманизма и классицизма рыцарская П. сменилась П. классической (в подражание "Энеиде"), изображавшей военные и завоевательные подвиги исторического или национального героя, при чем рядом с людьми действуют и божества ("Africa" Петрарки, на лат. яз., "Лузиада" Камоэнса). Рыцарская и классическая П. нашли свой гармонический синтез в "Освобожденном Иерусалиме" Тассо. Классическая П., теория которой изложена в "L'art poétique" Буало, продолжала существовать еще и в XVIII в. ("Генриада" Вольтера, "Россиада" Хераскова). Подобно тому, как уже греч. эпос "Илиада" вызвал пародию ("Война мышей и лягушек"), так классические П. породили ряд пародий, применявших стиль П. к будничным, мелким и смешным событиям и лицам (Скаррон: "Virgile travesti"; Тассони: "La secchia rapita"; Вас. Майков: "Елисей, или раздраженный Вакх"). В эпоху реформации и контр-реформации возникла П. религиозная, черпавшая темы из Св. Писания (Санадзаро: "De partu virginis"; дю Бартас: "La Sepmaine"; Мильтон: "Потерянный рай"), сохранившаяся также до XVIII в. (Клопшток: "Мессиада"). В конце XVIII и в начале XIX в. классическая П. сменилась П. романтической, меньших размеров, сначала на военные темы (В. Скотт: "Мармион" и др.), потом из будничной жизни, с примесью лирики (Байрон: "Чайльд-Гарольд"), потом все более в объективном духе (Пушкин: "Цыгане"; Грасси: "Ildegonda"), иногда с сверхчеловеческими героями (Байрон: "Небо и земля"; де Виньи: "Eloah"; Лермонтов: "Демон"), иногда превращаясь в политический памфлет (Гейне: "Германия"). Продолжая существовать и во второй половине XIX в., как искусственно-сохраняемый пережиток прошлого, П. все более уступала место роману и повести. См. также дидактическая поэзия.

В. Фр.

   Источник текста: Энциклопедический словарь Гранат, том 33 (1916): Поляновский мир -- Пуазель, стлб. 200--201.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru