Фриче Владимир Максимович
Кальдерон де ла Барка, Педро
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Фриче Владимир Максимович
(
yes@lib.ru
)
Год: 1914
Обновлено: 29/07/2025. 4k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
,
Критика
,
Справочная
Словарные статьи
Иллюстрации/приложения: 1 штук.
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Аннотация:
Энциклопедический словарь Гранат, том 23 (1914).
Кальдерон де ла Барка,
Педро, испанск. драматург, род. в 1600 г., воспитание получил в иезуитской коллегии, 13-ти лет поступил в университет в Саламанке, 14-ти лет написал свою первую пьесу, в 1625 г. участвовал в походах в Нидерландах и в Италии, в 1636 г. был назначен придворным драматургом, в 1637 г. -- рыцарем ордена Сант-Яго, в 1653 г. -- капелланом толедского собора, восьмидесятилетним стариком написал свою последнюю драму, ум. в 1681 г. Никто из испанских драматургов XVII в. не выразил в своих произведениях так ярко дух эпохи, как К. Певец абсолютизма, уснащавший свои драмы славословиями по адресу монархии (конец "El Alcalde de Zalamea", "El Segundo Escipion" и др.), К. был вместе с тем певцом католицизма. Лучшими его драмами считались его мистерии -- autos, -- прославляющие величие Творца, торжество религии (особенно трилогия: "La viña del Señor", "La siembra del Señor" и "La semilla y la zizaña"). Близко к этим autos примыкают религиозные пьесы К. в роде "Чистилище св. Патрика", где языческий царь принимает христианство после того, как один из его придворных видел воочию ад и чистилище, или "El magico prodigioso" (Чудодейственный маг), где в душе героя христианское начало торжествует над языческим духом, a также некоторые его героические трагедии, напр., "El principe constante" (Стойкий принц), где герой является мучеником за славу христианской религии, и некоторые философские драмы, напр., "Жизнь -- сон", где проводится мысль о том, что истинная жизнь наступит лишь за гранью земного бытия. Певец монархии и церкви, К. поэтизировал, вместе с тем, кодекс рыцарской чести, отводя поединкам много места в своих пьесах, доводя этот культ чести до крайности в своих семейных драмах ("Врач своей чести", "El pintor de su deshonra, A secreto agravio -- secreta venganza" и др.), где мужья с общего одобрения убивают неверных жен. Простонародье выведено обычно в смешном виде, особенно в образе gracioso, слуги-кавалера, слуги-шута в комедиях "плаща и шпаги" (лучшая: "Dama duende"). Драмы К. отражали не только по содержанию эпоху абсолютизма, опиравшегося на католическую церковь и на феодальные традиции, но и в своем стиле, блестящем и пышном, часто манерном, аффектированном, близком к estilo culto Гонгоры. He создав никаких новых драмат. жанров, часто пользуясь заимствованными у других писателей сюжетами (напр., у Лопе де Вега), К. превзошел всех своих предшественников и преемников мастерством строить интригу и развязку. "В его пьесах нет ни одной черты, действие которой на публику не было бы рассчитано наперед" (Гёте). Эта его способность создавать неожиданные coups de théâtre даже вошла в поговорку (los lances de Calderon). К. отвел в своем театре много места декоративному аппарату, a также музыке, и некоторые его пьесы уже близки к опере ("La Fiesta de Zarzada" и др.). Написанные им для придворного общества драмы часто ставились с ослепительной роскошью, иногда под открытым небом, на воде и т. д. Популярнейший поэт двора, К. был, вместе с тем, и поэтом национальным (gloria de una nacion entera). Пьесы его оказали значительное влияние и на иностранных драматургов (напр., на Пьера Корнеля, К. Гоцци и др.) и были переведены на языки франц., итал., немец., англ. и русский (Костаревым, Чуйко, Юрьевым, Бальмонтом).
См.
XXII, 247/9. О К., кроме общих соч. по ист. испанской лит., см.:
Schaeffer
, "Geschichte des spanischen Nationaldramas", т. II ("Die Periode C.");
Günther
, "C. u. seine Werke", 2 т.
В. Фриче
.
Источник текста: Энциклопедический словарь Гранат, том 23 (1914): Кабанель -- Каутский, стлб. 212--214.
Оставить комментарий
Фриче Владимир Максимович
(
yes@lib.ru
)
Год: 1914
Обновлено: 29/07/2025. 4k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
,
Критика
,
Справочная
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.