Фриче Владимир Максимович
В. М. Фриче: биографическая справка
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Фриче Владимир Максимович
(
yes@lib.ru
)
Год: 1975
Обновлено: 24/08/2015. 5k.
Статистика.
Статья
:
Справочная
Об авторе
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Г. А. Белая.
Ф
риче
Владимир Максимович
(15.X.1870, Москва, -- 4.IX.1929, там же)
-- рус. сов. литературовед и искусствовед. В 1894 окончил историко-филологич. ф-т Моск. ун-та; в 1904--10 -- преподаватель ун-та. С 1929 -- академик. Печататься начал в 1895 (лит.-критич. фельетоны). С конца 90-х гг. -- участник социал-демократич. движения; с 1905 -- лектор при Моск. комитете РСДРП (б); с 1917 -- член РСДРП (б). После Октября руководил Ин-том языка и лит-ры при РАНИОНе, лит. отделом Ин-та красной профессуры, секцией лит-ры Комакадемии, был ответств. ред. журн. "
Литература и марксизм
" (1928--29), "
Печать и революция
" (1929), а также "Литературной энциклопедии" (т. 1--2, 1929). Дореволюц. работы Ф. ("Очерки по истории западно-европейской литературы", 1908; "Основные мотивы западно-европейского модернизма", 1909; "Поэзия кошмаров и ужаса", 1912) -- первые опыты применения марксист. метода к истории мировой лит-ры и иск-ва. В 20-е гг. Ф. развертывает исследование осн. проблем социологии иск-ва ("Г. В. Плеханов и научная эстетика", 1922; "Фрейдизм и искусство", 1925; "Социология искусства", 1926, и др.).
Пропагандируя идеи марксизма в лит-ведении и искусствознании, Ф. обосновывал новую методологию, опираясь преим. на эстетич. взгляды Г. В.
Плеханова
. Методология Ф. была подчинена стремлению установить "социологическую доминанту" историко-лит. процесса и тем самым связать иск-во и социально-классовую историю человечества.
В качестве коренной проблемы эстетики Ф. выдвинул проблему стиля ("Опыт социологии художественных стилей", 1923; "Наша первоочередная задача", 1928). Историю мировой лит-ры он представлял как "...историю литературных (поэтических) стилей в их борьбе и в их смене, как стилей борющихся и сменяющих друг друга классов и внутриклассовых групп" ("Литература и марксизм", 1928,No 1, с. 7). Она должна завершиться созданием "литературного стиля нового, господствующего, но еще молодого класса" (там же, с. 9). В применении к лит-ре стиль, по мысли Ф., -- "...органическое единство всех составляющих литературное произведение или сумму литературных произведений компонентов, как психоидеологических (тематика, образы и т. д.), так и технологических (жанровых, языковых и т. п.) или иначе -- органическое единство "формы" и "содержания"" (там же, с. 5). Поскольку лит. стиль есть лишь часть стиля общественного (стиля общественной формации), то принципом или началом, формирующим стилевое единство, является "
экономика
, "способ производства"" (см. там же). Безуспешно пытаясь снять прямолинейную зависимость между экономикой и лит-рой, Ф. ставил между ними момент, производный от экономики, -- момент "психоидеологический". Но формирующая единство лит. стиля "психоидеология" связывалась у Ф. с психоидеологией класса (или определ. внутриклассовой группы), к-рая, фатально влияя на творчество писателя, "...с неотвратимой неизбежностью организует все компоненты литературных произведений -- тематику, образы, жанровую композицию, словесную оболочку и т. д., в одно органическое целое" (там же, с. 6--7). Так, по Ф., знание классовой сущности писателя априорно предопределяло и его идеологич. и творч. характеристику; писатель оказывался классово замкнутым, поэтич. произведение истолковывалось прежде всего как "классовый эквивалент", а не целостное, хотя и личностное отражение жизни общества.
Вульгарно-социологич. методология (см.
Вульгарный социологизм
) наложила отпечаток и на трактовку Ф. совр. лит. процесса. Применительно к "индустриальному" стилю зап.-европ. лит-ры Ф. выдвинул предположение о господстве вещного или материального образа, "...образа явлений капиталистической -- промышленной и технической культуры" (там же, 1928,No 3, с. 173). В сов. лит-ре осн. жанром должен стать "производственно-социалистический роман (или повесть)" ("Печать и революция", 1929,No 9, с. 14) без героя (его место занимает класс) и без психологизма ("апсихологичность всей структуры произведения" -- там же, с. 11); сов. поэзия будет насквозь рационалистична. Эти взгляды Ф. оказали влияние на позицию группы "
Литфронт
"; осн. положения о классовой "психоидеологии" и "классовом эквиваленте" худож. произведения воздействовали на критику журн. "
На литературном посту
".
Работы Ф. по истории зап.-европ. лит-ры (особенно "Очерк развития западных литератур", 5 изд., 1936) оставались учебным пособием вплоть до сер. 30-х гг. Со временем осн. труды Ф. сохранили интерес лишь для исследователя истории лит-ведения.
Лит
ература
:
Марксист. искусствознание и В. М. Фриче, М., 1930;
Храпченко
М., "Вопросы истории рус. лит-ры" В. М. Фриче, [Рец.], "Лит-pa и иск-во", 1931,No 4;
Сакулин
П. Н., Академик В. М. Фриче. Некролог, Л., 1930.
Источник текста:
Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978.
Т. 8: Флобер -- Яшпал. --
1975
. -- Стб. 151--152.
Оставить комментарий
Фриче Владимир Максимович
(
yes@lib.ru
)
Год: 1975
Обновлено: 24/08/2015. 5k.
Статистика.
Статья
:
Справочная
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.