Н. О.
В Религиозно-философском обществе
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Н. О.
(
yes@lib.ru
)
Год: 1910
Обновлено: 10/12/2025. 5k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Об авторе и его творчестве
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде): История в материалах и документах: 1907-1917: В 3 т. / Московско-Петербургский Философский Клуб; Федеральное архивное агентство; Российский государственный архив литературы и искусства; Библиотека-фонд "Русское Зарубежье"
М: "Русский путь", 2009.
ЗАСЕДАНИЕ 2 ФЕВРАЛЯ 1910 г.
Из газетных отчетов
В Религиозно-философском обществе
2 февраля в Религиозно-философском обществе с большим интересом был выслушан многолюдным собранием доклад С.Л. Франка "Религиозная философия Джеймса". Докладчик разбирал недавно вышедшую (есть уже в русском переводе) книгу Джеймса "Многообразие религиозного опыта". Г. Франк горячо приветствует появление в свет этой книги. Есть книги, которые создают эпохи. Вначале они идут вразрез со всеми сложившимися в науке и обществе воззрениями, но потом оказывается, что они как раз отвечают назревшей потребности переоценки устаревших ценностей. Такова, по мнению г. Франка, книга Джеймса.
В настоящее время в европейском обществе именно назрела потребность коренной переоценки сравнительного значения науки и религии и, после утомления "банкротством науки", в обществе замечается поворот к религии. Но что разумеется под словом "религия"? Каждый век по-своему понимал религию. Наше время вносит в это понятие более утонченное, более эластичное содержание. Религия уже не понимается, как застывшая система догматов и учреждений. Теперь все более и более получает господствующее положение взгляд на религию, как на опытное эмоционально-мистическое переживание. Элементы религиозного -- "неизреченность" и "интуитивность" (моменты религиозного переживания) -- вот две характерных черты религиозной жизни в новейшем понимании религии. Книга Джеймса, трактующая религию именно как эмоционально-интуитивное личное переживание, дает научную санкцию новому пониманию религии. Г. Франка не удовлетворяет положительная часть аргументации Джеймса, но отрицательная часть представляется ему совершенно бесспорной. Здесь Джеймс исходит из той же мысли, из которой исходил раньше него Достоевский, -- "могут ли привидения являться только больным людям".
На положительном ответе базируются представители называемого Джеймсом "медицинского материализма". Отрицатели религии этой категории ссылаются обычно на болезненность основателей и наиболее ярких носителей религии. Джеймс доказывает всю неосновательность "медицинского материализма". Гении нередко бывают больные люди, но это нисколько не дискредитирует гениальность сделанных ими открытий.
Переходя к положительной части аргументации Джеймса, г. Франк признает за некоторыми сторонами ценность и плодотворность.
Но в общем видит неустойчивость, даже противоречия, словом, невыработанность взглядов Джеймса в данной постановке. Так, гипотеза "запредельного я" по доказательности аналогична с "медицинским материализмом". Но особенно обнаруживает двойственность Джеймса его "прагматическая" аргументация. Прагматизм для религии, по словам докладчика, это "самый необузданный скептицизм". И видеть в его лицевой стороне обоснование религии (в ее полезности для жизни) значит унижать религию.
Но от прагматического "обоснования" надо отличать интерпретационное значение прагматизма, его "истолкование" содержания религиозных идей. Эта роль прагматизма, по мнению г. Франка, весьма ценна и может повести к весьма важным и плодотворным последствиям понимания религиозного.
Так, сам Джеймс, между прочим, серьезно останавливается на движении в Америке, оправдывающем целителей человеческих болезней молитвою, -- что в недавнее время считалось шарлатанством.
Наиболее ценной, по мнению г. Франка, является у Джеймса точка зрения "радикального эмпиризма". Глава о "чувстве присутствия незримого" представляет в книге Джеймса наибольший интерес, как фактическое обоснование новой теории опыта (у нас проф. Лосский и Введенский). И отсюда вывод: мистический опыт несет достоверность в самом себе.
Книга Джеймса, заключает докладчик, есть живой и полный огня рассказ о духовной жизни. После доклада происходили прения, в которых приняли участие г. Алексеев, С.И. Гессен, Базаров.
Н. О.
ПРИМЕЧАНИЯ
Печатается по первой публикации:
Н. О.
В Религиозно-философском обществе // Речь. 1910. 6 (19) февраля. No 36. С. 5.
Оставить комментарий
Н. О.
(
yes@lib.ru
)
Год: 1910
Обновлено: 10/12/2025. 5k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.