Флоринский Тимофей Дмитриевич
Иван Сергеевич Аксаков

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

СБОРНИКЪ
СТАТЕЙ,
НАПЕЧАТАННЫХЪ ВЪ РАЗНЫХЪ ПЕРІОДИЧЕСКИХЪ ИЗДАНІЯХЪ

ПО СЛУЧАЮ КОНЧИНЫ
И. С. АКСАКОВА

(ум. 27-го Января 1886 года.)

МОСКВА.
Типографія Л. Ѳ. Снегирева, Остоженка, Савеловскій, пер., д. Снегиревой.
1886.

   

Иванъ Сергѣевичъ Аксаковъ*).

*) Изъ NoNo 25 и 26 "Кіевлянина".

   Сиротѣетъ и сиротѣетъ Русская земля! Одинъ за другимъ покидаютъ ее, какъ бы спѣша переселиться въ иной міръ, ея лучшіе сыны, народолюбцы и патріоты, люди глубокаго ума и широкаго кругозора, носители сильнаго чувства и высшей гуманности, честныя натуры и неподкупные характеры! Не живется этимъ лучшими, русскимъ людямъ на родной Свитой Руси. Кто же явится на смѣну имъ, этимъ уходящимъ отъ насъ дорогимъ покойникамъ?
   Этимъ вопросомъ задавался всего нѣсколько мѣсяцевъ назадъ незабвенный Иванъ Сергѣевичъ, занося на страницы своей "Руси" некрологъ одного изъ замѣчательнѣйшихъ русскихъ людей, Н. Я. Данилевскаго, автора извѣстной книги: "Россія и Европа" и обширнаго (посмертнаго) труда о Дарвинѣ. А вотъ теперь не стало и его самого, издателя "Руси", этого благороднѣйшаго и честнѣйшаго писатели-публициста, не стало истинно-русскаго гражданина и общественнаго дѣятеля, не стало неустрашимаго печальника и страдальца за Русскій народъ и его насущныя нужды! Аксаковъ умеръ! Послѣ этого извѣстія не въ правѣ ли всѣ русскіе люди еще глубже призадуматься надъ вышепоставленнымъ вопросомъ? не кажется ли онъ намъ вопросомъ жгучимъ, тяжелымъ, вопросомъ... безъ отвѣта?
   Грустная телеграмма изъ Москвы отъ 27 января, безъ сомнѣнія, облетѣла уже всю Русь, всѣ самые дальніе уголки Славянскаго міра; вездѣ она должна была поразить своею неожиданностью и вызвать общую печаль. Имя Ивана Сергѣевича весьма популярно въ Россіи, въ южномъ и западномъ Славянствѣ; оно хорошо извѣстно и въ Западной Европѣ. У Аксакова много было литературныхъ противниковъ, многіе его не любили, не соглашались съ его взглядами, но едвали найдется много такихъ людей, которые бы не признавали его огромнаго таланта, его свѣтлаго критическаго ума, чистоты и искренности его идей, могучей силы его олова. Смерть такого человѣка есть общее народное горе, русское и славянское. Люди всевозможныхъ литературныхъ направленій и партій не могутъ не воздать должнаго благоговѣнія памяти великаго русскаго человѣка въ виду свѣжей его могилы.
   Сорокалѣтняя литературная дѣятельность Ивана Сергѣевича была посвящена высокому, идеальному служенію Россіи и Славянству. Обстоятельная біографія его дастъ драгоцѣнный матеріалъ для внутренней исторіи Россіи за послѣднія десятилѣтія и вмѣстѣ съ тѣмъ составитъ лучшія страницы въ будущей исторіи славянскаго возрожденія. Иванъ Сергѣевичъ -- историческая личность. Его имя и его мысли вѣки-вѣчные будутъ жить въ благодарномъ потомствѣ, которое сумѣетъ ихъ оцѣнить лучше чѣмъ мы, современники. О такихъ крупныхъ народныхъ дѣятеляхъ, какъ Аксаковъ, приходится говорить и писать много, много. Въ настоящія скорбныя минуты мы чувствуемъ себя неподготовленными къ сколько-нибудь полному и всестороннему изображенію дѣятельности этого великаго человѣка. Набрасывая эти и слѣдующія строки, мы хотимъ только посильнымъ образомъ выразить благоговѣніе къ памяти оплакиваемаго всею Россіей дорогаго покойника.
   Сынъ извѣстнаго русскаго писателя Сергѣя Тимоѳеевича Аксакова, автора "Семейной Хроники", Иванъ Сергѣевичъ родился 26 сентября 1823 года. Получивъ прекрасное образованіе дома, а затѣмъ въ петербургскомъ Училищѣ правовѣдѣнія, по окончаніи курса въ 1842 г. онъ поступилъ на государственную службу въ Московскій Сенатъ, а потомъ въ Министерство внутреннихъ дѣлъ. Въ качествѣ чиновника особыхъ порученій онъ занимался раскольничьими дѣлами и во время своихъ командировокъ въ Бессарабію и Ярославскую губернію прекрасно познакомился какъ съ расколомъ, такъ и единовѣріемъ. Особенно хорошо была изучена имъ секта странниковъ. Въ 1850 г. Аксаковъ оставилъ службу: чиновничья карьера была ему не по душѣ. Его тянуло къ занятіямъ иного рода. Природныя дарованія, широкое образованіе, полученное въ школѣ и впослѣдствіи дополненное чтеніемъ и путешествіями за границей и по славянскимъ землямъ, вліяніе отца-писателя, примѣръ брата Константина,-- все это естественно толкнуло Ивана Сергѣевича на путь литературной дѣятельности. Разъ вступивъ на этотъ путь, онъ уже шелъ по немъ въ теченіе всей своей жизни до самаго смертнаго часа, шелъ неутомимо, неуклонно, съ честью для себя и всей родины. Какъ писатель, журналистъ, публицистъ, поднимавшій въ своихъ изданіяхъ самые живые, насущные вопросы народной и государственной жизни Россіи, разъяснявшій ихъ съ рѣдкимъ знаніемъ и пониманіемъ дѣла, съ неподдѣльною любовью къ родинѣ, противъ излагавшій свои мысли въ изящной, художественной формѣ, Аксаковъ снискалъ себѣ любовь и уваженіе дома и почетную извѣстность за границей. Въ этой замѣчательной литературной дѣятельности и заключается главная заслуга его передъ родной страной.
   Литературная дѣятельность Аксакова разбивается на нѣсколько періодовъ. Обстоятельства не всегда позволяли ему работать въ избранномъ направленіи. Ивану Сергѣевичу пришлось быть свидѣтелемъ многихъ тяжелыхъ годинъ въ исторіи Руси, пришлось вытерпѣть не мало и личнаго горя. Бывали моменты, когда перо само собой вываливалось изъ рукъ даровитаго публициста. Такъ, въ 1855 г., въ самый разгаръ Севастопольской войны, онъ добровольно вступилъ въ ополченіе, именно въ Серпуховскую дружину, и совершилъ походъ въ Одессу, а котомъ въ Бессарабію. Но заключеніи же мира, въ 185(5 году, принималъ участіе въ слѣдственной комиссіи, назначенной по дѣлу о злоупотребленіяхъ интендантства во время войны. Гораздо чаще ему приходилось прерывать свою публицистическую дѣятельность и совсѣмъ умолкать на болѣе или менѣе продолжительное время по другимъ, чисто внѣшнимъ причинамъ и помѣхамъ.
   Литературные труды Аксакова сосредоточены были преимущественно въ его собственныхъ изданіяхъ, большею чаетью имъ самимъ основанныхъ. Таковы были "Московскій Сборникъ", "Русская Бесѣда", "Парусъ", "День", "Москва" и "Русь". Сверхъ того, онъ много писалъ въ "Москвитянинѣ" и нѣкоторыхъ другихъ журналахъ.
   Преимущественно это были публицистическія статьи по разнымъ вопросамъ внѣшней и внутренней политики, экономической и культурной жизни Россіи. Какъ писатель-художникъ, Иванъ Сергѣевичъ обладалъ крупнымъ поэтическимъ дарованіемъ и въ первые годы литературной дѣятельности писалъ стихотворенія, изъ которыхъ лишь немногія были напечатаны въ свое время въ журналахъ. Съ художественно-поэтическимъ чутьемъ у Аксакова гармонически соединялась тонкая наблюдательность строгаго ученаго. Объ этомъ его дарованіи лучше всего свидѣтельствуетъ его превосходное "Изслѣдованіе о торговлѣ на украинскихъ ярмаркахъ" (1859 г.), удостоенное Императорскимъ Географическимъ Обществомъ большой Константиновской медали, а Академіею Наукъ половинной Демидовской преміи.
   Всѣ вышеперечисленныя изданія И. С. Аксакова не отличались долголѣтіемъ. Русская школа писателей, крупнымъ представителемъ которой, на ряду съ К. Аксаковымъ, Хомяковымъ, братьями Кирѣевскими, Ю. Самаринымъ, Кошелевымъ, Гильфердингомъ и нѣкоторыми другими, былъ Иванъ Сергѣевичъ, долго не находила себѣ признанія ни въ русскомъ обществѣ, ни въ оффиціальныхъ сферахъ. Идеи этой школы, почему-то прозванной шкодою славянофильской, еще до недавняго времени подвергались публичному осмѣянію и глумленію въ большинствѣ органовъ нашей періодической печати, а со стороны властей преслѣдовались, какъ нѣчто вредное для государства. Аксаковъ, какъ извѣстно, много выстрадалъ отъ яростныхъ нападокъ журналистовъ и преслѣдованій цензуры. Не касаясь дальняго прошлаго, достаточно припомнить кару, которая постигла его за рѣчь о Берлинскомъ трактатѣ, произнесенную въ засѣданіи Московскаго Славянскаго Комитета, или недавнее обвиненіе маститаго публициста въ "недостаткѣ истиннаго патріотизма".
   Несмотря на всѣ невзгоды, Иванъ Сергѣевичъ былъ непоколебимъ въ своемъ гражданскомъ мужествѣ. Свои взгляды онъ излагалъ смѣло, прямо, безъ обиняковъ, никого не боясь, ничего не стыдясь. Характеристика этихъ взглядовъ не можетъ войти въ рамки настоящаго некролога. Въ общемъ они, безъ сомнѣнія, извѣстны всей грамотной Россіи. Статьи редактора "Руси" перепечатывались и комментировались во всѣхъ нашихъ газетахъ и журналахъ; голосу Аксакова, какъ наилучшему выразителю общественнаго мнѣнія Россіи, внимали западнославянскіе и европейскіе публицисты. Самостоятельное политическое, національное и культурное развитіе Россіи -- потъ сущность идей, которыя проводилъ Иванъ Сергѣевичъ. Отлично зная Русскій народъ, онъ вѣрилъ въ его мощь, въ его исторію, въ его культурныя начала. Отсюда онъ и ратовалъ за національное направленіе нашей внѣшней и внутренней политики. Отсюда-то его уму и сердцу было такъ близко, такъ дорого все родное, русское: русскій языкъ, которому онъ предсказывалъ міровое значеніе, русская литература, русская наука, русское искусство, русское крестьянство съ его бытовыми и этнографическими особенностями и проч. Но Россію, Русскій народъ онъ разсматривалъ какъ часть Славянскаго міра. Счастье и благополучіе Россіи, по его мнѣнію, зависѣли въ значительной степени отъ счастья и благополучія остальныхъ мелкихъ славянскихъ народностей, и обратно: послѣднія не могутъ существовать внѣ связи съ Россіей. Исходя изъ такого положенія, Иванъ Сергѣевичъ всегда былъ убѣжденнѣйшимъ и усерднѣйшимъ пропагаторомъ такъ-называемой славянской идеи въ русскомъ обществѣ.
   Мощное слово его и въ этомъ вопросѣ, какъ въ другихъ, производило сильное впечатлѣніе. Отсюда же объясняется и его замѣчательная дѣятельность, какъ предсѣдателя Московскаго Славянскаго Общества и организатора помощи бѣдствующимъ и угнетеннымъ славянскимъ народностямъ.
   Выступая противъ космополитизма, дѣйствуя во имя національнаго начала, Иванъ Сергѣевичъ не былъ однако слѣпымъ фанатикомъ извѣстныхъ идей, завзятымъ "противникомъ" гнилаго "запада", какимъ нерѣдко его любили изображать противники. Напротивъ того, подобно другимъ виднымъ представителямъ своей школы, онъ былъ прекрасно знакомъ съ западноевропейскою образованностью, въ совершенствѣ зналъ иностранные языки, былъ начитанъ во многихъ иностранныхъ литературахъ. Ко многимъ явленіямъ европейской жизни онъ относился съ полнымъ сочувствіемъ и въ своихъ статьяхъ нерѣдко ссылался на нихъ какъ на предметъ, достойный подражанія. Дѣло только въ томъ, что, уважая чужое, онъ болѣе всего на свѣтѣ любилъ свое родное, русское... Та же широта взгляда, замѣчательная терпимость къ чужому мнѣнію замѣтны въ его отношеніяхъ къ литературнымъ противникамъ. Но лучше всего нравственная высота и чистота Ивана Сергѣевича отразилась въ его отношеніи къ вопросу о положеніи печати въ нашемъ отечествѣ. Едва ли можно указать другаго публициста, который бы съ такимъ мужествомъ отстаивалъ свободу печатнаго слова, какъ это видимъ въ статьяхъ покойнаго Аксакова. Его многочисленныя произведенія навсегда останутся свидѣтельствомъ того могущественнаго значенія, какое должно принадлежать печатному слову.
   Итакъ, еще разъ повторимъ: потеря Ивана Сергѣевича незамѣнима.
   Вѣчная память тебѣ, безукоризненный русскій дѣятель!
   Земной поклонъ праху твоему отъ матери городовъ русскихъ"

Т. Флоринскій.

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru