Фишер Куно
Куно Фишер: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

Фишер, Куно

   (Fischer) -- известный немецкий историк философии; род. в 1824 г. в Силезии. В 1850 г. открыл курс в Гейдельберге, но ему было запрещено чтение лекций, без объяснения причин. Это распоряжение вызвало всеобщее негодование; только дармштадтский клерикальный орган в анонимной статье пытался оправдать образ действия правительства. С 1856 до 1872 г. Ф. состоял профессором Иенского унив., а затем перешел в Гейдельберг, где и в настоящее время продолжает привлекать многочисленную аудиторию своими блестящими лекциями. Наиболее замечательные из его сочинений: "Diotima; die Idee des Schönen" (1849), где в форме писем излагаются основные начала гегельянской эстетики; "Die Logik und Metaphysik oder Wissenschaftslehre" (2-е изд., 1865), где Ф. излагает свою систему логики и метафизики, чрезвычайно близко придерживаясь Гегеля, хотя и претендует на самобытную разработку философских проблем; "Geschichte der neueren Philosophie" (3-е изд. 1898) -- превосходный труд, охватывающий историю рационализма ΧVΙΙI в. (Декарт, Спиноза, Лейбниц -- первые два тома), философию Канта (III и IV т.), учения ближайших последователей Канта и философию Фихте (V т.), философию Шопенгауэра (VI т.), философию Шеллинга (VII т.) и, наконец, систему Гегеля (VIII и IX тт.). Фишера при изложении истории философии занимает главным образом не история проблем (как Виндельбанда в "Geschichte der Philosophie" и Ренувье в "Esquisses d'une classification des systèmes philosophiques"), не историко-культурное изучение условий возникновения и развития философских учений (Бенн, Гомперц) и не экономическое истолкование философии (Элейтеропудос, Паттен). У Ф. на первом плане три задачи: 1) ycвоение духа данной системы, 2) выяснение связи данной системы с личностью ее творца ("Lebensauffassung") и 3) выяснение связи данной системы с другими системами мысли. Особенно крупны заслуги Ф. в разъяснении значения философских систем Канта и Гегеля. Вместе с Целлером он в начале 1860-х гг. указал на необходимость обратиться от материализма к изучению критической философии. Недавно вышедшие два последних тома истории философии, посвященные Гегелю, представляют бесспорно самое лучшее и полное изложение гегелевской системы. Ф. обладает неподражаемым искусством входить в дух изучаемого мыслителя и истолковывать его, становясь на его точку зрения; в подобной имманентной критике он как бы придерживается принципа, установленного еще Гердером: "einen Schriftsteller aus sich seibst zu erklären ist die honestas jedem honesto schuldig". При изложении различных философских систем ему случалось попутно затрагивать глубокие и интересные вопросы, вызывавшие оживленный спор в литературе. Ф. разъяснил ошибочность истолкования "атрибутов" в системе Спинозы в духе субъективных "форм познания"; в споре, возникшем между Ф. и Тренделенбургом о "третьей возможности" (по вопросу об объективном значении форм пространства и времени; см. Тренделенбург), Ф. отрезал путь к догматическому истолкованию "трансцендентальной эстетики" Канта; говоря о Фихте, Ф. пытается наперекор мнению других историков показать, что философское миросозерцание Фихте второго периода не находится в противоречии с его первоначальной точкой зрения (см. Фихте). Ф. высказал сомнения относительно связи пессимизма Шопенгауэра с его судьбой, замечая, что Шопенгауэр "рассматривал трагедию мирового несчастия в бинокль из весьма удобного кресла, а затем уходил домой с сильным впечатлением, но в то же время вполне удовлетворенный"; этот взгляд на Шопенгауэра оспаривается в настоящее время Фолькельтом (см. "Артур Шопенгауэр", стр. 33). Взгляды Ф. на историю философии, даже когда они ошибочны, интересны и возбуждают мысль. Первые четыре тома его философии переведены на русский язык под редакцией Страхова. В настоящее время готовится издание нового перевода I, II и IV томов и переводятся тома, посвященные Фихте и Шеллингу. Недавно вышел в свет III том (Кант) в новом переводе Полилова, Жуковского и Лосского и VIII-й т. (первый из двух, посвященных Гегелю, в переводе Лосского); вскоре выйдут в свет IV-й т. (Кант) и IХ-й т. (Гегель). Кроме того, имеются на русском яз. VI-й т., посвященный Шопенгауэру, и отдельная книга Ф., вне девятитомной серии "История новой философии" -- "Бэкон Вэруламский и век реальной философии", а также брошюра "О свободе человека" и ряд интересных литературных очерков: "Шиллер", "Фауст" Гёте, "Лессинг". Кроме упомянутых сочинений, Ф. написал еще брошюры: "Entstehung und Entwickelungsformen des Witzes" (1871) и "Shakespeares Characterentwickelung Richard III" (1868). О системе логики и метафизики Ф. см. статью Kym'a в его "Metaphysische Untersuchungen" и заметку Sieber'a в его книге "Geschichte der neuer e n deutschen Philosophie seit Hegels" (1898, стр. 60--62); подробности о споре Ф. с Тренделенбургом -- в "Kommentar zu Kant's Kritik der reinen Vernunft" Vaihinger'a. Реплику Ф. на возражения Файингера по этому и по другим вопросам Кантовой теории познания -- см. в первом из двух томов, посвященных Канту (стр. 334 -- "Критические прибавления"). Здесь же дана справедливая оценка схоластическим приемам представителей "кантофилологии" -- этих начетчиков Кантовского толка.

И. Лапшин.

  
   Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  

II.

   Фишер Куно [Kuno Fischer, 1824--1907] -- немецкий историк философии, с конца 1856 по 1872 профессор в Иене, затем до конца жизни -- в Гейдельберге. Как мыслитель Ф. один из первых начал в немецкой философии поворот к Канту. Работы Ф. по эстетике и лит-ре: "Диотима, идея прекрасного" (Diotima, die Idee des Schönen, 1849), "О возникновении и формах развития остроумия" (Über die Entstehung und Entwicklungsformen des Witzes, 1871) и широко известные -- о Шекспире, о Гёте, о Шиллере, о Лессинге. Метод рассмотрения поэтического творчества у Ф. тот же, что и философского: он оценивает и то и другое прежде всего в связи с историей развития личности автора. В работе о "Фаусте" Гёте (Goethe's Faust, über die Entstehung u. Composition des Gedichts, 1878) Ф. исследует вопрос о возникновении идеи и композиции поэмы, предварительно рассмотрев античные сказания о магах, средневековые о Фаусте, поэмы о нем до Гёте; сопоставляет "Фауста" Гёте с первоначальным наброском поэмы, т. н. "Прафаустом". Ф. отвергает толкования "Фауста" Гёте, исходящие из признания единой идеи, проникающей всю поэму. Такого единства, по Ф., в поэме нет, но в ней есть единство личности и истории развития поэта, так как поэма росла и развивалась вместе с ним. Ф. писал еще об "Ифигении" (Goethe's Iphigenie, 1888), "Тассо" (Goethe's Tasso, 1890), о сонетах Гёте (Goethe's Sonettenkranz, 1896). У Ф. имеются работы о Шекспире -- "Шекспир и легенда о Беконе" (Shakespeare u. d. Bacon-Mythen, 1895), "Развитие характера Ричарда III" (Shakespeare's Charakterentwicklung Richard's III, 1868), "Гамлет" (Shakespeare's Hamlet, 1896). Наиболее значителен этюд о последнем произведении. Ф. ставит себе задачей понять характер Гамлета в связи со всем художественным целым трагедии. По мнению Ф., непосредственное чувство мести, к-рым действительно полон Гамлет, борется в нем с встречным потоком скорбных чувств, с жаждой смерти, вырастающей до мировой скорби, до подлинно пессимистического мировоззрения. В этом именно основание раздвоенности и бездейственности Гамлета, скованности его воли, а не в том, что он будто бы от природы меланхолик или вялый и слабый человек.
   Ф. принадлежат статьи о Шиллере, из к-рых отметим этюд "Шиллер как философ" (Schiller als philosoph, 1859), где Ф., с отличающим его даром развивать чужие воззрения как свои собственные, анализирует работы поэта по философии искусства, к-рым придает крупное значение как продолжению и развитию взглядов Канта.
   В книге "Лессинг как преобразователь немецкой литературы" (Lessing als Reformator der deutschen Literatur, 1881) Ф. видит в великом представителе немецкого просвещения сочетание критика и художника. Детально анализируются фабула, развитие действия и характеры всех персонажей главных драматических произведений Лессинга. Сопоставляются художественные произведения Лессинга с его критическими и философскими работами.
   Литературоведческие этюды Ф. написаны ясно и просто, увлекают стройностью концепций и в свое время имели крупное значение. И теперь еще мимо этих работ нельзя пройти, хотя ограниченность Ф. -- философа-идеалиста -- сказалась и на его литературоведческих трудах. Ф. не выходит за пределы индивидуальной психологии писателя и имманентного анализа его произведений.

Библиография:

   I. Из историко-литературных трудов Ф. на русский яз. переведено: Публичные лекции о Шиллере, М., 1890; Г. Э. Лессинг как преобразователь немецкой литературы. Пер. И. Рассадина, 2 чч., М., 1882; "Фауст" Гёте. Возникнование и состав поэмы. Пер. И. Городецкого, изд. 2-е, М., 1887; Самопризнания Шиллера. Публичная лекция, читанная в Иене 4 марта 1857, "Эпоха", 1864, т. XI; "Гамлет" Шекспира, М., 1905.
   II. Falkenheim H., K. Fischer und die litterarhistorische Methode, B., 1892.

И. Эйгес

  
   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 11. -- М.: Худож. лит., 1939. -- Стб. 759--760.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-7591.htm.
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru