Фишер Федор Богданович
О древнейшей, из всех известных, металлической гравированной доске

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

О древнѣйшей, изъ всѣхъ извѣстныхъ, металлической гравированной доскѣ.

(Сочиненіе Профессора Фишера, служащее къ дополненію Исторіи гравировальнаго искусства.)

   Искусства родились вмѣстѣ съ человѣкомъ. Изслѣдовать ходъ ихъ, значитъ -- наблюдать постепенное образованіе человѣчества. Въ животныхъ извѣстныя наклонности или инстинктъ, въ людяхъ любовь къ искусствамъ или чувство изящнаго суть дары врожденные.
   Правда, человѣку потребно много времени для образованія; часто нужно принуждать его природу, и только неусыпныя попеченія о воспитаніи его вѣнчаются успѣхами. Изъ этого заключили иные, что люди имѣютъ менѣе пособій отъ природы, нежели животныя. Но таковое мнѣніе не унижаетъ ли человѣка?
   Искусныя ткани паука, ядомыя гнѣзда ласточки, работы общежительнаго муравья возбуждаютъ въ насъ удивленіе; не говоримъ уже о разнообразныхъ и чудесныхъ превращеніяхъ насѣкомыхъ. Кто ихъ научилъ етому? Онѣ раждаются съ сими способностями, кои тѣсно соединены съ ихъ природою: насѣкомыя не могутъ жить безъ своего инстинкта, который не подверженъ никакой перемѣнѣ. Такъ паукъ всюду влачитъ за собою нить; насѣкомыя съ другими органами, вмѣсто паутины, производятъ мѣшечекъ; въ немъ носятъ плодъ свои до тѣхъ поръ, пока не возрастутъ зародыши насѣкомыхъ.
   Человѣкъ также имѣетъ удивительныя врожденныя способности -- одинъ большія, нежели другой; нужно только счастливое стеченіе обстоятельствъ и продолжительное упражненіе, дабы даръ природы могъ придти въ зрѣлость. Такимъ образомъ люди успѣваютъ въ томъ или другомъ, и успѣхами удивляютъ современниковъ. Многіе, безъ всякаго руководства, чувствуя въ себѣ сильное стремленіе въ какому либо искусству, достигали въ немъ совершенства, и въ извѣстныхъ лѣтахъ жизни своей, если не произносили, по крайней мѣрѣ чувствовали: Audi' іо son pittore!
   Посмотримъ на дикаго: мы еще болѣе въ етомъ удостовѣримся. Дикіе всѣ вообще, даже и то, кои не имѣютъ никакихъ сношеніи съ Европейцами, обработываютъ домашніе приборы и разныя вещи спіоль искусно, что просвѣщённый обитатель нашей части свѣта не въ состояніи произвести подобныхъ со всѣми своими орудіями;
   Наблюдая человѣка на высшей степени образованности, опять видимъ; что каждое состояніе подаетъ поводъ увѣриться въ природныхъ способностяхъ. Часто деревенской архитекторъ заставляетъ насъ удивляться столько жё, какъ и великій Зодчій церкви Св. Петра въ Римѣ -- великій, говорю я; потому что и въ наши времена едва ли кто можетъ утвердить сводъ, столь необыкновенный своею прочностію.
   Френкель, простой плотникъ; сначала не понималъ плана, по которому должно было сдѣлать въ Фрейбергѣ машину для амальгамы; или сплавки металловъ и полуметалловъ со ртутью; но ему только показанъ образецъ главнаго колеса, и онъ составилъ цѣлую, многосложную машину.
   Вотъ еще примѣрѣ удивительнаго искусства. Человѣкъ, постигнувъ обращеніе тѣлъ небесныхъ и отношеніе, какое они имѣютъ ко времени, подобно Астроному, измѣряющему временемъ теченіе свѣтилъ, перенесъ, такъ сказать, небо на землю -- "и вся система планетъ стала обращаться на такой же машинѣ, какая и обыкновенно показываетъ часы и дни недѣльные. Безъ сомнѣнія никто не можетъ научить такому искуственному произведенію, кромѣ собственнаго соображенія. Бейеръ, Майнцской монахъ, самъ дошелъ до етаго; онъ сдѣлалъ часы (наподобіе обыкновенныхъ стѣнныхъ, вышиною въ 2 фута), которыя показывали годъ, мѣсяцъ, часъ, минуты, и секунды, и сверхъ того столѣтнее обращеніе планетъ. Такъ, желая узнать, гдѣ будетъ находиться Юпитерѣ въ 1812 году въ 10 ч., 10 м., 10 се. по полудни, или каково положеніе всѣхъ планетъ въ ето время, стоилобъ только извѣстнымъ образомъ повернуть стрѣлки -- и вы получили бы вѣрное рѣшеніе, сходное съ вычисленіями славнаго Боде {Мнѣ случилось видѣть сіи часы въ 1802 году. Тогда явился Астрономическій календарь г-на Боде на 1805 годъ; мы выбрали изъ етаго года нѣсколько дней, дабы повѣрить показаніе машины съ вычисленіями знаменитаго астронома -- и нашли сходство самое точное даже въ секундахъ. Сей рѣдкой художникъ получалъ ежегоднаго пансіона 600 гульденовъ. Произведеніе его не столь извѣстно, сколькобъ заслуживало, по причинѣ истинно христіанской скромности художника, который не предполагалъ въ машинѣ своей ничего необыкновеннаго. Бейеръ трудился надъ етими часами 30 лѣтъ. Ф.}.
   И такъ человѣкъ въ состояніи совершить много великихъ дѣлъ, если божественная искра генія хранится въ немъ и не погасаетъ при воспитаніи.
   Если бы кто либо, защищая инстинктъ животныхъ, изъ коихъ иныя узнаютъ перемѣну погоды, сталъ утверждать, что сія способность выше предположенія Нютонова, который, по преломленію лучей, предсказалъ возможность сожигать алмазъ -- еслибъ, говорю, предсталъ таковый защитникъ, то я отказался бы опровергать его.
   Теперь обратимся къ искусствамъ. Разсуждая о ихъ древности, должно особенно обращать вниманіе на произведенія. Трудно открыть истинное начало искусства скоропреходящаго. Но архитектура, скульптура и живопись имѣютъ вѣрныя свидѣтельства глубокой древности: ихъ памятники сохраняются даже и подъ землею. Рѣзьба, гравированіе, книгопечатаніе относятся къ половинѣ XV столѣтія; потому что нѣтъ ни памятниковъ, ни извѣстій древнѣйшихъ.
   До сего времени ученые полагали, что рѣзьба на деревѣ старѣе книгопечатанія, за которымъ слѣдовало гравированіе. Таковой ходѣ искусства кажется естественнымъ; самая Исторія свидѣтельствуетъ, что въ древнѣйшія времена писали, или, лучше сказать, вырѣзывали слова на древесной ворѣ; и по тому уже тогда могла родиться мысль подобныя письма отпечатывать на макомъ либо веществѣ мягкомъ. Но оставшіеся памятники противорѣчатъ сему мнѣнію,
   Монеты, перстни и другія рѣзьбы Греческія и Римскія показываютъ, что въ самой глубокой древности было уже извѣстно искусство вырѣзывать изображенія и сокращенныя слова для тисненія. Цицеронъ, кажется, имѣлъ мысль о печатаніи столь же ясную, какъ Нютонъ о сожженіи алмаза. Вотъ что онъ говорить во 2 й главѣ, II й книги de Natura Deorum: "Не понимаю, почему не вздумаетъ онъ, что, бросивши на землю безчисленное множество буквъ (золотыхъ или какихъ нибудь нашего алфавита), можно такимъ образомъ составишь Енніевы лѣтописи" и проч. {Многія сему доказательства находятся въ сочиненіи Г. Фишера: Esays fur les monunens typographiques de Jearn Gutenberg. Mayence 1805. 4. c. figg.}.
   Мы имѣемъ надписи и картины, гравированныя на металлѣ, отъ разныхъ въ-новъ. Я упомяну здѣсь о двухъ свинцовыхъ доскахъ не столько извѣстныхъ; онѣ найдены Графомъ Винченціо Макирелли въ каѳедральной церкви Пмольской. Годы на нихъ означены слѣдующіе: 1362 и 1388 {См. Pasquale Bibliotheca antica е moderna di storia letteraria etc. in Pesano, 1766 8 T. 1. p. 397 § III. Вотъ слова одной надписи. 1582. die 9 Septembres inclytus infans Nico'aus ńatUs Magnifici et Excels! Domini Domini Beltrandi de Alidosiis evolavit ad coelos et 1385 dje 27 Decembris inclita infantula Rechelta nata ejusdeni Magnifie! Domini eguatura cura. Angelis debitum perfoluit conditionis humanae; Quorum ossa in hac capfala condita requiescunt. Смыслъ етой надписи слѣдующій: сынъ и дочь Бельтранда скончались; здѣсь покоится прахъ ихъ.}. Гравированіе на металлѣ, не для тисненія, можетъ быть есть столь же древнее искусство, какъ и письмо на вощаныхъ дощечкахъ.
   Древнѣйшій памятникъ гравированія, содержащій письмена, сдѣланныя пунсонами, находится въ Музеѣ Боргія въ Валетрѣ {Ignarra de phratriis primis Graeco rum politicis focietatibus. Neapoli 1797. 4. p. 165. sq.}.
   Другой, также древній, памятникъ сдѣланъ изъ мѣди, вызолоченной; на немъ множество изображеній вырѣзанныхъ вглубь (en creux). Его можнобъ отпечатать, хотя художникъ, кажется, не имѣлъ етаго въ виду. Сія гравированная доска находится на переплетѣ одной пергаментной рукописи отъ осмаго вѣка, которую видѣлъ я въ Маинцкой библіотекѣ."
   Египтянамъ, думать должно, было извѣстно гравированіе на серебрѣ еще за 3000 лѣтъ {Vivant Denon Voyage dans la basse et haute Egypte, à Paris. 1802. sol. t. 98.
   Beneunuto Cellini dell, Oreficeria. Finance, 1751. 4. cap II. deil arte del niellare e del modo ci lare il nello, p. 22.}.
   Слѣдующій памятникѣ гравированія на металлѣ подтверждаетъ мнѣніе г-на Мурра, что сіе искусство изобрѣтено въ Германіи. Онѣ считаетъ шестъ періодовъ гравированія на мѣди, начиная первый съ 1440 года {Von Murr Journal zur Kunstgeschichte und Litteratur. Vol. 1. p. 250.}. Но сей памятникѣ, который намѣренъ я предложить, даетъ искусству право на большую древность.
   Вотъ древнѣйшіе, до селѣ извѣстные памятники гравированія:
   1. Отъ 1423 года Св. Христофорѣ, держащій отроча Іисуса, грав. на деревѣ, Heinecke idee generale, р. 106.
   V. Мurr Journal l. c.
   Jansen Efsai sur l'origine delà gravure, Paris 1808. 8. Tom. 1. p. 135.
   2. 1440. Страсти, также на деревѣ. Catalogue de Paul Behaim. p. 751.
   Murr Journal, II. p. 19З.
   Heinecke Nachrichten von Künstlern, p, 278,
   Его же Neue B. Bl. der schön. Wissenschaften. XX, p. 2.38,
   Murr Beytr. zur Gesch. d. ältest, Kupferstiche. Augsburg, 1804. 4. p. 14.
   Jausen Essai, I, p. 235.
   3. 144З. Св. Дороѳея и Св. Алексіи Murr Journal I. е,
   Jansen Essai I. p, 1З6.
   4. 1454. Образъ Св. Бернарда.
   Онъ находится въ Кор. Парижской Библіотекъ.
   Jansen Essai I, p. 267.
   5. 1455. Изображеніе Ecce homo (Се человѣкъ) съ лит. W.
   Sandrat. II. р. 220.
   Murr Beyträge p. 14.
   Jansen. I. p. 2З8.
   6. 1457. Начальныя буквы Псалтыря. Fischer Essai. I.
   7. 1461. Посвященіе Ангеловъ съ лит. Е. S. Knorr, Künftler Historie. p. g.
   Murr Beyträge. p. i5.
   Joseph Strutt, biographical dictionary etc. т. e. Біографической словарь всѣхъ граверовъ отъ самаго начала искусства до нашихъ временъ, London. 1785. 4. Tom. 1. p. 15.
   Jansen Essai I. p. 23p.
   8. 1466. Богоматерь -- двѣ доски. Heinecke ideę générale p. 2З.
   v. Murr Journal, v. p. 34. vi p. 3p.
   v. Murr Beyträge. p. 16.
   g. 1467. Подобная доска, найденная г-мѣ Оберлиномъ.
   Jansen Essai I. p. 240.
   Симъ годомъ оканчиваю изображенія, гравированныя на деревѣ и на металлѣ, упомяну еще объ одномъ памятникѣ, древнѣйшемъ всѣхъ предыдущихъ {Копія съ него приложена въ концѣ сей книжки Вѣстника Европы. К.}. Онъ отнятъ отъ одной рукописи, которой бумага и письмена соотвѣтствуютъ означенному на ней году. Доска сія изображаетъ священника, стоящаго на колѣняхъ предъ олтаремъ. ВЪ етоцъ памятникѣ не соблюдена перспектива ни алтаря, ни изображеніи, на= писанныхъ на стѣнѣ церкви.. Qnb ицѣетѣ слѣдующую подпись:

Ley dis

   Ло) 1422о dm ... et 14о :: вшу ы
   По моему мнѣнію должно читать "laudis" какъ бы начало молитвы, которую произноситъ священникѣ; а другая строка безъ сомнѣнія означаетъ время, въ которое гравировка была окончена, т. е. Anno 1422о domini et 14о die Septembres. Нарочно предложилъ я подлинный списокъ сей подписи, дабы всякому доставить удовольствіе разбирать ее.
   Доска сія, очень рѣдкая, находилась въ собраніи Его Сіятельства Графа Алексѣй Кириловича Разумовскаго {См. Notice des monuments typographiques qui se trouvent dans la Bibl. de Mr. le Comte Alexis Razoumovsky. Moscou, 1810. 8.}. Ясно можно было разсмотрѣть, что художникѣ вырѣзывалъ на деревѣ, а не на металлѣ; потому что на деревѣ не льзя гравировать съ подобною тонкостію. Извѣстно, что Художники Албертъ Дюреръ и Лука Лейденскій, жившіе въ концѣ XV то столѣтія, гравировали на серебрѣ, а не на мѣди, на которой трудно было работать до тѣхъ порѣ, пока еще не изобрѣтенъ способъ гравировать посредствомъ крѣпкой водки. Рѣзьба на серебрѣ гораздо приятнѣе на видъ; самыя доски могутъ служить картиною.
   Мнѣ случилось видѣть въ одномъ собраніи рѣдкостей двѣнадцать досокъ подлинныхъ Алберта Дюрера, изъ серебра; онѣ чрезвычайно украшали комнату.

Съ Нѣм. Д.

   

0x01 graphic

-----

   Фишер Ф.Б. О древнейшей, из всех известных, металлической гравированной доске / (Сочинение профессора Фишера, служащее к дополнению Истории гравировального искусства); С нем. Д. // Вестн. Европы. -- 1815. -- Ч.79, N 4. -- С.273-284.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru