Философов Дмитрий Владимирович
Письма к Мариану Здзеховскому

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


Д. В. Философов

Письма

  

Оригинал здесь -- http://www.russianresources.lt/archive/Filo/Filo_0.html

  
  
   Письмо Мариану Здзеховскому (1912)
   Письмо Мариану Здзеховскому (1914)
   Письмо Мариану Здзеховскому (1920-е)
   Письмо Мариану Здзеховскому (1925)
   Письмо Мариану Здзеховскому (1928)
   Письма Мариану Здзеховскому (1931)
  
  

Письмо Мариану Здзеховскому 6 (19) января 1912 г.

  
   Дмитрий Владимирович
   ФИЛОСОФОВ
   Новый адрес:
   Сергиевская, 83
   Тел. 114-06,
   С. П. Б.

6 - 19 - I - 912.

Многоуважаемый Профессор,

   несколько замедлил ответом на Ваше любезное письмо, чтобы сразу дать Вам все нужныя справки. К сожалению, до сих пор не нашел имеющейся у меня статьи униатского священника Н. Толстого, статьи помещенной в "Русском Слове" весною 1911 г. Статью эту я разыщу, и пришлю ее Вам непременно, если не в подлиннике, то в копии. Она очень существенна, обошла все газеты и вызвала много статей, особенно в "Нов. Вр." и в "Русск. Слове" (в том числе мою). Св. Н. Толстой человек безусловно честный и подлинность его сообщения никто не опровергал. Сам Ник. Толстой перешел в католичество в 1894 г., о чем 19 декабря 1894 г. состоялось постановление Сената. В этот же день митрополит Антоний писал К. П. Победоносцеву:
   "По поводу настоящаго дела я высказался в том смысле, что этому движению, представителем котораго явился о. Толстой, удобную пищу может давать постепенно усиливающееся стремление обер-прокурорской власти к совершенному абсолютизму. Я не один раз слышал от многих лиц, и даже от одной высокой особы, что лучше папа, чем обер-прокурор. Конечно, если мыслить о главенстве церкви и выбирать главою или папу, или обер-прокурор, то, конечно всякий благомыслящий человек всегда скажет:
   лучше папа. Помилуй Бог, если история поставит такую альтернативу, когда-нибудь православному русскому человеку"
   Приведенный отрывок из письма покойнаго митрополита приведен в "Русск. Слове" от 6.XI.912., в статье А. Никонова: "На фоне безвременья". Статья эта посвящена памяти покойнаго. Под псевдонимом Никонова скрывается один ученый историк церкви.
   Статьи проф. Моск. Дух. Ак. И. В. Попова, на которыя я ссылался, следующия: 1. "Религиозн. Идеалы Св. Афанасия Александрийскаго" Св. Троицкая Сергиева Лавра. 1904. ц. 40 коп. 2. Мистическое оправдания аскетизма. Там-же, 1905 (ц. 50 к.) и 3. элемента греко-римск. культуры в истории древн. хр.-ва. М. 1909. (последн. статья была напечатана в "Вопросах философии и психологии").
   Это все отдельныя главы его большой работы. Достать все статьи можно в книжн. магазине Тузова.
   Книжка М. В. Лодыженскаго называется: "Свет незримый". СПБ. 1912. ц. 2 р. Склад в ред. "Сельскаго Вестника" Мойка 32. Лодыженский был долгое время консулом в Черновцах, а теперь кажется при М-ве Ин. Дел.
   Вот кажется и все, что Вас интересовало. Душевное спасибо за статью.

Искренно уважающий Вас

Д. Философов.

    
   Отдел рукописей библиотеки Вильнюсского университета, F 33 - 302
  
  

Письмо Мариану Здзеховскому 21 февраля (6 марта) 1914

  

21.II

6.III. 914

    

Многоуважаемый

Мариан Эдмундович.

   Конечно Масарик неправ.
   Тартев и Несмелов, действит. единственные культурные апологеты, питающиеся крохами от Вл. Соловьева. О Светлове-же и Еп. Сергии не стоит и говорить. Этого мало для религ. "революции".
   Тартев занимает теперь в Москве (Дух. Ак.) кафедру правосл. богословия, в программу котораго входит опровержение социализма, и он добросовестно его теперь опровергает, вооружившись Каутцким и Мерингом.
   Светлов сотрудничает в "Колоколе". Вообще в смысле философском, у них ничего оригинальнаго нет. Просто их ценят за то, что они говорят мало-мальски культурным языком. Бердяев одно время увлекался и Тортевым и Несмеловым, а покойный Победоносцев очень поощрял Несмелова.

Преданный Вам

Д. Философов.

   P. S. Деньги я жду в Париже.
   Адрес: 11 bis, Avenue Mercedes.
   Paris XVIe
    
    Отдел рукописей библиотеки Вильнюсского университета, F 33 - 302
    
  

Письмо Мариану Здзеховскому 18 октября 1925

  
  
   Извините великодушно за задержку в ответе. Но я лишь по воскресеньям имею возможность отвечать на срочныя письма. Д. Ф.
    
   18.X. 25
   Sienna 28 m. 21
   Warszawa

Глубокоуважаемый профессор,

   искренне благодарю Вас за память и за посылку Вашей статьи в "Slowo". Мы получаем "Слово", и я Вашу статью прочел раньше, чем Вы мне ее прислали. Она даже была переведена, но в последнюю минуту у меня возникли сомнения, не поведет-ли ея напечатание, без всяких комментарий, к недоразумениям? т. е. не увеличит-ли это авторитета Чичерина, как человека идейнаго, и даже "патриота"? Поэтому я передал ее М. П. Арцыбашеву, который, вероятно, напишет по поводу нея статью, или по крайней мере, использует ее.
   Я, лично, считаю, что перелом, происшедший благодаря Локарно, очень затрудняет положение сов. правительства, которому Европа нужна более, чем когда либо, и главным образом ея товары, т. к. русский крестьянин не продает больших запасов зерна, не имея что купить на полученныя проданныя деньги. Поэтому в России опять, на-время, взяли верх хозяйственники, (Троцкий, Красин, Чичерин), или эволюционисты, а активисты Зиновьев, Фрунзе etc., в опале. Этот момент, как мне кажется, Европа должна была-бы использовать, и действовать по отношению к России солидарно, не в смысле политическом, а экономическом, т. е. использовать нужду Сов. России в Европе, в целях закрепления эволюционнаго процесса в России.
   Потому, я лично, интригам Чичерина не приписываю большого значения, и если благодаря его визиту в Варшаву, полякам удастся хоть что нибудь сбыть из своих товаров в Россию - слава Богу. У русского крестьянина хоть будет плуг или ситец, а у поляков меньше банкрутов. За пять лет моего пребывания в Польше, я в первый раз с такой тревогой смотрю на ея положение. Я боюсь, что настоящий экон. кризис заставит безработных выйти на улицу. Кризис-же - никакими хирургич. операциями не вылечишь, тут должно быть длительное лечение Если и можно говорить об "операции", то только в смысле сближения с Германией. Но на эту операцию, поляки не согласятся, т. к. естественно, это будет не вскрытие нарыва, а может быть - ампутация...
   Радуюсь, что Виленский Университет имеет такого выдающагося и благороднаго ректора.

Искренно Вас уважающий

Д. Философов.

    
   Отдел рукописей библиотеки Вильнюсского университета, F 33 - 302
  
  

Письмо Мариану Здзеховскому

  
  
   Sienna 28 m. 21 Tel. 256-26
   20.XI. [192 ?]
  

Многоуважаемый профессор.

   Сердечное Вам спасибо за Ваше искреннее и интересное письмо.
   Позвольте мне Вам так же искренне ответить. У вас в Польше два "обоза". Одни говорят: есть украинцы и белоруссы, русских нет. Для укр. и бел. мы готовы многое сделать. Однако - ничего не делается. Другие говорят: есть только русские. Но для русских ничего не делается. Оба обоза ссылаются друг на друга, что мол другой мешает.
   Да, Тугутт искренно хотел сделать для укр. и белор. Но ему пришлось уйти, с делом стоп. Грабский.
   Да, вы и Ваши единомышленники много хотите сделать для русских, но делает орден иезуитов. Католический съезд в Вильне реальность. Желания о. о. иезуитов во главе с д'Ербиньи, работать в России, переговоры с большевиками это факт. С точки русско-польских отношений - это прямо ужас. Чем больше иезуиты работают в России, тем больше будет ненависть России не к католикам, а к полякам.
   Вы говорите, что поляки не обратили внимания на [нрзб]. Напрасно. Он читал свои лекции в Вильне, Лиде, Молодечно, Сморгони, и везде дискредитировал не только православие, но и Митрополита. Если он действовал ad majorem dei gloriam, то реально он возбуждал среди православнаго населения ненависть к полякам.
   В данную минуту мы имеем правительство представляющее собою блок между старым Бельведером и консервой. Т. е. оба течения относительно меньшинств объединились в прав-ве. Предполагаю, что Мейштович и Незабитовский стоят на вашей точке зрения, Пилс. и Бартель на старо-бельведерской. Но + на - дает ноль. Получится мертвая точка. Ни русские, ни белор. с укр. ничего не получат, с выгодой большевики. Весь смысл остраго припадка национализма был в том, что он спас Европу от большевизма, спас в том числе и Польшу. Если бы даже П. П. С. не были так национальны, коммунизм вас бы [нрзб]л. Но так как вы, поляки ничего не сделали для национализма меньшинств - этим воспользовались большевики. Они избрали национализм тогой, для своей пропаганды, и национ. превратился во fleen, как вы говорите. Можно посмотреть на положение вещей и a vol d'oiseau, и сказать что выхода нет. Мир гибнет, спасутся 10 праведников. Но не есть ли это уход из мира? Не порция-ли это des derniers romains? Не праведнее-ли был блаж. Августин, который a embrasse la cense des barbares?

Искренне преданный

Д. Философов.

    
   Отдел рукописей библиотеки Вильнюсского университета, F 33 - 302
  
  

Письмо Мариану Здзеховскому 4 мая 1928 г.

  
  

4. V. 28.

Варшава.

Многоуважаемый

Мариан Эдмундович.

   С чувством глубокаго волнения прочел Вашу речь, преисполненную не только замечательных мыслей, но и высокаго духовнаго величия. Почему Вы поделикатничали и не назвали имя того безумца, который писал такия кощунства в сборнике "Латинство и Россия"? Если память мне не изменяет, это писал Карсавин!
   К сожалению, под рукой у меня не оказалось этого сборника, а потому я не решился, хотя бы в примечании, заклеймить обезумевшаго Карсавина. Я понимаю, что Вам как католику и поляку не хотелось бы называть его фамилии, но нам русским, такая деликатность не пристала. Очень буду Вам благодарен, если мне дадите более точныя указания.
   Что касается существа Вашей речи, то увы! чем больше я живу, тем больше я убеждаюсь, что при всех обстоятельствах была в истории "республика аристократов", члены которой могли понять друг-друга, но которая толпа никогда не понимала. Все что Вы сказали о взаимоотношениях церквей - истина святая. Но ни Карсавиниы, ни Обсты этой истины никогда не поймут. В частности, что касается Польши, то никогда не надо забывать, что католичество здесь господствующая и государственная религия. Что для православнаго (особенно на кресах) между поляком и католиком до сих пор стоит знак равенства. А потому пропаганда католицизма воспринимается как полонизация, т. е. насилие над национальным лицом. Здесь связь катол. церкви с властью вредит по моему мнению обеим сторонам. Я часто думаю, что еслибы не было Муссолини, и в Италии произошло то что в России, т. е. католичество подверглось-бы гонению, обе церкви объединились-бы!
   С глубоким уважением жму Вашу руку.
   Д. Философов.
   P. S. Вы, конечно, понимаете, почему я поместил небольшое примечание к Вашей речи.
    
   Отдел рукописей библиотеки Вильнюсского университета, F 33 - 302
  

Письмо Мариану Здзеховскому 7 января 1931 г.

  
  
   "ZA SWOBODU!"
   ROSYJSKIE PISMO CODZIENNE
   Adres dla depesz: "ZA SWOBODU!"
   Telefony: Redakcji 109-30
   Kantoru 165-66
   Drukarni 258-89
   Czekowe konto pocztowe w P. K. O.
   Nr. 6838
   Skrzynka pocztowa 646.
   Warszawa, dn. 7e января 1931
   Dluga 50, Pasaz Simonsa
    

Глубокоуважаемый

Мариан Эдмундович,

   О выходе Вашей книги я узнал из статьи Мацкевича в "Слове". С нетерпением ее жду и непременно о ней напишу. Что касается Чапскаго, то он уехал в Париж и вернется лишь в июне. Я ему перешлю свой экземпляр по прочтении. Для меня Ваш подход к Наполеону III интересен, потому что я воспитан на совсем другой точке зрения.
   Прочел сейчас Вашу статью в "Часе". Многое хотел бы Вам сказать на эту тему, но мне особенно трудно о ней говорить в качестве эмигранта. Могу сказать только одно: главная опасность это большевики и вовсе не потому, только, что их смердящий дух распространяется на всю Европу. Гуманизм и культура в нашем с Вами понимании на долгое время исчезли. Наличие большевиков в Москве приучило и антибольшевиков действовать их методами. Война + коммунизм убили давние гуманитарные навыки на несколько поколений. Из двух зол я выбираю меньшее и смотрю на современные методы политической борьбы исключительно с точки зрения cui prodest. Боюсь, что наш давний гуманизм сейчас с руки большевикам. Другими словами думаю, что точка зрения Мацкевича правильная, не с точки зрения вечности, а с точки зрения актуальной политики. Мне лично особенно тягостна та взаимная ненависть, которая процветает сейчас среди моих польских друзей. Как эмигранту, мне особенно трудно вмешиваться в эту борьбу, а вместе с тем представители обеих сторон дарят меня своим доверием и жалуются друг на друга. Мне кажется, что молчание в данном случае - золото. Ответом на печальныя события должна быть тяжкая созидательная работа по закреплению самого существования Польши. К сожалению большинство мало сознает опасности, грозящия отовсюду Польше, и ограничивается разговорами в кавярне и наслаждается интересным зрелищем борьбы боксеров, бывших приятелей, кто кому сделает нок-аут: Слонимский Кадену или Серошевский Стругу. Я же лично более чем когда либо чувствую приближение крайне опасных не только для Польши, но и для всего мира событий.
   Всего Вам доброго, глубокоуважаемый профессор

искренно Вас уважающий

Д. Философов.

    
   Отдел рукописей библиотеки Вильнюсского университета, F 33 - 302
    
   Подготовка текста П. Лавринец, 2005.
   Публикация Русские творческие ресурсы Балтии, 2005.
    
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru