Поэзия русского футуризма / Cост. и подгот. текста В. Н. Альфонсова и С. Р. Красицкого, персональные справки-портреты и примеч. С. Р. Красицкого
СПб., Академический проект, 1999.
"От Филонова, как писателя, я жду хороших вещей..." -- писал в связи с выходом в свет книги "Пропевень о проросли мировой" ([Пг., 1915]) В. Хлебников1. Однако книга эта оказалась единственной поэтической публикацией Павла Николаевича Филонова, одного из крупнейших живописцев русского авангарда (он писал еще теоретические трактаты о принципах аналитического искусства). Филонов принимал активное участие в деятельности кубофутуристов. Он иллюстрировал "Изборник стихов. 1907--1914 гг." Хлебникова (Пг. 1914), делал рисунки для сборника "Рыкающий Парнас" (СПб., 1914), создал декорации, а также эскизы костюмов для постановки в декабре 1913 года трагедии "Владимир Маяковский". И хотя контакты Филонова с будетлянами не имели устойчивого характера (в 1914 году в письме к М. Матюшину он резко отзывался о деятельности Бурлюков и считал их относящимися "не к новому искусству, а к эксплуатации нового искусства"2), "Пропевень" является одним из самых ярких и показательных кубофутуристических произведений.
1. Хлебников В. Неизданные произведения. М., 1940. С. 378.
2. Цит. по: Мислер Н., Боулт Дж. Э. Филонов: Аналитическое искусство. М., 1990. С. 60.
лозы вана ѣльнь зовами міра тих зор пращей ожерезлой
дух лет вьет радугами зарит тихосдвигом оземн чтобы
двинуло землю вѣно вевѣсты на югъ через Вѣну рани
подночья оволок дивый хороведом орым поддыбит бѣг
снѣгов гость устами за вином и хлѣбом входит въ небо
верхушками пѣнья легок и чист.
ПРИМЕЧАНИЯ
177--178. Филонов. Пропевень о проросли мировой. [Пг]: Журавль, [1915].
А. Крученых писал, что "Песня о Ваньке Ключнике" и "Пропевень про красивую преставленицу" написаны "ритмованной сдвиговой прозой (в духе рисунков автора) и сильно напоминают раннюю прозу В. Хлебникова" (Крученых. С. 77). Сам же Хлебников в письме к М. Матюшину (апрель 1915 г.) так отзывался о книге: "От Филонова, как писателя, я жду хороших вещей; и в этой книге есть строчки, которые относятся к лучшему, что написано о войне.
Словом, книжка меня порадовала отсутствием торгашеского начала" (Хлебников В. Неизданные произведения. М.: Гослитиздат, 1940. С. 378). Сюжет о любви и гибели княгини и ее ключника был распространен в русском песенном фольклоре. Согласно этому сюжету, Ванька-ключник был казнен по приказу князя, княгиня же умерла от горя (см., например: Собрание народных песен П. В. Киреевского. Л., 1983. Т. 1. С. 83, 119, 144 и др.).
177.Евой под деревом знанья... Согласно библейскому сказанию, первые люди -- Адам и Ева -- были изгнаны из рая за то, что вкусили запретный плод с древа познания добра и зла. Икс-лучи -- рентгеновские лучи. Единорог -- мифическое животное с телом быка, лошади или козла и длинным прямым рогом на лбу. Командор -- персонаж трагедии А. С. Пушкина "Каменный гость". Микола Можайский -- Никольский собор (нач. XIX в.) в городе Можайске Московской области. Ченстоховская Богородица -- икона "Ченстоховская богоматерь" (XIV в.), находящаяся в костеле монастыря паулинов в польском городе Ченстохове. Баварский король. Земля Бавария была королевством с 1806-го по 1918 г. Сеяли под бороны медные зубню драконскую... В греческой мифологии посеянные зубы дракона прорастают воинами, которые побивают друг друга. Ивангород -- город в тогдашней Люблинской губернии.
178.Сирин -- в средневековой мифологии райская птица. Георгий Победоносец -- в христианских и мусульманских преданиях воин-мученик.