Оригинал здесь - http://www.krugosvet.ru/articles/83/1008308/1008308a1.htm
ФИЛОНОВ, ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ (1883-1941), русский художник и теоретик искусства, представитель футуризма, один из лидеров русского авангарда первой половины 20 в. Родился в Москве 8 (20) января 1883 в семье кучера. Рано осиротел. В 1897 семья, оставшаяся на попечении сестры Александры, переехала в Петербург. Учился в живописно-малярных мастерских (1897-1901), школе-студии Л.Е.Дмитриева-Кавказского (1903-1908); был вольнослушателем петербургской Академии художеств (1908-1910). В 1905-1907 путешествовал по Волге, Кавказу (Новый Афон), ездил в Иерусалим (через Константинополь). Был членом "Союза молодежи" (с 1910), после распада последнего вместе с Д.Какабадзе организовал недолговечную группу "Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков "Сделанные картины"" (1914). В те же годы сблизился с В.В.Хлебниковым и сам выступил как поэт, выпустив поэму Пропевень о проросли мировой (1915), где антивоенный пафос сочетается с мистическими мотивами всеобщего преображения человека и природы. В 1916-1918 служил в действующей армии на Румынском фронте.
Первые значительные произведения Филонова, обычно написанные в смешанной технике на бумаге (Мужчина и женщина, Пир королей, Восток и Запад, Запад и Восток; все работы - 1912-1913, Русский музей, Петербург), вплотную примыкают к символизму и модерну - с их аллегорическими фигурами-олицетворениями и страстным интересом к "вечным темам" бытия. В них вырабатывается самобытная манера художника строить картину кристаллическими цветовыми ячейками - как прочно "сделанную" вещь. Однако (в отличие от В.Е.Татлина) он пребывает как бы "футуристом-консерватором" и не переходит к дизайну, оставаясь в рамках чистой, искрящейся, пестрой живописности. В его образах утверждается идея органической художественной формы, аналогичной природным формам и процессам. Согласно теории Филонова, тщательно прорабатывая в своем "аналитическом искусстве" "каждый атом" картины, живописец должен выражать не только внешнюю видимость мира, но и внутреннее знание о нем.
Вернувшись с фронта в Петроград (1918), мастер активно включился в жизнь искусств. Он стал одним из инициаторов создания местного Инхука (Института художественной культуры) и с 1923 руководил в нем отделом общей идеологии; в том же году опубликовал Декларацию "Мирового расцвета" (1923), на базе которой в 1925-1927 сложился коллектив его учеников и последователей ("Мастера аналитического искусства"). Его произведения этих лет эпически "формулируют" целые монументальные пласты жизни (так называемые "формулы" пролетариата, революции, космоса, весны, составляющие большие живописно-графические циклы; огромная серия "голов"). Однако, при всей искренности революционных убеждений Филонова, социальная утопия в его искусстве парадоксально (так же, как в прозе А.П.Платонова) сочетается с антиутопией, обнажающей трагические разрывы и трещины бытия. Мастер испытывает все больший цензурный прессинг: его первую персональную выставку, уже развешанную в залах Русского музея, запрещают (1930), пресса делает "филоновщину" объектом систематических нападок.
Художник не раз писал добросовестно-натуралистичные портреты. Однако его попытки создать "тематическую картину" в духе соцреализма (Тракторный цех Путиловского завода, 1931) или торжественный портрет вождя (И.В.Сталин, 1936; обе работы - в Русском музее, Петербург) не имели общественного успеха. Загнанный в угол, он упорно продолжал работать. С одной стороны, его серийные "формулы" 1930-х годов переполняются чувством всеобщего распада, с другой - он сохраняет стоическую убежденность в правоте коммунистических идеалов. Именно поэтому Филонов категорически запретил продавать свои вещи, считая их достоянием пролетариата (благодаря этому почти все его наследие, переданное сестрой, Е.Н.Глебовой, в Русский музей, осталось неразрозненным).