Филарет
Речь к Преосвященному Савве, новорукоположенному Епископу Можайскому

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Речь к Преосвященному Савве, новорукоположенному Епископу Можайскому

(Говорена в Большом Успенском Соборе 4-го ноября; напечатана в Прибавлен. к Твор. Св. Отцев 1862 г. и в Страннике 1863 г.)

1862 год

Преосвященный Епископ Савва!

   Святый Апостол Павел, преподавая наставления Епископу Тимофею для его священного служения, между прочим, писал в своем послании: "воспоминаю тебе возгревати дар Божий живущий в тебе возложением руку моею" (2Тим. I. 6).
   Таким образом богодухновенный муж свидетельствует, во первых, что в священнотаинственном рукоположении преподается "дар Божий"; во вторых, что это не просто дар, положенный и отданный в волю приемлющего, но "живущий", и, как свойственно живущему, имеющий собственную силу и действие.
   И вот что совершилось над тобою, боголюбезный брат. Ты приял "дар Божий"; отныне "живет" в тебе дар Божий; простирает "в тебе" вышнюю силу и действие на естественные человеческие силы и действия; светит уму твоему к усмотрению истинного, праведного и спасительного для душ и для всей церкви, укрепляет волю твою для подвигов за истину и правду во спасение.
   Но, в то же время, как богомудрый Апостол в лице Тимофея нас поучающий, подает нам высокое утешение, и великую надежду, он возлагает на нас и великую заботу. "Воспоминаю, -- говорит, -- тебе возгревати дар Божий, живущий в тебе возложением руку моею". Это значит, что если не будем "возгревать" дар Божий в нас, то его действие может в нас угаснуть или отступить в таинственную глубину, из которой, хотя не престанет простираться чрез нас в совершении таинств, но не будет проливаться собственно на нас и на нашу жизнь: и тогда мы останемся с одними естественными, расстроенными грехом, силами, недостаточными даже для обыкновенных христианских, а тем более для высших церковных обязанностей.
   Посему, словом Апостольским, во первых, "воспоминаю себе", а потом и тебе завещаваю, "возгревати дар Божий", или, яснее сказать, возгревать и воспламенять в себе ревность и усердие, чтобы силою и помощию дара Божия, верно и неослабно действовать ко спасению своему и вверенных нам. Как возгревать и воспламенять? -- Молитвою веры, примерами твердых подвижников за славу Божию и благо церкви, паче же всего мысленным и сердечным созерцанием Господа Иисуса, положившего душу Свою за искупление бедных душ наших от адского плена, -- созерцанием, которому весьма естественно перейти в благоговейную любовь к Божественному Искупителю, и в сострадательную любовь ко всем душам, оцененным так дорого. А с сею любовию, если нужно будет "спострадать благовествованию Христову" (2Тим.1:8), так много ныне страждущему и от враждебных ему помыслов, и от недостойной его жизни: можно в самом страдании со Христом найти чувство блаженства, еще на пути к блаженству вечному.
   С таким напутствием вступи на путь служения, пред тобою открывающегося, "и жезл силы да послет" тебе Господь "от Сиона" (Псал. CIX. 2).
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru