Филарет
Беседа в пяток Пасхи и в день рождения Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Беседа в пяток Пасхи и в день рождения Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича

(Говорена в Усп. Соборе апреля 17-го; напечатана в Твор. Св. Отц. 1859 г. и в собр. 1861 г.)

1859 год

   И приступль Иисус, рече им глаголя: дадеся Ми всяка власть на небеси, и на земли (Матф. XXVIII. 18).
   Господь наш Иисус Христос, по воскресении Своем из мертвых, Своим ближайшим ученикам, и другим верующим в Него, многократно являлся в продолжении четыредесяти дней, до Своего вознесения на небо. Первые Его явления имели целию дать полное удостоверение о том, что Он действительно воскрес из мертвых. В других последующих явлениях Он "глаголал яже о царствии Божии" (Деян. I. 3), преподавал высшие познания истин и таинств веры и устроял Свою Церковь. Евангелист Матфей в конце своего евангелия описал одно из сих явлений, имеющее особенную знаменательность, как можно усмотреть, между прочим, из того, что в других явлениях Господь открывал Себя одному или многим, без предварения, как внезапный посетитель или спутник, а о сем явлении предварил учеников Своих, и назначил для него место. "Да идут в Галилею, и ту Мя видят" (Матф. XXVIII. 10).
   Евангелист не определяет времени сего явления: но, без сомнения, оно последовало уже тогда, когда предшествовавшими явлениями по крайней мере в ближайших учениках Его достаточно была утверждена и освобождена от сомнений вера в совершившееся воскресение Господа.
   Хотя Евангелист только на одинадцать Апостолов указывает, как на очевидцев сего явления Господа: однако, вероятно, что в сем участвовали и многие другие. Вероятно[1], к сему клонилось и раннее о сем явлении предварение, и назначение места в Галилее, где Христос Спаситель много проповедывал прежде страдания Своего, и где тогда много было уверовавших в Него; и, конечно, из сих-то "овии... усумнешася" (Мф. 28:17), не быв приготовлены видением предшествовавших явлений Воскресшего, как приготовлены были Апостолы[2].
   Господь Иисус начал Свою евангельскую проповедь возвещением, что "приближися...царство небесное" (Матф. IV. 17): и при конце Своего земного поприща уже самою короткою мерою определял сию близость: "не имам ясти, -- не имам пити, -- дСндеже царствие Божие приидет" (Лук. XXII. 16, 18). Но ученики Его еще не довольно понимали царствие небесное; они еще не освободились от иудейской мысли о земном царстве Мессии. С воскресением Господа настало время, поелику открылась удобность, дать им ясное, опытное понятие о царствии небесном, показать им оное в самом действии. Для сего воскресший Господь является собранным по предварительному повелению Его в Галилею ученикам, и провозглашает Свое воцарение в том царстве, которого приближение предсказывал[3]: "приступль Иисус, рече им, глаголя: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли". Теперь видите: царь предвозвещенного[4] царства есть воскресший Христос; Его царство есть "небесное", потому что Его воскресшая жизнь, очевидно, есть уже не земная, а небесная и пренебесная, и такова же Его деятельность; но царство Его не ограничивается небом, а простирается и на всю землю, для того, в особенности, чтобы верующих в Него человеков из земной несовершенной, смертной жизни, посредством благодатного возрождения, возводить в жизнь небесную, совершенную, бессмертную, в блаженство царства небесного.
   Но слово Господа нашего воскресшего, разрешая вопрос: что такое царство небесное, которого приближение Он предсказывал, в то же время пораждает другой вопрос: каким образом не прежде, как по воскресении, дана ему всякая власть на небеси и на земли, когда Он имел сию власть от вечности, яко единородный Сын Божий, Которым "создана Быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли" (Кол. I. 16), и Который "носит...всяческая глаголом силы Своея" (Евр. I. 3)?
   Для разрешения сего вопроса надлежит различить состояние Сына Божия до Его воплощения от состояния Его по воплощении, состояние его, как Бога, и состояние Его, как Богочеловека. По первому состоянию, как Бог, Он имеет всегдашнюю неограниченную власть над всем, что им создано, и провидением Его хранимо и управляемо. Во втором состоянии Он, вступая в земную жизнь, "Себе умалил, зрак раба приим" (Фил. II. 7); и тогда слава Божества Его была сокрыта; Его человечество только еще готовилось к прославлению. Принеся себя, по человечеству, за повинное пред Богом наше всеродное человечество, в очистительную жертву правосудию[5] Бога отца, Он приобрел в воскресении Своем прославление Своему человечеству и вместе надежду прославления нашему всеродному человечеству. Туда, где от века пребывал Он, и пребывает, как Бог, теперь возшел, как Богочеловек, -- "превыше всех небес" (Еф. 4:10); и, как воспевает Церковь, "Ангели дивятся, человека зряще превыше себе" [6].
   До крестной смерти и воскресения Христа Спасителя, для человека, грехом и осуждением греха изринутого из рая, рай и небо заключены были вечным правосудием, и не видно было власти, их отверзающей; врата ада за нисходящими в него грешниками были заключены, и не видно было власти, их отверзающей. Воскресший Христос есть "святый и истинный, имеяй ключь Давидов", -- крест, "отверзаяй, и никтоже затворит" (Апок. III. 7). Ему "дадеся...власть" отверзать ад, и изводить древле осужденных, отверзать небо, и вводить помилованных.
   Власть, которая "дадеся" воскресшему Христу Богочеловеку "на земли", есть таже, действующая здесь начинательно, которая действует совершительно на небеси. Здесь Он вводит верующих из царства поврежденной природы в царство благодати, чадам ветхого Адама "дает... область чадом Божиим быти" (Иоан. I. 12): там из царства благодати, возводит их в царство славы.
   Наконец, в провозглашении царской власти воскресшего Христа да не будет оставлено без особенного внимания открываемое пространство сей власти: "всяка власть на небеси и на земли". В каких разнообразных[7] видах является "всякая власть" Его на небеси, это недоступно нашему созерцанию. Помыслим о ближайшей к нам всякой власти Его на земли. Если Он имеет "всякую власть": то нет здесь никакой власти и силы, которая не была бы подчинена Его власти. Простирая власть благодати на каждую душу верующую и на все царство веры, на созданную Им Церковь, Он также простирает власть Своей премудрости, благости и правды и на видимую жизнь человека личную и общественную, и на все царство природы. Под властию Его премудрости и благости животворно солнце светит, ветер дышет, облака дождят, вода орошает и поит, земля износит благопотребные человеку прозябения. Под властию Его премудрости и благости рождается человек, возникает семейство, возрастает, укрепляется и цветет народ, созидается, утверждается и возвышается царство. Под властию оскорбленной благости и правды Его, солнце опаляет, воздух дышет тлетворно, облак пускает смертоносные стрелы молний, вода потопляет, земля отказывает человеку в дарах своих. Под властию оскорбленной благости и правды Его, невнимательный к сей власти человек лишается света и блуждает, семейство расстроивается, народ смущается[8], царство колеблется. Кроткую для кротких, а для "шатающихся языков", для "людей поучающихся тщетным", для "расторгающих узы" Божественного закона, грозную власть дал Отец небесный единородному Сыну Своему, Царю Христу Своим предопределением: "проси от Мене, и дам ти языки достояние Твое; -- упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я" (Пс. II. 1, 3, 8--9).
   Благоговей пред властию Царя Христа, сын царствия небесного, искомого и чаемого. Благоговей пред властию Царя Христа, сын царства земного. Благоговей пред Ним мыслию, сердцем, делом, жизнию. Вопрошай часто, чего хощет Он от тебя, и исполняй волю Его, "работая Ему со страхом", и, исполнив, "радуйся Ему с трепетом" (Пс.2:11). Предпринимая дело, вопрошай, угодно ли оно Ему: и проси его благословения на то, что угодно Ему: и не колеблись отвергать то, что Ему не угодно. "Приими сие наказание", то есть, наставление[9], "да не когда прогневается Господь" (Пс.2:12).
   Радостно и назидательно видеть ныне благочестивый народ, радующийся о Благочестивейшем Царе, и радость свою приносящий пред лице Царя царствующих, благодарящий его за рождение Царя, как за небесный дар, просящий долгоденствия и благоденствия Царю, как небесного дара. О, если бы так всегда и во всем! --
   Почто иные самонадеянные умы, вышед из повиновения вседержавной премудрости Христовой, домогаются самопроизвольно и своемудренно господствовать[10] над делами, и над законами, и над общенародным разумением? -- Почто на страже правды и честности поставляют не высокий и[11] сильный страх Божий, а малодушный и[12] ничтожный страх мнения человеческого? О, если бы никто в царстве земном не действовал в забвении о власти небесной! О, если бы, "яко очи раб в руку господий своих,...тако очи наши ко Господу Богу нашему, дондеже ущедрит ны!" (Пс. CXXII. 2). Верен Владыка душ совершить[13] спасение душ; верен Царь царствующих благословить намерения и подвиги Царя, и благоустроить и в благоустройстве сохранить[14] царство. Аминь.

-----

   [1] В рукоп. автора сначала вместо сего было: "что".
   [2] Слова сии в рукоп. автора вставлены после.
   [3] В рукоп. автора прежде было: "в предсказанном царстве небесном".
   [4] Вместо сего было прежде слово: "небеснаго".
   [5] Слово сие в рукоп. автора вставлено после.
   [6] Стихир. на вознес. Госп.
   [7] Слово сие в рукоп. автора вставлено после.
   [8] Вместо сего было в рукоп. автора: "мятется".
   [9] Слова сии в рукоп. автора вставлены после.
   [10] В рукоп. автора вм. сих слов было: "ум человеческий вышед из повиновения вседержавной премудрости Божией, домогается самопроизвольно и неограниченно царствовать".
   [11] В рукоп. автора сии слова вставлены после.
   [12] В рукоп. автора сии слова вставлены после.
   [13] В рукоп. автора прежде стояло: "устроить".
   [14] Слова сии в рукоп. автора вставлены после.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru