Речь к новопосвященному Епископу Дмитровскому, Порфирию
(Говорена в Чуд. Мон. ноября 21; напечатана в Твор. Св. От., 1858 г. и в собр. 1861 г.)
1858 год
Святый Апостол Павел, святым Тимофею и Титу преподав тайнодейственным епископским рукоположением благодать Всесвятого Духа просвещающую и умудряющую, тем не менее нашел нужным учить их епископскому действованию чрез свои послания. Святая Церковь, всегда верная своим законам, повелела и нам от тайнодейственного рукоположения на поприще епископского действования напутствовать тебя словом назидания.
Исполняя сие повеление, указуем тебе на те самые[1], уже не неизвестные тебе, наставления, которые преподал святый Павел святым Тимофею и Титу. Ты, конечно, не станешь[2] искать против сего возражения в том, что это были мужи апостольские. Епископство тоже и ныне, которое началось от сошествия Святого Духа и апостольского рукоположения. Если мы далеки от мужей апостольских: то это по нашей вине. Не время удаляет нас от них, но недостаток ревности подражать им. Нам должно взирать на их образ, как на путеуказательный светильник, и наипаче[3], когда день веры усиливаются[4] затмить лжемудрие страсти, преобладающая суета и чувственность.
В особенности благовременно теперь вспомнить апостольское правило: "без своего старейшего ничтоже да творят епископи, но токмо во своем пределе кийждо; и старейший же без онех ничтоже творит, полезного ради всем соединения" (Апост. правил. XXXIV). Как прекрасно устроение Церкви, которой единство священноначальственное святые Апостолы оградили сим правилом, и которая, употребляя оное в предостережение некоторых, без сомнения, вообще соблюдала оное! Оно показывает в епископах одну душу; и тем очевиднее являет Церковь единым телом.
У нас не многие из епископов необходимо поставлены в совещательные сношения с старейшими: не знаю, многие ли расположены входить в такие сношения добровольно, по наставлению синодального устава (Дух. Регл. о еписк. ст. IV). Но понятно само собою, что при недостатке епископских общений, опытность одних не может приносить плодов, которые могла бы принести посредством подаваемых советов, и неопытность других может иногда приносить незрелые плоды незрело обдуманного действования.
В церковном действовании твердо и благонадежно только то, чему в основании положено слово Божие, правила церковные[5], учение и пример Святых. Но и крепкий камень, не всякая рука, и не всегда одна рука, может хорошо положить в дело. Советую тебе, как себе, не опираться самонадеянно на свое мудрование, а любить искренний[6] братский совет соепископов[7]. "Спасение... есть во мнозе совете", -- учит Премудрый (Притч. XI. 14).
Приими жезл начальства не с мыслию о важности начальствующего, но с мыслию, что силы наши недостаточны для нашего служения, и что мы имеем нужду в опоре, подаваемой свыше.
-----
[1] В рукоп. автора прежде стояло: "как сие исполнить? -- Всего ближе указать тебе на те".
[2] В рукоп. автора прежде было: "будешь".
[3] В рукоп. автора сначала стояло: "особенно" и "угрожают".
[4] В рукоп. автора сначала стояло: "особенно" и "угрожают".