(Говорена в Чудове мон. марта 25-го; напечатана в Твор. Св. От. 1858 г. и в собр. 1861 г.)
1858 год
Блюдитеся,...како слышите (Лук. VIII. 18).
Внимательно, рассудительно, осторожно наблюдайте за собою, как слушаете то, что доходит до вашего слуха, как принимаете и должны принимать слышимое. Так наставлял Христос Спаситель Своих учеников. Пречистая Матерь Его, преблагословенная Дева Мария в совершенстве исполнила сие наставление, когда оно не было еще произнесено.
Христиане! Наставление Христа Спасителя относится и к нам потому самому, что мы христиане, то есть, ученики и последователи Христа. Пример пречистой Матери Его может ввести нас в разумение наставления Его.
Праматерь Ева не положила себе правила: "блюстися,... како слышит...", когда вступал с нею в разговор змий искуситель, хотя самая необычайность сего явления должна была внушить осторожность. Чрез отверзтое любопытством ухо словесный яд проник до сердца ее и отравил душу грехом, прежде, нежели вкушением запрещенного плода отравлено тело. И праотец Адам не уберег своего слуха от греховного слова жены: и чрез нестрегомое ухо допустил смерть войти во весь род человеческий.
Не так Пресвятая Дева Мария. Как предопределенная в служение таинству исцеления человеческого рода от смертоносной заразы греха, она, при самом вступлении в сие служение, исправляет первоначальную погрешность прародителей. Она слышит приветственный глас Ангела, уже более или менее ведомый ей, со времени воспитания ее во храме Иерусалимском: и при всем том "блюдется,...како слышит..."; не вдруг допускает высокое о ней слово до смиренного сердца; не отвечает на привествие; останавливается в заботливом размышлении. "Смутися о словеси его, и помышляше, каково будет целование сие" (Лук. I. 29).
Какое это слово, которым произведено смущение в душе чистой и мирной? Это слово Ангела: "радуйся благодатная, Господь с тобою; благословенна ты в женах" (Лк. 1:28). Но что же здесь могло быть причиною смущения? Причиною смущения обыкновенно бывает слово печальное, или строгое, или унижающее, или обидное, или угрожающее. Ничего такого нет в словах Ангела. В них видны: радость, благоговение Ангела к Пресвятой Деве, ее достоинство, Божие к ней благоволение. Вникните в дело духовным разумением. Словом печальным, строгим, унижающим, обидным, угрожающим, приводится в смущение наша нетерпеливость, наша гордость. Сих качеств не было в Пресвятой Деве; почему и такие тяжкие слова не привели бы ее в смущение. Но в ней обитает глубокое смирение: и потому для ней неудобоприемлемо слово, которое возвышает ее. Смирение не любит оглашающей похвалы; уклоняется от нее; боится, чтобы она не повредила ему: и потому, когда слышит хвалителя, с невольною заботою внутренно вопрошает: действительно ли ты Ангел Света? -- Таково значение смущения, в которое Пресвятая Дева приведена была приветствием небесного благовестника.
Но и беспорочное смущение есть состояние не естественное. Душа, ощутив себя в оном, ищет пути, чтобы выйдти из оного. Какой же путь открыла для сего Пресвятая Дева? -- Путь безмолвного размышления. "Помышляше, каково будет целование сие".
Вслушайтесь пристально в молчание Пресвятой Девы пред благовествующим Ангелом: вы найдете, что сие молчание также премудро, как премудро слово. Если бы Мариамь поспешила отвечать на хвалебное приветствие Ангела без отрицания слышимой хвалы: это было бы утверждение и принятие хвалы, и было бы тяжко для Девы, в отношении к ее смирению. Если же она отвечала бы с прекословием: это могло быть оскорблением вестнику небесному. И того и другого затруднения избежала она, скрывшись от слова в молчание, и употребив для размышления. "Помышляше: каково будет целование сие?" Что значит приветствие необычайное? Как поступить с приветствием, которое трудно и страшно принять, и также трудно и страшно отвергнуть? Если от Бога приходит слово: не явит ли Он знамения, прекращающего смущение и страх, и разрешающего недоумение? -- Знамение действительно явилось в том, что на глубокомысленное молчание Пресвятой Девы, как бы на внятное слово, Ангелом дан сообразный ответ: "не бойся, Мариамь" (Лк. 1:30). Из сего познала она, что Бог открыл Ангелу ее внутреннее состояние, и послал ей слово успокоения; и что, следственно, с спокойствием и верою должно внимать дальнейшему провещанию Ангела. Так она приготовилась и приготовлена была принять благовещение о воплощении в ней Сына Божия -- Спасителя мира: и возмогла из безмерной глубины смирения изнести безмерно высокой веры {В рукоп. автора прежде было: "высоко".} слово: "се раба Господня; буди мне по глаголу твоему" (Лк. 1:38).
Видишь ли, христианская душа, хотя отчасти, душу Пресвятой Девы, ее внутреннее благоустроение, ее бдительность на страже нравственного самоохранения {В рукоп. автора прежде стояло вместо сих слов: "бдительное охранение".}? Учись сокровенно мудрости Ее, подражай бдительной осторожности Ее в собеседовании. "Блюди...ся,...како слышиши". Не останавливай себя тем, что ее путь очень высок; и что твой путь инаков. Если обленишься и не поревнуешь хотя издалеча последовать Пресвятой Деве путем восходящим: то легко можешь совратиться на путь Евы, низходящий и ведущий к падению. Легко может случиться, что к тебе подкрадется какой-нибудь словоохотный "змий,...мудрейший всех зверей сущих на земли" (Быт. III. 1), но далекий от мудрости даже просто человеческой, и кольми паче от небесной, который видится обитателем рая, а невидимо принадлежит к жителям ада, которого "словеса умякнуша...паче елеа, и та суть стрелы" (Псал. LIV. 22), который в мечтательных и льстивых словах обоготворит тебя, а в самом деле заразит тебя клеветою и хулою на Бога, который предложит тебе красивый и сладкий плод, и ты в нем вкусишь грех и смерть.
Пример Пресвятой Девы показывает, что с осторожностию должно слушать даже ангельское слово. И если такая осторожность нужна была для нее: то кольми паче нужна для нас. Ибо, как предостерегает Апостол, "сам... сатана преобразуется во Ангела светла" (2Кор. XI. 14): и потому неосмотрительный может принять блестящую медь за золото, -- слово лести и обмана за слово истины. Если твоему внешнему или внутреннему слуху является необычайное слово, представляющее себя посланным свыше: не спеши принимать оное; размысли в безмолвии, испытай, согласно ли оно с достоверно известным словом Божиим и учением Христовым; огради себя смирением, молитвою, и притом, как учат богомудрые, троекратною молитвою, и, поколику возможно, советом имеющих духовную опытность. -- Истина не оскорбится твоею осторожностию: а ложь и мечта не успеют обаять тебя.
Если и Ангела слышащему нужно "блюстися,...како слышит...": что сказать о собеседованиях человеческих? Сколько в людях ложных и худых мыслей, сколько страстей, сколько пороков! Все они могут обратиться в заразу, более или менее сильную и вредную, приметно и неприметно переходящую чрез слово и собеседование. Много явных и скрытых опасностей: много нужно благоразумия и осторожности.
Слышишь ли слово в похвалу тебе? -- Остерегись. Похвала нередко скрывает в себе лесть; или может самого тебя сделать льстецем для самого тебя, если пленишься ею; может удалить от тебя смирение, и поселить в тебе самонадеяние и небрежение о дальнейшем усовершении себя и своих дел. Услышав похвалу, помысли, каков ты должен быть, вспомни свои недостатки; и старайся иметь достохвальные мысли, намерения и дела, а не ловить исчезающий звук похвалы.
Слышишь ли слово, тебя оскорбляющее, или унижающее? -- Остерегись, чтобы не воспламениться "гневом", который "правды Божия не соделывает" (Иак. I. 20). Скажи лучше себе: вот случай поучить себя терпению и смирению, и отвечай оскорбляющему и унижающему или молчанием, или, если необходимо, кротким словом правды.
Слышишь ли слово, порицающее и осуждающее ближнего? -- Остерегись, чтобы чрез слух не принять участия в грехе чужого языка. Не прилагай сердца твоего к словам, которые вреднее для осуждающего, нежели для осуждаемого.
Слышишь ли слово, опечаливающее настоящим или угрожающим бедствием? -- Остерегись, чтобы твоя печаль не сделалась сильнее твоего рассудка и твоей воли. "Многи бо печаль уби; и несть пользы в ней" (Сир. XXX. 25). Раствори печаль твою молитвою и умиротвори себя преданностию в волю Божию и упованием на милосердие Божие.
Что, если услышишь или увидишь в чтении {В рукоп. автора эти слова вписаны после.} слова неблагонравия, неблагоговения, неверия? -- Поспеши заградить ухо твое и закрыть око твое {В рукоп. автора эти слова вписаны после.} от тлетворного ветра. Не прельсти себя мыслию послушать или прочитать {В рукоп. автора эти слова вписаны после.} из любопытства, или для забавы. Не касайся сажи. Не играй огнем. Не желай узнать вкус {В рукоп. автора вместо сего стояло прежде: "не отведывай".} яда. "Тлят обычаи благи беседы злы" (1Кор. XV. 33).
Не надобно ли, -- скажет кто-нибудь, -- не надобно ли иметь осторожности и при слушании учения духовного и нравственного? -- Точно, надобно иметь осторожность, -- именно осторожность, чтобы не быть, по выражению Апостола Иакова, "слышателем забытливым", подобным человеку, который посмотрел на себя в зеркале, отошел и забыл, каков он. Ибо не слышатель забытливый, но "творец дела, сей блажен в делании своем будет" (Иак. I. 22--25). Аминь.