Филарет
Беседа после священнослужения по случаю совершившегося пятидесятилетия службы Действительного Тайного Советника 1-го класса, Князя Сергия Михайловича Голицына, в качестве почетного опекуна Московского опекунского Совета

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Беседа после священнослужения по случаю совершившегося пятидесятилетия службы Действительного Тайного Советника 1-го класса, Князя Сергия Михайловича Голицына, в качестве почетного опекуна Московского опекунского Совета

(Говорена марта 26-го; напечатана в Твор. Св. От. 1857 г. и в собрании 1861 г.)

1857 год

   Несколько десятилетий {В рукоп. автора сначала было; "около пятидесяти лет".}, могу счесть и я с того времени, как священноначалием дано мне благословение служить алтарю, и беседовать в церкви: и после стольких лет нов для меня {В рукоп. автора прежде стояло; "только в первый раз встречаю"...}, встречаемый ныне, особенного рода случай для молитвы и слова.
   Мужи чтимых званий, избранные служители Царского человеколюбия, сочли пятдесят лет деятельности своего сотрудника и старейшины; взором уважения и сочувствия измерили необыкновенно долгий на одном возвышенном поприще ряд подвигов, ознаменованных -- неизнемогающею и в преклонных летах ревностию, -- правдою и искренностию, столь же свободною пред Высочайшим Престолом, как и в совете равных, -- бдительною попечительностию о благоустроении целых благотворительных учреждений, и о благе всех к ним принадлежащих, -- наконец, высоким доверием Благочестивейших Императоров и Императриц: -- и, не только старались соплести подвижнику венец, сколь можно, неувядаемый даже в потомстве, но -- что с особенным утешением вижу и указую -- признали над подвигами, столь долго, непреткновенно, мирно и благотворно совершаемыми, благословение Провидения Божия, и потому собрались здесь принести за оные благодарение Богу, и просить продолжения благословения Его над жизнию и деятельностию возлюбленного подвижника.
   Можно ли было не пожелать утешения участвовать в сей молитве, и не призванному к ней, но узнавшему ее предмет и время?
   А участие в сем торжестве словом? Не так же ли желательно? -- Видите, что я уже уступил и сему желанию.
   Но если вы ожидаете, чтобы я вошел в ваш труд, и увенчаваемому вами также сплетал венец из слова, не исполню ожидания вашего: ибо знаю, что исполнением сего не удовлетворен, а отягчен был бы тот, кто при своих деяниях всегда имел и имеет в виду не похвалу и славу от человеков, но обязанность, правду, пользу, человеколюбие, верное исполнение Державной воли, наконец, Самим Христом для человеческой деятельности предпоставленную цель -- "славу, яже от единого Бога" (Иоан. V. 44). Да и место, на котором стою, назначено не для похвалы и славы человеческой, но для провозглашения славы Божией, для слова Божия, для возвещения воли Божией, для напоминаний и советов о том, что угодно Богу, и спасительно для нас.
   Не колеблюсь сказать, что торжество, вами составленное, не было бы очень возвышенным, если бы в нем заключалось только желание сделать нечто приятное одному досточтимому лицу. Высшее достоинство вашего торжества заключается в том, что вы чрез него выражаете общественное мнение, благоговеющее пред испытанною временем и созревшею добродетелию; и таким образом произносите сильное поучение себе и другим.
   С необыкновенным вниманием взираете вы на {В рукоп. автора вместо сих слов прежде было: "Вы чтите".} долгую жизнь, всецело посвященную верному и чистому исполнению обязанностей к присным, к подчиненным, к ближним вообще, к Отечеству, к Царю, к Богу, и более, нежели со вниманием; вы ее одобряете, чтите. Прекрасно, и сугубо сие прекрасно, если с сим вместе каждый одобряет к собственному исполнению то, что одобряет и чтит в исполнении другого {В рукоп. автора вместо сих слов прежде было написано: "Прекрасно! Одобрите же каждый для себя к исполнению то, что одобряете к исполнению другаго".}.
   Притча Соломонова говорит: "венец хвалы старость; на путех же правды обретается" (Притч. XVI. 31). То есть: вы можете достигнуть старости, которая будет увенчана похвалою: но чтобы достигнуть такой старости, надобно идти к ней путем добродетели. А если не сим путем пойдете: то или не достигнете старости, или старость ваша не будет увенчана. Приближающиеся к старости! Будьте внимательны {В рукоп. автора стояло: "осмотритесь".}, верным ли путем идете к ней. Младолетные! Не отлагайте вступить на путь добродетели, на котором одном можете найти "венец хвалы" для вашей старости. Не только на пути порока, но и на распутиях легкомыслия, суеты, роскоши, праздности, нельзя найти "венца хвалы". Пожелаем и помолимся, чтобы честь, воздаваемая испытанной добродетели, была семенем и действительным посевом добродетели на обширном поле; чтобы чтимая добродетель не преставала отражаться в чтущих ее, чтобы сословие благородных по роду и наименованию всегда обиловало благородными чувствованиями и деяниями; чтобы велия мощь вельмож продолжала проявлять себя в великих общеполезных подвигах, чтобы "сынове родящиися" (Пс. 77:6), которые сменят нас на поприще жизни общественной, не возмнили не утвержденным своемудрием и поверхностно блистательною деятельностию затмить и заменить древнюю добродетель, глубоко на вере и благочестии основанную.
   Да не забудется и сия притча: "вельможи, и судии, и сильнии славни будут, и несть от них ни един вящший боящагося Господа" (Сир. X. 27). Аминь.
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru