Филарет
Беседа в день Тезоименитства Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Беседа в день Тезоименитства Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича

(Говорена в Чудове монастыре августа 30-го; напечатана в Твор. Св. От. в 1853 г. и в собрании 1861 г.)

1855 год

   Умножися на мя неправда гордых: аз же всем сердцем моим испытаю заповеди Твоя (Пс. CXVIII. 69)
   Священное и возлюбленное имя Александра созвало нас во храм, и соединило в молитве веры, надежды и благодарности. С благоговением чтим память святого Александра Невского, который силою веры отражал и вещественное оружие врагов отечества, и мысленное оружие врагов православной Церкви; и пред сильным неверным властителем исповедал свою веру так, что своим прямодушием и дерзновением обезоружил его. С утешением воспоминаем Александра Благословенного, который вместе с верноподданными, также одушевляясь верою и надеждою на Бога, не только исцелил рану, нанесенную России поработителем многих царств, проникшую до сердца ее, но и державу врага до сердца пронзил, и это не к смерти, а к исцелению от порабощения. С благодарением и надеждою молимся о Александре втором, наследовавшем имя, благословенное прежде, в залог благословений будущих.
   Любовь к царю не желала бы уменьшать светлость настоящего дня никаким облаком неприятной мысли; но таже любовь не может и один день провести без заботливых мыслей о тяжком подвиге, в который царь и Отечество наше поставлены неправдами бывших союзников, а ныне врагов наших.
   Поистине, Россия может ныне приносить Богу правды древнюю жалобу: "умножися на мя неправда гордых".
   После неправды соседа, который, быв защищен Царем России от сильного мятежника, вместо благодарности, нарушил царственные договоры и древние права Святых Мест, утеснил православных христиан и тем начал распрю, сколько еще родилось неправд! Восстала "неправда гордых", которая не могла спокойно смотреть на победоносное могущество России, впрочем ни для какого царства и народа не тягостное, а для многих благотворное; и, судя по себе, не хотела верить правде России; вымышляла мечтательные на нее подозрения и обвинения, и раздражала ими умы народов. Возбудилась неправда своекорыстия, и, не довольствуясь многими уже, широкими путями к приобретениям, взыскала открыть себе новые, оружием и кровопролитием. Была ли правда в предприятии миротворства, когда предложившие условия мира, какие они нашли безобидными для обеих разногласящих сторон, получив на оные согласие России, вместо того, чтобы соединиться с нею, и поддерживать общее уже с нею дело мира, обратились на сторону противника ее, и возжгли войну? Была ли правда и в другом подобном предприятии, когда доверенные воюющих и невоюющих держав нашли путь, которым все они полагали возможным дойти до мира, но две державы вновь обратились решительно на путь войны, не оправдывая сего никакими причинами, и скрывая свои намерения? Не явны ли неправды войны, в которой враги наши свои неудачи против укрепленных мест думают вознаграждать опустошением беззащитных, вероломно употребляют знамя мира, чтобы убивать или грабить не ожидающих битвы, не щадят немощного пола и возраста, оскорбляют святыню поруганием и святотатством? Есть ли правда в союзе, в который вступили христиане с неверными против христиан, с желанием, договоры в пользу христиан, по праву заключенные, без права уничтожить, -- в котором защищающие попирают защищаемого, -- в который не побуждениями справедливости, а угрозами и прельстительными обещаниями стараются вовлекать царей и народы, чтобы они проливали кровь за дело, для них чуждое?
   Что при сем думаешь ты, христианин россиянин? Не смущаешься ли, что так много попущено неправде. -- "Не ревнуй лукавнующим; ниже завиди творящим беззаконие: зане, яко трава, скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут" (Пс. XXXVI. 1--2). Израиль страдал; Фараон причинял ему страдания: Израиль избавлен; Фараон погиб. Сеннахирим и его многочисленное войско вторглись в пределы иудейского царства, ругались над Иерусалимлянами и над Езекиею, и даже хулили Бога; Езекия молился: Сеннахирим и его войско погибли; Езекия и Иерусалим спасены.
   Древнюю жалобу на "умножившуюся неправду гордых" напомнил я, и на неправду, ныне против нас умножившуюся, указал вам, братия, не для того, чтобы увеличить вашу скорбь, или поколебать вашу твердость, но чтобы найти вам и себе утешение, подкрепление и охранение от зла.
   Вслушаемся внимательно в слова древнего противоборца неправды, не найдем ли в них щита для ограждения себя от нее, и оружия для отражения нападений ее. "Умножися, -- говорит, -- на мя неправда гордых". Если неправда умножилась; если она устремляется на тебя: что же ты делаешь? как защищаешься от нее? чем отражаешь ее? Покажи образец, особенно нам безоружным. -- Он продолжает: "аз же всем сердцем моим испытаю заповеди Твоя", Боже! -- Видите ли достопримечательный образ подвига против нападающей неправды? Неправда восстает против правого: а он "всем сердцем испытует заповеди" Божии, как бы хранилище победоносных оружий против неправды. Но что может он сделать заповедями Божиими против неправды, которая решилась не бояться их? -- Он может испытанием заповедей Божиих, испытанием себя по заповедям Божиим, признанием своих грехов, покаянием в них, исправлением от них, победить неправду в самом себе; а в следствие того, видно, он уверен, что возможет победить неправду и вне себя. В самом деле, если правда Божия попускает неправде врагов с силою нападать на нас; то, конечно, потому наиболее, что мы, будучи правы пред врагами нашими, в то же время не правы пред Богом: а если мы верным исполнением заповедей Божиих вступим в мир и союз с Богом; то, без сомнения, Бог правды не лишит нас всесильной Своей защиты. Царство Божие в мире давно постановило, написало и провозгласило свой договор, в лице Израиля, со всеми царствами человеческими, следующий: "аще слухом послушаете гласа Господа вашего, хранити и творити заповеди Его: -- предаст тебе Господь Бог враги твоя, сопротивящияся тебе сокрушены пред лицем твоим" (Втор. XXVIII. 1, 7).
   Кто вникнул в сказанное теперь: тот не будет думать, что он, или кто другой из нас, не участник в происходящей ныне брани за Отечество против неправедных врагов. Нет. Все до одного мы в ней участвуем, -- если не в ее деле, то в ее успехе. Нашею верою, молитвою, покаянием, беспорочностию, благоделанием, короче, исполнением заповедей Божиих мы привлекаем силу и помощь Божию себе и защитникам Отечества, с таким непоколебимым мужеством за него подвизающимся: нашим забвением заповедей Божиих, нашими грехами удаляем себя от силы и помощи Божией; и что, если более между нами удаляющих благодать Божию, нежели привлекающих ее?
   В истории браней народа Божия видим, что после того, как Иисус Навин с войском чудесно перешел Иордан, открывший для сего свое дно, чудесно низложил Иерихон звуком труб и восклицаниями воинов, -- внезапно, при нападении на малый город, воины израильские были отражены и поражены. Смутились и вождь и войско, не понимая, почему отступила от них помощь Божия. Почему же? -- "Рече Господь ко Иисусу:...согрешиша людие;...сего ради не могут сынове Израилевы стати пред лицем врагов своих" (Нав. VII. 10--12). Дело в том, что Ахар из добычи Иерихонской взял золотой сосуд, деньги и одежду, что вождем было запрещено под клятвою. Преступник истреблен: и Божия помощь и победа возвратились к войску израильскому. Если один грешник и один грех так был опасен: колико должно быть опаснее множество грехов многих грешников!
   Вразумимся и убедимся, что наша собственная неправда для нас вреднее чужой; что страшнее наших врагов -- наши грехи. Станем крепко против сих домашних врагов. Надежное против них оружие близ нас: оно в слове Божием, в заповедях Божиих и в нашей совести! Тогда, как "умножися" на нас "неправда гордых", мы со смирением и с особенною ревностию "всем сердцем да испытуем заповеди" Божии, чтобы в верном их исполнении находить нашу безопасность и спасение. Аминь.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru