Филарет
Беседа в день совершившегося пятидесятилетия от учреждения Екатерининского Училища благородных девиц

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Беседа в день совершившегося пятидесятилетия от учреждения Екатерининского Училища благородных девиц

(Говорена февр. 10; напечатана в Твор. Св. От., в Моск. и Губерн. Вед. 1853 г., и в собр. 1861 г.)

1853 год

   Жену доблю кто обрящет? Дражайша есть камения многоценного таковая (Прит. XXXI. 10.)
   Опытный Соломон, видно, почитал не очень обыкновенным явлением доблестную жену, когда сказал: "жену доблю кто обрящет?" Слова сии дают разуметь, что ее надобно искать; и как желательно найти ее, так сомнительно, чтобы она была найдена удобно. Если такой отзыв неприятным покажется дщерям Евы: то да поревнуют девы и жены христианские, чтобы в них не была редкостью доблесть, которая редкостью была в глазах Соломона; потому что он имел пред глазами жен иудейских и языческих; и потому что не ясно видел в дали времен Благодатную Деву Матерь, и "приводимых Царю" небесному "дев" и жен "в след Ее" (Псал. XLIV. 15), хотя и слышал о них от своего родителя Пророка, и сам был Пророк: "отчасти бо разумеваем, и отчасти пророчествуем" (1Кор. XIII. 9).
   Но если Соломон в одной черте своего изображения соединяет и свет и тень: зато как чисто светла у него другая черта! Если он не щедро уделяет женскому полу доблесть: зато как высоко ценит доблестную жену! "Дражайша есть камения многоценного таковая". Почему премудрый судитель обращает особенное внимание на женскую доблесть, и ее превозносит? -- Думаю, потому, между прочим, что видит ее в немощной части человечества. Когда видите высокую и сильную доблесть в лице мужа: вы не столько удивлены, сколько удовлетворены, найдя вполне то, чего можно было требовать от сей природы. Но когда такую же доблесть встречаете в немощном естестве жены: ваше ожидание превышено, и вы не только довольны, но и удивлены. Например, смотря на Иакова, который, чтобы угасить несправедливую вражду брата, добровольно осуждает себя на изгнание из родительского дома, и, не взяв ничего из наследства богатого отца, с одним странническим посохом, идет в отдаленную страну, без сомнения, с чувством удовольствия, скажете вы: это великодушно, это достойно сына Исаакова, внука Авраамова. Но если посмотрите на Руфь, которая по любви к свекрови, беспомощной иноплеменнице, и по уважению к ее добродетели и благочестию, решается оставить свое родство и отечество, и, будучи самою Ноемминью удерживаема от сего трудного и, по-видимому, безнадежного подвига, не колеблется и говорит Ноеммини: "идеже идеши ты, и аз пойду, и идеже водворишися ты, водворюся и аз, людие твои людие мои, и Бог твой Бог мой" (Руф. 1:16): при виде сей мужеской в жене крепости духа, сего восторга добродетели, думаю, вы не только довольны, но и удивлены, и тронуты.
   Довольно пока сих воззрений на Соломоново изображение доблестной жены. Оно мне представилось, как зеркало, отражающее в себе образ высоко доблестной жены, который, не кистью на полотне, не письменами на хартии, но живыми воспоминаниями начертанный, светит ныне в наших мыслях и сердцах.
   "Жену доблю кто обрящет? -" Не редким ли подлинно и неудобно обретаемым явлением была та, которая, произшед от светлого рода вне православной Церкви и России, правым рассуждением и рассудительною любовию переродила Себя в приискреннюю дщерь православной Церкви и нового Своего отечества, -- которая, привившись посредством супружества к оскудевавшему отраслями древу царского в России рода, оставила оное по себе обильные цветущие и плодоносные ветви простирающим далее пределов России, -- которая венценосною главою и "дражайшими камения многоценного" доблестями сердца сияла в трех последовательных царствованиях, -- явилась великою матерью двух великих царей? И кто же обрел для сей высокой судьбы высоко доблестную Марию? Прозорливый ум Екатерины? Чистый взор Павла? Это верно. Но это не все. Ее обрело и даровало России особенное, благодеющее России, Провидение Божие.
   Но я должен удержать порывы слова, немогущего следовать за многообразными доблестями приснопамятной Императрицы, и стеснить оное в пределы, указуемые местом, временем и предметом настоящего торжества.
   Когда Павел Первый восприял самодержавие России: тогда, зная, чего для блага ее может ожидать от своей супруги, он отделил в ее управление и попечение особую область человеколюбия. Не обширна была сия область, когда приняла ее в свою власть Мария: но Мария постепенно расширила ее, создала в ней новые учреждения, благоустроила их, упрочила. Одним из первых созданий ее была сия обитель воспитания благородных дев, которые не имели бы средств получить достаточное образование в семействах, и которые, получив оное здесь, были бы способны внести оное в семейства, устроить свое благосостояние и вспомоществовать своим родителям. При сем ее человеколюбивое чувство объяло весь державный дом, и все его члены оказали ей содействие в сем благотворном учреждении. Двадцать пять лет возделывала и возращала она сей насажденный ею вертоград: и вот, двадцать пять уже лет после нее, он продолжает являться цветущим и приносящим нравственный плод, в ознаменование того, что его насадила искусная и благословенная рука, и что дух человеколюбивой попечительности, одушевлявшей Благочестивейшую Марию, почил и на преемнице ее, благочестивейшей Александре.
   Итак, праведно, чтобы мы с благоговейным вниманием остановились на пределе совершившегося ныне полувекового бытия сего учреждения, и, взирая на его прошедшее и настоящее оком радости, на его будущее оком надежды, наипаче "возвели очи наши" и благодарные сердца "к... Живущему нанебесах" (Пс. 122:1), "к... Отцу,...из Него же всяко отечество на небесех и на земли именуется" (Еф. III. 14--15), к Царю, из Него же всякое царство на небесех и на земли именуется. Благословен еси, Дающий в Царе отца народу Своему, и в Царице матерь сынам и дщерям людей Своих! "Боже сил, обратися убо, и призри с небесе, и виждь, и посети виноград сей" (Пс. LXXIX. 15) и не престани посещать Твоим благословением и Твоею благодатию! Да всегда "радуютсясынове" России "о Царе своем" (Пс. CXLIX. 2)! Да всегда пребывают Царь и Царица России отцом и матерью о чадах веселящимися!
   Да подвизаются же и дщери России с своей стороны, чтобы оправдывать царские о них попечения и благие чаяния!
   И для сего возвратимся на краткое время к Соломонову изображению доблестной жены; и укажем некоторые черты, доступные общему подражанию.
   "Вкуси, яко добро есть делати" (Притч. XXXI. 18). То есть: не жаждет она забав. В труде и полезном занятии находит более вкуса, нежели другие в увеселениях и забавах.
   "Не угасает светильник ее всю нощь" (Притч. XXXI. 18). Не предается она мрачному и долгому сну, и не освещает ночи тысячею светильников, которые не светят никакому полезному делу. У нее "не угасает светильник", который светит ее нощной работе, или ее нощной молитве; наипаче же, в душе ее "не угасает светильник" веры, в ожидании грядущего в полунощи небесного Жениха.
   "Сугуба одеяния сотвори мужу своему, от виссона же и порфиры себе одеяния" (Притч. XXXI. 22). Не хочет она быть данницею иноплеменникам за мечтательное изящество и прихотливые новости в одежде: для нее та одежда лучше, в которой менее чужого труда.
   "Уста своя отверзе внимательно и законно, и чин заповеда языку своему" (Притч. XXXI. 25). Не полагает она достоинства в дерзости суждения, ни удовольствия в многоречии; не оскверняет языка ее насмешка и злоречие, и не расстраивает ее духа и вида необузданный смех; здравый ум и доброе сердце отверзают уста ее для слова чистого и непорочного, и вскоре скромность запечатлевает их.
   Так живописуя учит древний, опытный, царственный мудрец. Не увеличим и не затрудним урока. Обратим только к нынешней жене и к нынешней деве сказанное в другом случае при виде доброго образца: "иди и ты твори такожде" (Лук. X. 37). Аминь.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru