Филарет
Слово в день Тезоименитства Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Слово в день Тезоименитства Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича

1850 год

(Говорено в Мариинской церкви Императорского Вдовьяго Дома, декабря 6; напечатано в Губерн. Вед. 1850 г.; в Твор. Св. От. 1851 г. и в собрании 1861 г.)

   Сеяй скудостию, скудостию и пожнет: а сеяй о благословении, о благословении и пожнет (2Кор. IX. 6).
   Святый Апостол Павел, в послании к Коринфским Христианам, между прочим, приглашает их собрать между собою милостыню, и приготовить для отправления в Иерусалим, в пользу тамошних бедных Христиан. Он желает от них обильного благотворения; но не желает вынуждать оного: и потому притчею подает им мысль, посредством которой они сами расположились бы к щедрости. "Сеяй скудостию, скудостию и пожнет: а сеяй о благословении, о благословении и пожнет". Кто сеет скудно, у того скудна будет и жатва: а кто сеет обильно, у того и жатва обильна будет. То есть: кто благотворит скупо, тот не имеет права на щедрое воздаяние; а кто благотворит щедро, тот получит обильный плод благотворения и щедрую награду от Бога.
   Как обильно сеет благотворения Благочестивейший Государь Император наш, приемля, где можно, в содействие столь же благотворную руку Благочестивейшей Супруги Своей! Беспомощному младенчеству -- питание, отрочеству и юношеству -- воспитание и образование способностей к полезной и благополучной жизни в обществе, истощившей силы заслуге -- почетное довольство, убогой старости и дряхлости -- призрение и покой, вдовицам -- тихое и обеспеченное убежище, болящим -- врачевание и сердобольное служение, -- вот разнообразное сеяние, которое никогда у Него не прерывается. Кроме сего каждое радостное событие в Его семействе вновь отверзает Его сердце, чтобы благотворением даровать радость сердцам, стесненным лишениями и скорбями. Если в каком бы то ни было крае обширного Царства случилось бедствие, от которого многие пострадали: при первой о сем вести тотчас простирается рука Царя, чтобы на месте бедствия посеять вновь семена благосостояния. К правилу, "да не увесть шуйца, что творит десница" (Мф.6:3), Он присовокупляет другое, чтобы десница не была останавливаема тем, что творит шуйца: милующая и благотворящая "десница" Его не редко, видимо или сокровенно, простирается и к тем, которых Его правосудие поставляет ошуюю, -- на месте суда и осуждения.
   О, "Даяй семя сеющему" (2Кор. IX. 10), и возращаяй плод, и умножаяй жатву! Даруй, и не престани подавать Державному Сеятелю благодеяний обильную жатву Твоих благословений, -- долгоденствие и благоденствие, радость благотворящего сердца, признательность облаготворенных, любовь народов, преуспеяние благих начинаний, победоносный мир и миротворную победу.
   Мне кажется, что сию молитву о Царе приносит вместе с нами и в Бозе почившая Матерь Царева, Которая за двадцать пять лет пред сим завещала праздновать нынешний день особенно здесь, посреди облаготворенных и орудий благотворения, дабы к молитвам нашим тем удобнее преклонился Милующий милостивых.
   Обратимся к самим себе.
   Не думаю, чтобы кто принял намерение не сеять ни зерна добра на поле нужды и бедствия подобных себе. Таким расположением означилось бы не человеческое сердце. Но если надобно сеять: то конечно лучше сеять с надеждою обильной, нежели скудной, жатвы. А для сего, как учит Апостольское слово, надобно и сеять обильно. "Сеяй о благословении, о благословении и пожнет".
   Здесь представляется не незатруднительный вопрос: что значит: "сеять обильно"? Если скажем, что это значит сеять в большом количестве: то надобно будет заключить, что жребий сеять обильно, и в следствие того иметь обильную жатву, то есть, щедрую от Бога награду, может достаться только немногим людям богатым; и что, напротив того, наибольшее число людей, люди, не обладающие богатством, по необходимости должны ограничиться скудным сеянием, и потому не могут надеяться обильной жатвы благословений Божиих. Но можно ли думать, что таков суд Божий? -- Верно не таков, как можем усмотреть из примера упоминаемой в Евангелии вдовицы, которая подала в Церковь только две лепты, и однако, по свидетельству и суду Христову, посеяла обильнее всех богатых. "Воистину глаголю вам, яко вдовица сия убогая множае всех вверже" (Лук. XXI. 3). Если бы она имела еще две лепты, и подала их нищему: Господь, без сомнения, также сказал бы, что она обильнее всех подала милостыню.
   Скажем ли, что сеять обильно значит благотворить в соразмерности с способами, какие для того имеем? Но удобно ли определить сию соразмерность, при неисчислимо различных степенях довольства, и при разнообразии собственных нужд у призываемых к благотворению? У Евреев был закон, который на Богоугодные дела определял десятину, то есть, десятую долю от всего приобретаемого. Но Закхей мытырь нашел для себя неудовлетворительною законную меру благотворения, и назначил себе иную: "се пол имения моего, Господи, дам нищим" (Лук. XIX. 8). Закхееву меру благотворения конечно неудобно предлагать многим: но и меру Еврейского закона {По Евреин. Сборн.:"народа".} многие ли найдут для себя удобною? Христианская Церковь не перенесла в свои правила закона Иудейской Церкви о десятине: по предусмотрению ли неудобств в исполнении оного, или по уважению к свободе Христианской, о сем пусть рассуждает каждый, как хочет. Мой долг напомянуть только, что, по достоинству Христианства, Христианская добродетель должна быть выше Иудейской.
   Предлагаем меру благотворения, никогда не затруднительную, всегда верную и благонадежную: такая мера есть -- любовь. Тот "сеет о благословении", и "о благословении пожнет", кто благотворит из любви к Богу, из любви ко Христу, из любви к ближнему.
   Христос Спаситель сказал: "Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею; -- возлюбиши искреннего твоего, яко сам себе; -- в сию обою заповедию весь закон и Пророцы висят" (Матф. XXII. 37--40). Из сего Апостол вывел заключения: "любяй друга, закон исполни: -- исполнение закона любы есть" (Рим. XIII. 8, 10). Другой Апостол определил свойство законоисполнительной любви, когда сказал: "не любим словом, ниже языком, но делом и истиною" (1Иоан. III. 18). Из сих главных начал Христианского закона очевидно следует, что кто благотворит из любви к Богу и ближнему, у того благотворение, в чем бы ни состояло, всегда имеет полноту, и таким образом он сеет всегда не скудно, всегда с надеждою благословенной жатвы. Имеющему же много, любовь не позволит сеять мало.
   Христос, грядущий Судия мира, предварительно изъяснил нам, откуда для сеющих благотворения возрастет {В Губерн. Вед.: возрастает...} жатва вечного благословения. Она возрастет {В Губерн. Вед.: возрастает...} не из вещества благотворения. Что значат лепты, поданные нищему? Что значат, если угодно, и груды золота, рассыпанные щедростию? -- Все та же земля и тлен? Великое ли дело, по воле отдать другому нечто из того, что вскоре по неволе все оставишь, или что еще скорее тебя оставит? Вещество благотворения есть тело мертвое, если не присутствует и не действует душа, то есть, любовь. Она дает благотворению жизненность, рост, плод, жатву. Нищего, которого так часто оставляют без внимания, или милуют с пренебрежением, Господь любит, и пострадал за него, и желает спасти его; и потому желает, чтобы он не отчаялся в своих страданиях, чтобы не умер преждевременно. Итак, если и ты, по заповеди Господней, любишь нищего; то ты встречаешься и соединяешься в любви с Господом. Если с любовию утешаешь нищего, и благотворишь ему: то хотя мало, хотя ничтожно, однако же споспешествуешь Господу хранить и спасать нищего. Вот каким образом твое благотворение нищему переходит к Господу, и Он по истине глаголет: "понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе" (Матф. XXV. 40). Вот каким образом малое зерно благотворения приносит бесчисленную и бесконечную жатву: "приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира" (Матф. XXV. 34).
   Побуждаясь таковыми размышлениями, да не оставляем, братия, без исполнения совета Апостольского: "благотворения и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог" (Евр. XIII. 16). При том возлюбим лучший образ благотворения, -- благотворение из любви. Сеемое рукою любви, растет уже в минуту посева. Любовь умножает утешение благотворящаго; потому что ничто не делается с таким удовольствием, как то, что делается из любви. И получивший благодеяние, сделанное с любовию, сугубо чувствует благодеяние.
   Но при такой важности любви в отношении к благотворению, если кто ее {По Евреин. сборн. и Губерн. Вед. этого слова нет.} не чувствует, когда предстоит случай к благотворению, и если не располагают к ней качества требующего благодеяния: не надобно ли уже удержаться от благотворения? -- Отнюдь нет. Чтобы недостатки ближнего не препятствовали твоей любви, призови в помощь смирение. Если и не имеешь живого чувства любви, благотвори из послушания заповеди любви. Господь призрит на подвиг послушания, и дарует тебе радость любви, и чрез нее -- совершенство благотворения. Аминь.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru