Слово по освящении храма Св. Архистратига Михаила, при открытии 2-го Московского Кадетского корпуса
(Говорено Дек. 6; напечатано в Моск. Вед. 1849 г. в Тв. Св. От. 1856 г. и в собр. 1861 г.)
1849 год
Сия есть победа, победившая мир, вера наша (1Иоан. V. 4).
Россия обильна победами и умеющими стяжавать победы. Это говорят дела. Это знает Вселенная.
Но вот еще рассадник побед. Еще учреждение для образования благородных воинов. Еще новый военный стан, только не подвижной, а неподвижный, не в шатрах, а в доме, некогда Царском; и -- среди нового военного стана новый храм "Бога мира" (Евр. XIII. 20).
О, Боже мира! Где же обещанное Тобою чрез Пророка время, когда "раскуют мечи на орала, и копия на серпы, и не возмет язык на язык меча" (Ис. 2:4), следственно и учиться военному искусству не нужно будет? Без сомнения, есть такое звено в многосложной цепи времен; ибо глагол, от Тебя исшедший, не возвратится к Тебе тощ. Но мы недовольно разумеваем времена и лета, которые Ты положил в Своей власти. "Грядет час, и ныне есть, егда речеши мир на люди Твоя", на царства, на грады, на веси, на души: но мир Твой и у Тебя Самого следует тому же закону, который Ты предписал ему для Твоих посланников: "аще будут ту сыны мира, почиет на них мир Твой, аще ли же ни, к Тебе возвращается" (Лук. X. 6), в ожидании сынов мира.
Слава Богу, мир обитает в отечестве нашем! Благочестивейший Самодержец блюдет его: и если недавно поднимал оружие, то на защиту мира; и, завоевав мир союзному царству, а по связи происшествий, конечно и многим другим, не умедлил возвратиться в Свой внутренний мир.
Но при всем том похвалится ли наше время обилием сынов мира? У многих народов, на которых наречено имя Бога мира, не утрачен ли мир внутренний? И мир взаимный не в безпрерывной ли почти опасности? Не видели-ль мы, как пламя раздоров, мятежей, междоусобий обнимало города, переходило из города в город, из царства в царство; и если потушено, то не мелькают ли еще из-под пепла искры? -- Для таких времен, самая любовь к миру должна быть вооружена, чтобы охранять мир; самые сыны мира имеют нужду в искусстве брани и во всякой готовности к отражению врагов мира.
Итак благодарение прозорливой попечительности Самодержца, не престающей усиливать средства общественной защиты и безопасности.
Да приидут мудрые наставники, да приидут благородные юноши, одни -- преподавать, другие -- изучать науку воинов, науку побеждать врагов Царя и Отечества, науку защищать Царя и Отечество.
А я хотя не могу отказаться от звания и должности воина; потому что некто из людей моего рода службы другому, принадлежащему к той же службе, дал сию заповедь: "ты убо злопостражди, яко добр воин Иисус Христов" (2Тим. 2:3): однако ничего не могу сказать вам о искустве оружием наносить врагам раны и смерть, и тем приобретать победу. Мне указано оружие, -- меня учили искусству брани, -- которыми не отъемлется жизнь, а сохраняется, или даже дается мертвому. "Оружия воинства нашего не плотская "(2Кор. X. 4). "Несть наша брань к крови и плоти "(Еф. VI. 12). "Сия есть победа, победившая мир, вера наша". О сей победе должен я сказать нечто, хотя немногое.
"Победа, победившая мир" -- это победа огромная. И потому не стоит ли труда узнать, как она приобретена, и как может быть приобретаема вновь, хотя не в прежнем объеме. -- Провозвестник сей великой победы сказывает, что оружие, сила, искусство, которыми оная приобретена, заключаются в вере. Он утверждает, что только владеющий сим оружием, сею силою, сим искусством, т. е. верою, именно, верою во Иисуса Христа Сына Божия, может сделаться победителем мира. "Кто есть побеждаяй мир? Только веруяй, яко Иисус есть Сын Божий" (1Иоан. V. 5).
Удивительно, что Св. Евангелист Иоанн провозглашал уже победу веры Христовой над миром, когда мир далеко не истощил еще против нее своих враждебных сил и средств. Так прозорливо видел Апостол ход дела; так верно предвидел исход. Нам удобнее видеть в совершении то, что он провидел в начатках. Мир Римский (как любила называть себя Римская держава, гордо, но не без основания, потому что в ней заключалось все значительное и сильное в мире), мир языческий, в продолжении нескольких веков, вел войну против Христианства. На стороне мира были: власть, сила, искусство, образованность, многолюдство, народное мнение. Жестокость и ласка, лесть и клевета, угроза и обещание, награда и казнь, обогащение и грабительство, освобождение и порабощение, возвышение и изгнание, умствование мудреца и пытка мучителя, предрассудки и ярость народа, -- все превращено было в оружия против Христианства. С другой стороны Христианство являлось без власти, без силы, без искусства, без защиты, без оружия, кроме пренебрегаемого миром оружия веры в Бога невидимого и в Сына Его Иисуса Распятаго. Но чем кончилась сия слишком неравная брань? -- Мир языческий рушился и рассыпался в прах, а Христианство возвысилось и возгосподствовало, переродив мир в новую жизнь. Воистину, "сия есть победа, победившая мир, вера наша".
Св. Апостол Павел, в послании к Евреям, представляет ряд достопамятных имен и событий, в доказательство того, что, во все времена мира, все возвышенное, дивное, чудесное совершалось не иначе, как верою. О сем, скажу вместе с ним, "не достанет ми повествующу времене": но, вместе же с ним, не умолчу "о Гедеоне, Вараце же и Сампсоне и Иеффаи, о Давиде же и Самуиле" и о других (которых число не трудно было бы увеличить именами и наших Царей и Вождей), "иже верою победиша царствия, содеяша правду, -- возмогоша от немощи, Быша крепцы во бранех, обратиша в бегство полки чуждих" (Евр. XI. 32--34). Итак словом Апостольским утвердите себя и в сей мысли, что та же вера, которая приобрела и приобретает духовную над миром победу Церкви и душе верующей, приобретает и ратоборную победу над врагами благоверному царству и верному вождю и воину.
Но как и самое надежное оружие доставляет победу только тому, кто умеет хорошо употреблять оное: то пекитесь, подвижники за Царя и Отечество, -- пекитесь, для себя и для тех, которых должны руководствовать к подобным подвигам, чтобы уметь хорошо употреблять победоносное оружие веры.
Священное писание учит, что "веровати подобает приходящему к Богу, яко есть, и взыскающим Его мздовоздатель бывает" (Евр. XI. 6). Но это есть только начаток, или первая степень веры; это значит усматривать веру, а не собственно иметь и употреблять ее. Веруем, что Бог есть: но много ли чрез сие приобретаем, если Он неприступен? Веруем, что Бог есть мздовоздатель: но что чрез сие приобретаем, если, по суду собственной совести, заслуживаем не воздаяние за то, что Его взыскуем, а наказание за то, что не довольно Его взыскуем, и не довольно Ему благоугождаем? Сии недоумения и затруднения разрешаются только тогда, когда вступаем на вторую степень веры, когда веруем в воплощенного Сына Божия Иисуса Христа, -- когда веруем в Него, по откровению слова Божия, признавая в Нем "Сущего над всеми Бога, благословенного во веки" (Рим. IX. 5), и вместе истинного "человека, и ходатая Бога и человеков" (1Тим. II. 5). поелику Он Бог: то в Нем неистощимы для нас сокровища Божественной премудрости и благодати, и Его крестная за нас жертва имеет бесконечную цену, для удовлетворения за нас бесконечному правосудию, и бесконечную силу, для воскрешения нас от смерти, наведенной грехом. поелику Он человек: то Он близок ко всем человеческим состояниям, кроме греха, и по изречению Апостола, "Сам искушен быв, может и искушаемым помощи" (Евр. II. 18), и земною жизнию Своею представляет совершенный образец для нашей жизни. поелику Он Богочеловек и Ходатай Бога и человеков: то Бог уже не недоступен для нас. Божественное человечество Христа есть узел, связующий с Божеством все человечество, есть небесная лествица, по которой молитвы наши невозбранно восходят к Отцу Небесному, есть гора Божия, по которой непрестанно струятся на человечество токи даров Святого Духа. Когда такую во Христа веру объемлем и умом и сердцем: тогда вера восходит еще на высшую степень; она переходит в "упование непосрамляющее" (Рим. V. 5), и в "любовь николиже отпадающую" (1Кор. XIII. 8); проникает во всю жизнь и деятельность человека; и тогда, по слову Самого Христа, "вся возможна верующему" (Мк. 9:23). Тогда он удобно побеждает плоть с ее вожделениями и страстями, потому что в вере и любви к Богу и Христу обретает духовную сладость, которая возвышается по мере отвержения чувственных услаждений; удобно побеждает мир с его прелестями и неприязнию, потому что "вменяет вся уметы быти, да Христа приобрящет" (Фил. III. 8). Наконец он непобедим и победоносен и в брани против врагов Царя и Отечества, потому что не страшится ни трудного подвига, ни смерти, взирая очами веры и надежды на небесный венец, прекрасный для всякого подвизающагося верую и правдою, и преимущественно величественный для непоколебимого и в смертном подвиге за верность Вере, Царю и Отечеству.
Дети, призываемые к уготовлению на подвиги брани! Вам еще рано думать о победах на великом поприще: но и вам можно, и должно приобретать немаловажные для вас победы на не широком поле вашей учебной жизни: любознательностию и трудолюбием побеждать леность и праздность, вниманием к полезному и должному побеждать рассеянность и легкомыслие, духом повиновения удерживать порывы юношеской воли, чувством достоинства отражать могущее встретиться неблагородное внушение или недобрый пример. Силу же для сих нравственных побед почерпайте в благоговении к Богу, в вере, в молитве. Часто да взывает каждый к Отцу небесному: "благости и наказанию и разуму научи мя" (Пс. CXVIII. 66). "Научи мя творити волю Твою" (Пс. CXLII. 10).
Святый Михаиле, которого покровительству вручен храм сей! Вождь небесных воинств, неотрицающийся споспешествовать и земным (как очевидно руководствовал Ты вождя Иисуса Навина, и научил разрушить крепкий Иерихон не оружием, но верою; ибо "верою стены Иерихонския падоша" (Евр.11:30))! приими в Твое покровительство и сию обитель уготовляемых на защиту Отечества: простирай благодатное крило над умами и сердцами детей и их руководителей, охраняй сей новый вертоград, яко рай Божий, да обильно сеются и растут в нем семена истины, добра и чести; а врага, покушающагося сеять плевелы, да не допустит вера, победоносная над видимым и невидимым.
Предстоя близко престолу Царя Царствующих, предстательствуй, подобно как некогда о древнем народе Божием, предстательствуй о благоденствии и долгоденствии Благочестивейшего Самодержца нашего, и Благоверного Наследника Его, и о всем Царском Доме Его, и о верном Его народе, да пребывает истинная, святая вера всегда сердечно и действенно нашею, а с нею всегда будет нашею и победа {В Твор. Св. От. и Моск. Вед. здесь вставлены следующия слова: Михаиле, Княже небесный! Тезоименитому Тебе Великому Князю недавно прешедшему из нашего видимаго мира в ваш невидимый, возвести, -- если сие позволено, -- что любезным Ему военно-учебным учреждениям Его попечительность и любовь отеческая возвращены вполне в Его Высоком Преемнике; -- что любовь к Нему живет и ныне в сердце Державнаго Брата Его; -- что благодарную о нем память хранят и хранить будут все приближавшиеся к нему и все, до которых и в дали достигала Его доброта.}. Аминь.