(Говорено в Троицкой Лавре Сент. 25; напечатано в Твор. Св. От. 1848 г. и в собр. 1861 г.)
1848 год
Вы же род избран, царское священие, язык свят, люди обновления, яко да добродетели возвестите из тмы вас Призвавшего в чудный Свой свет (1Петр. 2:9).
Кого это изображает Апостол Петр такими светлыми, возвышенными чертами? Не святых ли прославленных, каковых близкий нашему созерцанию образ представляет Преподобный и Богоносный Отец наш Сергий? По-истине он, и все они суть "род избран", не только в человечестве, но и в самом христианстве. Они суть "священие", потому что своими предстательствующими за нас молитвами освящают и приближают к Богу наши немощные и несовершенные молитвы; и притом "царское священие", потому что силою молитвы и данной им благодати владычествуют над силами природы. Они явственно и вразумительно "возвещают добродетели Призвавшего" их "в чудный Свой свет", именно, Его премудрость и всеведение-употреблением дарования прозорливости, Его всемогущество-действием дарования чудес, Его благость -- изцелениями и другими благотворными действиями, на нас милостиво простираемыми.
Но, читая приведенные нами слова Апостола Петра, в его Соборном послании, в соображении с составом его речи, мы должны расширить их значение. Он простирает речь к людям, которых уподобляет "новорожденным младенцам" (1Петр. 2:2), которые были некогда "не людьми", а ныне сделались "людьми Божиими" (1Петр. 2:10), которых увещевает "огребатися от плотских похотей" (1Петр. 2:11): следственно говорит ко всем христианам, не исключая и начинающих подвиг христианский, и младенчествующих в вере.
Итак знаете ли, братия христиане, что вы такое, по слову и разумению Апостольскому? "Вы род избран, царское священие, язык свят, люди обновления". Если не все вы таковы по плодам жизни: тем не менее все таковы по семени духовной жизни, в вас посеянному. Не все таковы по добродетелям: но все таковы по вере, вам преданной, и по благодати Таинств христианских, впечатленной в душах ваших.
И что же? Если такое достоинство нам уже приписывается: не должны ли мы, или поддержать оное, поколику действительно имеем, или подвизаться приобрести, поколику не чувствуем в себе оного в силе и действии? Для сего точно и указует нам Апостол на высоту нашего христианского достоинства, чтобы с сей высоты указать обязанность, к которой он нас призывает, и подвигнуть к исполнению сей обязанности. "Вы род избран, царское священие, язык свят, люди обновления". Но для чего даны вам такие преимущества? -- "Яко да добродетели возвестите из тмы, вас Призвавшего в чудный Свой свет".
"Вся содела Господь Себе ради", сказует избранный ведец дел Божиих, Соломон (Прит. XVI. 4). Не потому "Себе ради", чтобы нужду имел в творении Творец, и без него вседовольный Сам в Себе: но потому "Себе ради", что для творения нельзя назначить иной решительной цели, если надобно сделать оное совершенным и блаженным. поелику в Боге источник жизни и блаженства для твари: то и должна она к Богу взирать и стремиться, для Бога жить и действовать, чтобы таким образом непрерывно почерпать от Него жизнь и блаженство.
Но что значит жить и действовать для Бога? Можно сделать что-нибудь для человека, и это будет нечто значить для него. "Сыну человеческому правда твоя", говорит глубокомысленный друг Иова (Иов. XXXV. 8). Но для Бога бесконечного, что значит действие твари, всегда ничтожной пред Ним? "Что даси Ему? или что из руки твоея возмет" (Иов. XXXV. 7)? Что можешь для Него сделать? -- Можешь простираться к Богу, не как дающий, но как приемлющий даруемое. Можешь верою отверзать Ему свое сердце, как поток отверзает свое недро изливающемуся в него источнику. Можешь соответствовать Дарующему верным хранением даруемого и употреблением по воле Его. Можешь возносить к Богу мысли исповедания Его совершенств и даров, и чувствования удивления, любви, благодарения, подобно как цветок возносит к небу благоухание, возбужденное влиянием неба. Наконец, поелику Неприступный в Своей неограниченности и высочайшей святости не всегда непосредственно подает Свои дары существам ограниченным, а часто, и обыкновенно, подает посредством одних другим: то можешь и должен ты уподобляться потоку, который приемлемою свыше от источника влагою орошает окружающее и низшее; можешь и должен явленное тебе и в тебе от Бога и о Боге, при благовременности, являть словом, а всегда впечатлевать в твои дела и жизнь, чрез что и познание совершенств Божиих и самое причастие даров Божиих, при общении твоем с другими, будет распространяться, и на низшия создания Божии тобою будет нисходить действенное благословение. И сие-то есть вообще "прославлять Бога", и в особенном отношении к вам, христиане, "возвещать добродетели вас Призвавшего в чудный Свой свет".
И что может быть свойственнее сего назначения? -- Как естественно потоку во всем течении своем представлять то, что принял он от источника: так же свойственно человеку, во всем течении своей жизни, являть то, что приял он от всеблагого и премудрого Бога, частию в сотворении, наипаче же в благодатном обновлении чрез Христа, и таким образом возвещать Божии совершенства и добродетели. Как свойственно привитому дереву приносить благородный плод, по силе, сообщенной ему привитием: так же свойственно христианину, которому верою и таинством привита Божественная сила Христова, приносить плод духовный, и тем прославлять Бога, по слову Самого Христа: "о сем прославися Отец Мой, да плод мног сотворите" (Иоан. XV. 8).
Что может быть и справедливее сего назначения? -- Если все, что вы имеете, имеете от Бога; если особенно чрез Христа "призвал" Он "вас в чудный Свой cвет", от тьмы неведения во свет истины, от тьмы греха в свет благодати и правды, от тьмы оскверненной и смущенной совести в свет совести очищенной и мирной, от тьмы смертной во свет жизни: то в чем вы можете отказать Ему в воздаяние за толикие дары? Как же еще умеренно требование, чтобы вы, не отъемля их у себя, употреблением посвятили оные Даровавшему, и таким образом "возвещали добродетели вас Призвавшего в чудный Свой свет!"
Что может быть и счастливее сего назначения? -- Имеющие чувство доброго и прекрасного не потребуют доказательства на то, что теперь скажу. Высшая степень счастия есть -- благотворить, а вторая по сей степени -- быть благодарным. Итак, если человек, облагодетельствованный человеком, живее чувствует свое счастие, когда возвещает добродетели своего благодетеля: то возвещать "добродетели Призвавшего вас в чудный Свой свет", и тем распространять сей свет, -- не есть ли больше, нежели счастие? Не есть ли это самое блаженство?
Если же кто, не смотря на все сие, уклоняется от назначения прославлять Бога и возвещать Его добродетели: таковому должны мы указать, что он выходит из порядка всех созданий Божиих, потому что это есть их всеобщее назначение, хотя разнообразно исполняемое, по разнообразию и степеням тварей.
Что делают там, в невидимом небе, ближайшие предстоятели престола Вседержителя? -- По сказанию тайновидца, "покоя не имут день и нощь, глаголюще: свят, свят, свят, Господь Бог Вседержитель" (Апок. IV. 8). Что значит: "покоя не имут"? Не то, чтобы они изнурялись непрестанными славословиями, как трудом без отдыха, но то, что, находя в словословиях радость и блаженство, не желают прекратить словословия, как не желают прекратить радость и блаженство. Если бы на сие кто сказал, что это выше нас: то сему, не кстати боящемуся высоты, я бы ответствовал, что и в невысокой нашей жизни на земли, мы должны готовиться к высокой жизни небесной: потому что земля есть рассадник и училище для неба; и потому надобно нам обучать себя хотя некоторым начаткам того, что делают на небе, чтобы оно после жизни земной, не отвергло нас, как неспособных.
Но если угодно, понизим взор. Что делают сии видимые небеса? -- Ты, может быть, не слышишь; но чуткий и верный слух Пророка слышит, что "небеса поведают славу Божию" (Псал. 18:2).
Сойдем еще ниже, к тварям земным, и даже к низшим между земными. Не слышим ли в псалме, к чему призывает их Пророк? "Хвалите Господа от земли, -- бездны, огнь, град, снег, горы, холмы, древа, зверие, скоти, птицы" (Псал. CXLVIII. 7--10). Если призывает: то, конечно, видит в них способность, и знает их назначение "хвалить Господа".
Итак, когда видимые "небеса", которым Бог не даровал слова, тем не менее "поведают славу Божию": какая превратная несообразность, если не поведает ее свойственным себе образом словесное творение Божие. Если все земные, даже низшия твари хвалят Господа: то не ниже ли всех их сам себя поставляет человек, когда не возвещает добродетелей своего великодаровитого Творца, Промыслителя?
"Род избранный!" Береги себя от нравственного унижения. Тщательно испытывай себя, христианин, возвещаешь ли ты своею жизнию добродетели Призвавшего тебя в чудный Свой свет. Если и дoбpoдетeли, но только твои собственные, возвещаешь ты голосом явного или шепотом тайного тщеславия: ты уже не на высоте "языка святаго". Что ж, если жизнь твоя обнаруживает мало добродетели, много суеты, не мало порока? Достойно ли это тебя? Не говорю: достойно ли твоего Бога?
Прежде, нежели скажешь слово, испытай, какое будет его действие, и еще строже, прежде нежели сделаешь дело, испытай, что будет оно говорить: ибо дела говорят сильнее слов.
Поставь мысль о Боге и о Христе душею твоей жизни, движущею силою твоих нравственных действий, и твоя жизнь и дела будут сами собою возвещать добродетели Призвавшего тебя, лучше богословских речей и рассуждений.
Тщися жить духовно, а не плотски: и твоя жизнь будет возвещать добродетели "Отца духов".
Милосердуй, благотвори, даже и врагам: и ты будешь сим возвещать "совершенство Сияющего солнцем Своим на злые и благие" (Мф.5:45).
Будь безропотно предан Богу в несчастии, в скорби: и ты будешь проповедником Божия Провидения.
Храни безгневие, кротость, смирение: и в самом безмолвии ты будешь провозвестником добродетелей кроткого и смиренного сердцем Иисуса. Ради Его спостражди страждущему, постражди за охранение блага общего, за избавление ближнего от неправды и беды: и будешь исповедником Положившего душу Свою за спасение мира.
Так живя, и по таким побуждениям действуя, ты пребудешь достойным Призвавшего тебя в чудный Свой свет, сохранишь и умножишь свет тебе дарованный; и когда возрадуешься, ничто не возмутит твоей радости; когда помолишься, ничто не преградит молитве твоей пути на небо. Славя Бога на земли, упрочишь себе наследие славы на небесах. Ибо не прейдет слово Его: "прославляющие Мя прославлю" (1Цар. II. 30). Аминь.